logo
16a_Gos_byudzhet_nalogi

6. Воздействие налогов на цену и объем производства.

Налоги могут воздействовать на изменение общего уровня цен если:

а) процедура по взиманию и обратному вливанию средств в хозяйство отражается на скорости обращения денег (налоги – орудие перераспределения);

б) тяжелые и неравномерные налоги приводят к сокращению производства и уменьшению товарной массы.

Так появляются 2 проблемы:

 все перелагаемые (косвенные) налоги влияют на цену отдельных товаров, рост цены одного товара может уравновешиваться снижением цены другого товара, следовательно, общий уровень цен не изменится;

 налоги влияют на объем производства товара, притом, воздействие налогов на объем производства разных товаров будет разным. Это связано с различной эластичностью спроса по цене. Следовательно, налоги влияют на структуру производства через механизм цены, спроса, предложения (см. график).

Таким образом, налог, создавая разницу между ценой, заплаченной покупателем и ценой, полеченной продавцом, снижает и производство и потребление, следовательно, ухудшает и положение продавца, и положение покупателя, изменяя структуру общественного производства, перекачивая капитал из отрасли в отрасль.

Р

Е1

Р1 Е

Р0

Р2

Q1 Q0 Q

Где, D – спрос, S – предложение до введения налога. Вводится акциз, следовательно, растет P и S S1. продавцы желают продать тот же объем, но не по P0, а по P1, желающих купить становится меньше и E E1 – это рыночное равновесие, в котором покупатели платят P1, а продавцы получают лишь P2, так как реализуют меньший объем.

1 Акцизы – косвенный налог, включается в цену продукции. Это изъятие в бюджет сверхприбыли от высокорентабельной продукции.

2 Акцизы – косвенный налог, включается в цену продукции. Это изъятие в бюджет сверхприбыли от высокорентабельной продукции.

3 Эмиссия – выпуск в обращение денег и ценных бумаг, осуществляемых гос. банком и пр.