logo search
544 УМП Налоговые системы зарубежных стран-2010

Тема 2. Характеристика налоговой статистики зарубежных стран

1. Уровень налогообложения в мировой экономике.

2. Налоговое бремя и показатели его оценки, применяемые в развитых странах.

3. Налоговая статистика и налоговая информация: значение для экономических агентов.

1. Уровень налогообложения в мировой экономике

Оптимальный размер налогового бремени (уровень налогообложения) – центральная макроэкономическая проблема любого государства. Мнение о том, что чем ниже уровень налогового бремени, тем стремительней и динамичней развивается экономика государства, на сегодняшний день, абсолютно несостоятельно. К налоговым реформам «рейганомики» сегодня отношение неоднозначное, и налоговая теория постулат «низкие налоги – высокая экономика» до сих пор не доказала и не апробировала2.

Напротив, многие зарубежные экономисты убеждены, что снижение налогов может нанести серьёзный ущерб экономике. Например, несмотря на масштабное снижение налоговых ставок в США, в 80-е годы резко возрос дефицит государственного бюджета, а норма сбережений в разгар «рейганомики» составляла всего 3,9% (самый низкий уровень среди промышленно развитых стран).

По уровню налогового бремени все страны мира условно можно разделить на две группы: 1) юрисдикции с высокими налогами; 2) юрисдикции с либеральным налогообложением.

К юрисдикциям с высокими налогами относятся большинство развитых стран. Ставки корпоративного налога и индивидуального подоходного налога в этих странах составляют порядка 30 – 60%, ставки налогов на распределение прибыли в форме процентов, дивидендов, роялти – 15 – 35%. В этих странах существует жёсткая процедура создания корпораций, контроль финансовой отчётности, высокий уровень налоговых санкций за нарушение налогового законодательства.

Среди юрисдикций с либеральным налогообложением выделяют три вида юрисдикций:

1) юрисдикции без прямых корпоративных и индивидуальных подоходных налогов. В таких странах применяются только косвенные налоги в виде ежегодных пошлин за ведение бизнеса, разовых регистрационных сборов и других аналогичных налогов (к таким юрисдикциям с определённой долей условности можно отнести страны Карибского региона);

2) юрисдикции с низким уровнем прямых налогов. В таких странах ставки корпоративных и индивидуальных подоходных налогов для определённых категорий плательщиков не превышают 30%,а в некоторых случаях – не превышают и 10%. К данному виду юрисдикций относятся Кипр, Венгрия, Израиль, Швейцария;

3) юрисдикции с высокими налоговыми ставками, но с достаточно существенными налоговыми послаблениями для некоторых типов компаний. Льготы предоставляются в основном для привлечения зарубежных инвестиций и стимулирования внешнеэкономической деятельности. К данному виду юрисдикций относятся Ирландия, страны Бенилюкс.

2. Налоговое бремя и показатели его оценки, применяемые в развитых странах

На макроэкономическом уровне налоговое бремя3 представляет собой обобщенный показатель, характеризующий роль налогов в жизни общества, определяемый как отношение общей суммы налоговых сборов к ВНП. Налоговое бремя отражает ту часть произведённого обществом продукта, которая перераспределяется посредством бюджетных механизмов в целях финансирования функций и задач государства.

Некоторые зарубежные экономисты определяют налоговое бремя как меру экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов и отвлечением их от других возможных направлений использования.

В зарубежных странах этот показатель варьируется от 52% в Швеции до 5% в Непале. Средний уровень налогового бремени в зарубежных странах обычно колеблется в пределах 30 – 40%. При этом налоговое бремя в странах ЕС остаётся существенно более высоким, чем, например, в США и Японии4.

В России, по последним данным (апрель 2008 года), налоговое бремя с учётом поступлений во внебюджетные фонды составляет 34,7% от ВВП.

Для оценки налогового бремени в зарубежной практике используется показатель интегральной полной ставки налогообложения (ПСН) добавленной стоимости5. ПСН определяется как отношение суммы всех налогов и обязательных платежей, внесённых предприятием, его работниками и собственниками в бюджет и государственные внебюджетные фонды, к величине добавленной стоимости при условии уплаты общих для всех предприятий налогов и реализации продукции на внутреннем рынке.

Упрощённая формула расчёта выглядит следующим образом:

ПСН = (НП+НР+НС)*100%/ДС, (1.1)

где ДС – добавленная стоимость (разница между выручкой от реализации продукции и материальными затратами на её производство);

НП – налоги с предприятия, включая сборы, обязательные отчисления и другие изъятия в бюджет и внебюджетные фонды;

НР – налоги с работников (НДФЛ и взносы в ПФР);

НС – налоги с собственников или инвесторов (налог на дивиденды).

Зарубежная практика показывает, что если ПСН превышает 40% (так называемый порог Лаффера), то инвестирование в производство становится невыгодным. Следует отметить также, что налоговое бремя, измеренное показателем ПСН в России, оказывается слишком высоким даже по сравнению с европейскими странами.

Другим макроэкономическим показателем, позволяющим выявить зависимость уровня налогообложения в экономике от определяющих макроэкономических факторов, является коэффициент эластичности налогов. Он используется для характеристики изменения налоговых поступлений под влиянием валового национального продукта, доходов населения, уровня розничных цен и т.д. и является показателем эффективности налогового регулирования. Коэффициент эластичности налогов определяется следующим образом:

Э = (Х0/Х) * Y/Y0 , (1.2)

где Э – коэффициент эластичности;

Х – начальный уровень налоговых поступлений (всех, группы налогов или отдельного налога);

Х0 – прирост налоговых поступлений (всех, группы налогов или отдельного налога);

Y – начальный уровень определяющего фактора (например, ВНП, доход и др.);

Y0– прирост анализируемого фактора.

Коэффициент эластичности налогов показывает, на сколько процентов изменяются налоговые доходы (группы налогов или отдельного налога) при изменении определяющего фактора на 1%.

Данный коэффициент может быть больше, равен или меньше единицы. Если он равен единице, то доля налоговых доходов государства в ВНП остаётся стабильной. Так, например, в Германии коэффициент эластичности всех налогов на протяжении двух десятилетий равен 1. Если коэффициент больше единицы, то налоговые доходы увеличиваются более быстрыми темпами, чем возрастает ВНП и удельный вес налоговых доходов в ВНП возрастает. При коэффициенте меньше единицы доля налоговых поступлений в ВНП снижается.

В некоторых зарубежных странах для расчёта налогового бремени используется показатель эффективной налоговой ставки (ЭНС), который представляет собой долю налога в суммарном облагаемом доходе налогоплательщика. При применении методов обложения доходов плательщиков по принципу сложной прогрессии налоговые ставки, установленные законодательством, показывают размер обложения лишь для отдельных частей дохода налогоплательщика. Для того чтобы определить эффективную налоговую ставку, необходимо вначале вычислить долю, изымаемую налогом из каждой отдельной части дохода, а затем их сумму отнести к общей сумме доходов.

Эффективная налоговая ставка, так же как и показатель ПСН, характеризует общее налоговое бремя с точки зрения целесообразности инвестиций. По западным стандартам, предельный уровень ЭНС составляет 35,4% (так называемая «налоговая ловушка»). При увеличении доли изымаемой через налоги добавленной стоимости предприятий от указанной предельной величины инвестиции в расширение производства становятся невыгодными.

В российской практике экономистами Е. Егоровой и Ю. Петровым была определена отечественная эффективная налоговая ставка в размере 58,9%, что практически полностью исключает развитие процессов инвестирования в России.

3. Налоговая статистика и налоговая информация: значение для экономических агентов

Наличие актуальной и проверенной налоговой статистики и налоговой информации для экономических агентов имеет существенное значение.

Налоги – один из главных инструментов государства в осуществлении экономической и социальной политики. Решение обозначенных задач напрямую зависит от уровня налоговых поступлений. Анализ уровня налогообложения, тенденций развития налоговой базы и составляющих её элементов, планирование и прогнозирование налоговых доходов – важнейшая задача финансовых и налоговых ведомств.

Налоговая информация и налоговая статистика дают возможность определять рентабельность производства по каждому предприятию, отрасли, налоговую базу по каждому конкретному налогу, налоговый потенциал отдельной территории и всей страны в целом, который, в свою очередь, служит базой для расчёта поступлений налогов на перспективу.

Существенное значение налоговая информация и налоговая статистика имеют и для налогоплательщиков при принятии решений о стране организации бизнеса с наиболее благоприятным режимом налогообложения, форме организации бизнеса, видах деятельности, возможностях инвестирования в экономику той или иной страны.

Задание к вопросу 3: На основе анализа имеющейся налоговой информации составьте перечни стран с указанием уровня налогообложения, предельных ставок корпоративного налога, налога на распределение прибыли, индивидуального подоходного налога, НДС, социальных платежей.

Контрольные вопросы к разделу 1

1. Как Вы понимаете следующее утверждение: «налоговая система должна успешно решать фискально-перераспределительную задачу»?

2. Раскройте содержание следующего утверждения: «налоговая система должна органично связываться с принципом социальной справедливости».

3. Укажите другие принципы функционирования налоговых систем в развитых странах.

4. Назовите основные направления унификации налоговых систем в развитых странах.

5. По каким экономическим показателям можно судить об уровне развития налоговых систем?

6. Назовите известные Вам типы налоговой политики.

7. Охарактеризуйте «политику разумных налогов».

8. Назовите известные Вам модели налоговых систем. Какой показатель заложен в основу такого деления?

9. Охарактеризуйте англосаксонскую модель налогообложения.

10. Охарактеризуйте евроконтинентальную модель налогообложения. Для каких стран она характерна?

11. Дайте определение понятию «налоговая юрисдикция». Укажите, какие группы налоговых юрисдикций выделяют.

12. Охарактеризуйте юрисдикции с высокими налогами.

13. Охарактеризуйте юрисдикции с либеральным налогообложением. Какие виды указанных юрисдикций выделяют?

14. Проанализируйте с критических позиций различные трактовки понятий, используемых для определения уровня налогообложения в экономике.

15. Определите значение показателя «эффективной налоговой ставки» для расчёта налогового бремени. Опишите методику расчёта данного показателя.

16. Определите значение коэффициента эластичности налогов в макроэкономике. Как он рассчитывается? И что он показывает?

17. Определите значение показателя «интегральной полной ставки налогообложения» для оценки налогового бремени. Опишите методику его расчёта.

18. Каково значение налоговой статистики и налоговой информации для экономических агентов?

19. Есть ли различия, на Ваш взгляд, в таких понятиях, как «налоговая ловушка» и «порог Лаффера»?

20. Назовите величину налогового бремени в Российской Федерации. Соответствует ли налоговая система России по данному показателю налоговым системам развитых стран?

Тесты к разделу 1

1. Основной тенденцией функционирования налоговых систем стран с развитой рыночной экономикой является:

1.1 гармонизация налоговых систем;

1.2 глобализация налоговых систем;

1.3 унификация налоговых систем.

2. К экономическим показателям, позволяющим охарактеризовать уровень развития налоговой системы, относятся:

2.1 собираемость налогов, показатели эффективности налогового контроля;

2.2 соотношение прямого и косвенного налогообложения, структура прямого налогообложения, уровень налогового бремени;

2.3 индикативные показатели по мобилизации налогов в бюджетную систему, совокупная ставка налогообложения.

3. Унификация прямого налогообложения в странах с развитой рыночной экономикой происходит путём:

3.1 принятия документов, аналогичных «Основам мирового Налогового кодекса»;

3.2 разработки систем налоговой классификации;

3.3 заключения соглашений об устранении двойного налогообложения.

4. Налоги какого уровня в развитых странах занимают наибольший удельный вес в общем объёме всех взимаемых налогов?

4.1 центрального;

4.2 муниципального;

4.3 местного.

5. Укажите страну, из числа развитых стран с самым высоким уровнем налогообложения (налоговым бременем):

5.1 США;

5.2 Япония;

5.3 Швеция.

6. Назовите авторов документа «Основы мирового Налогового кодекса»:

6.1 У. Хасси, Д. Любик;

6.2 Т. Гоббс, О. Мирабо;

6.3 А. Смит, Д. Рикардо.

7. Какие страны первыми осуществили работу по унификации косвенного налогообложения?

7.1 страны ЕврАзЭС;

7.2 страны ЕС;

7.3 страны НАТО.

8. Налоговые системы каких стран можно отнести к англосаксонской модели налогообложения?

8.1 Австрия, Бельгия, Германия;

8.2 Франция, Италия;

8.3 США, Канада.

9. Для какой модели налогообложения характерна ориентация на косвенное налогообложение?

9.1 англосаксонской;

9.2 смешанной;

9.3 латиноамериканской.

10. По характеру осуществления налоговой политики государства выделяют:

10.1 политику максимальных налогов, политику экономического развития и антиинфляционную политику;

10.2 политику разумных налогов, политику максимальных налогов, политику с высоким уровнем налогообложения при значительной социальной защите;

10.3 англосаксонскую, евроконтинентальную и оффшорную.

11. По какому показателю выделяют четыре известные модели налоговых систем, получивших названия англосаксонской, евроконтинентальной, латиноамериканской и смешанной?

11.1 уровень налогообложения;

11.2 метод обложения;

11.3 соотношение прямых и косвенных налогов.

12. На макроэкономическом уровне налоговое бремя – это:

12.1 обобщённый показатель, характеризующий роль налогов в жизни общества, и определяемый как отношение общей суммы налогов и сборов к совокупному национальному продукту;

12.2 обобщённый показатель, характеризующий роль налогов в жизни общества, и определяемый как произведение общей суммы налогов и сборов и совокупного национального продукта;

12.3 обобщённый показатель, характеризующий роль налогов в жизни общества, и определяемый как отношение совокупного национального продукта к общей сумме налогов и сборов.

13. Налоговое бремя отражает часть произведённого обществом продукта, которая перераспределяется посредством:

13.1 кредитных механизмов;

13.2 финансовых механизмов;

13.3 бюджетных механизмов.

14. Средний уровень налогового бремени в развитых странах составляет:

14.1 45 – 55%;

14.2 25 – 35%;

14.3 30 – 40%.

15. В зарубежных странах для расчёта налогового бремени используется:

15.1 показатель максимальной налоговой ставки;

15.2 показатель минимальной налоговой ставки;

15.3 показатель эффективной налоговой ставки.

16. Показатель эффективной налоговой ставки рассчитывается как:

16.1 отношение доли налога к суммарно облагаемому доходу налогоплательщика;

16.2 отношение суммарно облагаемого дохода налогоплательщика к доле налога;

16.3 отношение доли налога к ВВП.

17. Эффективная ставка налога характеризует:

17.1 общее налоговое бремя с точки зрения целесообразности установления новых налогов;

17.2 общее налоговое бремя с точки зрения эффективности налоговой системы;

17.3 общее налоговое бремя с точки зрения целесообразности инвестиций.

18. Отметьте верное, на Ваш взгляд, утверждение: снижение налогового бремени:

18.1 может нанести серьёзный ущерб экономике;

18.2 может привести к резкому экономическому росту;

18.3 не окажет значительного влияния на экономику.

19. В макроэкономике для характеристики изменений налоговых поступлений под влиянием некоторых экономических факторов используют:

19.1 коэффициент эластичности налогов;

19.2 коэффициент гибкости налогов;

19.3 коэффициент сбалансированности налогов.

20. Если коэффициент эластичности налогов меньше 1, то:

20.1 доля налоговых поступлений в ВНП снижается;

20.2 доля налоговых поступлений в ВНП растёт;

20.3 доля налоговых поступлений в ВНП не меняется.

21. Коэффициент эластичности налогов показывает:

21.1 на сколько процентов изменятся налоговые доходы при изменении определяющего фактора на 1%;

21.2 на сколько процентов изменятся налоговые доходы при изменении определяющего фактора;

21.3 на сколько процентов изменятся налоговые доходы при проведении налоговых реформ.

22. Налоговая юрисдикция – это:

22.1 территория, внутри которой действуют соответствующие налоговые законы; 

22.2 территория исключительной экономической зоны, характеризующаяся льготным налогообложением;

22.3 право государства устанавливать любые налоги на любые источники доходов.

23. По уровню налогообложения все страны условно можно разделить на следующие группы:

23.1 юрисдикции с высокими налогами и налоговые гавани;

23.2 юрисдикции с высокими налогами и с низким уровнем прямых налогов;

23.3 юрисдикции с высокими налогами и юрисдикции с либеральным налогообложением.

24. К юрисдикциям с низким уровнем прямых налогов относятся:

24.1 США, Япония, Швеция;

24.2 Бенилюкс, Ирландия;

24.3 Кипр, Венгрия, Швейцария.

25. К юрисдикциям с высокими налогами относятся:

25.1 США, Япония, страны Скандинавии;

25.2 страны Карибского региона;

25.3 Кипр, Венгрия, Швейцария.

26. Юрисдикции с либеральным налогообложением делятся на следующие виды:

26.1 юрисдикции без прямых налогов, юрисдикции без косвенных налогов и юрисдикции с низким уровнем прямых налогов;

26.2 юрисдикции с высокими налогами, налоговые гавани и юрисдикции с низким уровнем прямых налогов;

26.3 юрисдикции без прямых налогов, юрисдикции с низким уровнем прямых налогов и юрисдикции с высокими налоговыми ставками с предоставлением налоговых преимуществ определённым типам корпораций.

27. Международный опыт показывает, что инвестирование в производство становится невыгодным, если полная ставка налогообложения (ПСН) превышает:

27.1 30%;

27.2 40%;

27.3 50%.

28. Так называемый порог Лаффера связывается с величиной:

28.1 налогового бремени;

28.2 коэффициента эластичности налогов;

28.3 интегральной полной ставки налогообложения.

29. Центральной макроэкономической проблемой любого государства является:

29.1 обеспечение экономической безопасности;

29.2 определение оптимального размера налогового бремени;

29.3 оценка налоговых рисков.

30. Кривая Лаффера показывает:

30.1 связь между налоговыми ставками и ВВП;

30.2 связь между ставками и объёмом налоговых поступлений в бюджет;

30.3 связь между налоговыми ставками и ВНП.

Выводы по разделу 1

Итак, мы выяснили, что общие принципы функционирования и развития налоговых систем характерны для большинства развитых стран. Как правило, такие постулаты находят закрепление на законодательном уровне. Среди известных экономических показателей в налоговых системах развитых стран наиболее часто применяются два основных – налоговое бремя и соотношение прямых и косвенных налогов.

Основной тенденцией функционирования налоговых систем развитых стран является их унификация, проявлением которой является гармонизация национальных налоговых систем и налоговой политики стран. Унификация налоговых систем проводится по отдельным направлениям: унификация основ налогообложения косвенного, прямого налогообложения и т.д.

При формировании налоговых систем в их основу могут закладываться различные параметры. Так, например, по показателю «соотношение прямых и косвенных налогов» выделяют четыре основных модели налоговых систем – англосаксонская, евроконтинентальная, латиноамериканская и смешанная модели.

В развитых странах роль налоговой политики в формировании и распределении доходов хозяйствующих субъектов чрезвычайно высока. В зависимости от характера налоговой политики государства выделяют три её типа – политика максимальных налогов, политика «разумных налогов», налоговая политика, предусматривающая высокий уровень налогообложения при значительной социальной защите населения.

Рассматривая уровень налогообложения в разных странах, мы выяснили, что определение оптимального размера налогового бремени – центральная макроэкономическая проблема любой страны. По уровню налогового бремени все страны мира условно можно разделить на две группы – юрисдикции с высокими налогами и юрисдикции с либеральным налогообложением. Для оценки величины налогового бремени в зарубежной практике применяются два основных показателя – интегральная полная ставка налогообложения добавленной стоимости (ПСН) и эффективная налоговая ставка (ЭНС). Оба этих показателя характеризуют общее налоговое бремя с точки зрения целесообразности инвестиций.