84.Системы налогообложения малых предприятий.
В зависимости от различных показателей выбирается один из четырех специальных режимов налогообложения или применяются несколько одновременно.
Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей– специальный налоговый режим для сельскохозяйственных товаропроизводителей(организаций и индивидуальных предпринимателей,производящих сельскохозяйственную продукцию или выращивающих рыбу, осуществляющих ее первичную или последующую переработку).
Система предусматривает на добровольных началах замену единым сельскохозяйственным налогом (ЕСХН)уплату налога на прибыль, НДС(кроме НДС,подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию Российской Федерации),налога на имущество и ЕСН.
Упрощенная система налогообложения(УСН) – одна из наиболее популярных систем, поскольку налогоплательщик имеет возможность выбора объекта налогообложения,кроме того, он может вести бухгалтерский учет в минимальном объеме, что,безусловно,является существенным преимуществом.
Объектом налогообложения могут быть доходы (облагаются по ставке 6%) или доходы, уменьшенные на величину расходов (облагаются по ставке 15%). Выбор объекта налогообложения зависит от доли расходов в общем объеме выручки и их состава, так как не все расходы уменьшают доходы в целях налогообложения.
При переходе на УСН налогоплательщик,в зависимости от организационно-правовой формы, освобождается от уплаты следующих налогов:
ООО – налога на прибыль, НДС (учитывая требование гл. 21 НК РФ, обязывающей уплачивать НДС со стоимости товаров, ввезенных на территорию Российской Федерации), налога на имущество организаций, ЕСН;
ИП – налога на доходы физических лиц (НДФЛ) от предпринимательской деятельности, НДС (требование гл. 21 НК РФ), налог на имущество (только в отношении имущества, использованного в деятельности индивидуального предпринимателя) и ЕСН.
Существуют жесткие ограничения,установленные Налоговым Кодексом РФ по применению УСН.
Не имеют права применять данную систему:
банки, страховщики, негосудар ственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, ломбарды и нотариусы, занимающиеся частной практикой;
юридические лица и ИП, занимающиеся игорным бизнесом, производством подакцизных товаров, добычей полезных ископаемых (кроме не числящихся на государственном балансе и установленных в подп. 1 п. 2 ст. 336 НК РФ), являющиеся участниками соглашений о разделе имущества;
переведенные на единый налог на вмененный доход (ЕНДВ) в соответствии с гл. 26.3 НК РФ;
переведенные на ЕСХН.
Кроме того, на УСН,согласно подп.13 п. 3 ст. 346.12 НК РФ,не имеют право переходить организации:
имеющие филиалы и (или) представительства на территории Российской Федерации (ст. 55 ГК РФ);
в которых доля участия сторонних организаций превышает 25%;
списочная численность работников которых за налоговый период превысила 100 человек;
в которых стоимость основных средств (ОС) и нематериальных активов (НА), определенных в соответствии с ФЗ «О бухгалтерском учете», превышает 100,00 млн. руб.
К неудобству данной системы можно отнести легкость утраты права по ее применению.
Для этого достаточно выйти за лимит годового дохода в 20,00 млн. руб. или иметь остаточную стоимость ОС и НА более чем в 100,00 млн. руб. (п.4 ст. 346.13 НК РФ). Как следствие,возможная обязанность доплаты налога на прибыль,уплата штрафных санкций, восстановление данных бухгалтерского учета за весь период применения упрощенного режима налогообложения,возможная дополнительная сдача налоговой и бухгалтерской отчетности.
Вполне оправдано было бы увеличение суммы этого лимита, для того чтобы более широкий круг предпринимателей смог воспользоваться данной системой,а налогоплательщики,уже использующие ее, не испытывали неудобств,связанных с переходом на общий режим налогообложения при незначительном превышении лимита.
Кроме того, налогоплательщики УСН должны отслеживать все изменения в налоговом законодательстве,так как введение нового налога или изменение названия налога означает автоматическое включение их в качестве его плательщиков.Решение дублировать учет хозяйственных операций по правилам бухгалтерского учета или возможное появление обязанности перехода на уплату ЕНВД по одному или некоторым видам деятельности может повлечь за собой увеличение затрат на ведение учета.
Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) –специальный налоговый режим, который применяется в обязательном порядке в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, если предприниматели и организации занимаются следующими видами деятельности:
оказание бытовых и ветеринарных услуг; услуг по ремонту, техническому обслуживанию, мойке автотранспортных средств и платных автостоянок;
услуг общественного питания и розничной торговли;
распространения или размещения наружной рекламы.
Существует возможность«выбора» ЕНВД для видов деятельности,для которых установлены следующие ограничения:
розничная торговля (площадь торгового зала не более 150 кв. м);
оказание услуг общественного питания (площадь зала обслуживания не более 150 кв. м);
оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов (не более 20 транспортных средств).
Соответственно превысив эти ограничения или, наоборот,уменьшив показатели до уровня ограничений,можно применять либо ЕНВД, либо общую или упрощенную систему налогообложения.
Размер налога фиксирован и не зависит от величины полученного дохода.
Данная система является не всегда экономически выгодной предпринимателю по причине частого несовпадения фактически полученного дохода с фактической суммы уплаченного ЕНВД.
Отсутствие возможности учета затрат при исчислении ЕНВД и, как следствие,снижение возможности к расширению бизнеса, влечет за собой желание налогоплательщика избежать уплаты ЕНВД путем перепрофилирования своей деятельности и переноса ее в регионы, где ЕНВД не уплачивается.
Стоит отметить, что,наряду с недостатками,налог обладает и неоспоримым преимуществом– снижением себестоимости продукции(работ, услуг)за счет отсутствия таких налогов,как НДС и ЕСН,что особенно актуально для малых предприятий.
Также хотелось бы обратить внимание на то, что п. 4 ст.346.12 НК РФ дает право организациям и индивидуальным предпринимателям применять УСНО и систему налогообложения в виде ЕНВД одновременно.
Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции– довольно специализированный налоговый режим, применяемый при выполнении соглашений о разделе продукции(полезных ископаемых,добытых из недр на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе Российской Федерации и(или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации),заключенных между государством и пользователем недр в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции».
Но,как показывает статистика,самой популярной системой у представителей малого бизнеса является упрощенная система налогообложения в виде патента для индивидуальных предпринимателей.
Система налогообложения на основе патента– модернизированный вид УСН.
Суть этого способа уплаты налогов состоит в уплате фиксированной суммы за патент на вид деятельности,которым предприниматель занимается,не привлекая к своей деятельности наемных работников.
Покупка патента осуществляется на квартал,полугодие, 9месяцев или год и оплачивается двумя частями:одну треть стоимости –не позднее 25дней после начала работы по новой системе,оставшуюся часть – не позднее25 дней по окончании периода, на который был выдан патент.
Годовая стоимость патента определяется как соответствующая налоговой ставке, предусмотренной п. 1 ст. 346.20 НК РФ,процентная доля установленного по каждому виду предпринимательской деятельности,предусмотренному п. 2 ст. 346.25.1 НК РФ,потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода.
Размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода устанавливается законами субъектов Российской Федерации по каждому из видов предпринимательской деятельности,по которому разрешается применение ИП упрощенной системы налогообложения на основе патента.
Преимущество данного подхода,несмотря на необходимость соблюдения ограничения по размеру годовой выручки,в том, что список видов деятельности с возможностью приобретения патента настолько обширен, что охватывает практически весь спектр интересов малого предпринимательства.При этом условия работы с покупкой патента намного проще условий УСНО.
- 76. Основные направления стратегического менеджмента.
- 75. Финансовое планирование и бюджетирование на предприятии.
- 77 Инновационная политика государства. Методы стимулирования и возможности. Мировой опыт.
- 82.Финансовая политика государства.
- 78. Анализ финансового состояния субъекта хозяйствования и его содержание.
- 80. Финансовый механизм предприятия.
- 83 .Финансирование государственных программ поддержки малого бизнеса.
- 85. Сущность и практика деятельности негосударственных пенсионных фондов.
- 79. Факторный анализ динамики финансово-экономических показателей организаций
- 72. Структура капитала предприятия и проблемы ее оптимизации.
- 86. Банкротство (несостоятельность) предприятий в условиях рыночных.
- 87. Аудиторский контроль в России, его цели и основные стандарты.
- 70. Порог рентабельности, запас финансовой прочности, практическая значимость, определяющие факторы.
- 71 Эффект финансового рычага (финансового левериджа). Оценка размеров предельного заимствования.
- 81. Себестоимость продукции и классификация затрат на предприятии.
- 1.Сущность и функции финансов как экономической категории.
- 2.Финансовая система рф: состав, структура и критерии ее организации.
- 3.Долгосрочная финансовая политика субъекта хозяйствования, ее цель и источники финансирования
- 6. Структура бюджетной системы рф
- 4. Органы управления финансами в рф, их задачи и функции в современных условиях.
- 5. Государственный финансовый контроль и его роль в современных условиях.
- 7. Роль Федерального бюджета в решении социальных проблем общества.
- 8.Характеристика принципов бюджетной системы Российской Федерации.
- 9. Роль региональных и местных бюджетов в социально-экономическом развитии территорий.
- 10. Государственные (социальные) внебюджетные фонды: цель создания, источники формирования и направления использования.
- 11.Межбюджетные отношения. Межбюджетные трансферты.
- 20. Виды денег и их характеристика.
- 12.Бюджетная классификация, ее характеристика..
- 13.Методы бюджетного планирования в современных условиях.
- 16.Налоговая система рф. Налоговый механизм.
- 17. Характеристика федеральных налогов.
- 19. Сущность, функции денег и их роль в системе экономических отношений.
- 27. Этапы развития мировой валютной системы
- 21. Денежный оборот и его структура.
- 23. Денежная масса. Денежная база.
- 22. Законы денежного обращения.
- 24. Современные формы организации безналичных расчетов в рф.
- 29. Характеристика форм кредита.
- 25. Сущность, формы и виды инфляции. Социально-экономические последствия инфляции.
- 26. Антиинфляционная политика в рф на современном этапе экономического развития.
- 28. Сущность и функции кредита. Законы кредита.
- 32. Цели деятельности и хар-ка ф-ций цбрф
- 37. Банковские риски и их характеристика.
- 36. Валютные операции кб.
- 38. Методы управления банковскими рисками.
- 39. Виды инвестиций и их характеристика.
- 42. Иностранные инвестиции, их роль в экономике страны.
- 40. Формы и методы гос-ного регулирования инвестиционной инновационной деятельности.
- 43. Инвестиционные риски и направления их минимизации.
- 44. Финансовый рынок, его структура и место в системе эконом. Отношений.
- 45. Рынок цб рф и его характеристика.
- 46. Характеристика операций, совершаемых на рцб рф.
- 47. Виды и характеристика профессиональных участников фондового рынка.
- 48. Виды цб
- 49. Производные цб, условия их функционирование на фондовой бирже.
- 53.Государственные ценные бумаги, их виды и значение.
- 54. Инвестиционная деятельность кредитно-финансовых институтов на рынке ценных бумаг.
- 55. Инвестиционная стратегия предприятия, этапы её формирования.
- 1)Определение периода формирования инвестиционной стратегии.
- 2)Выбор стратегических целей инвестиционной деятельности.
- 3)Определение направлений инвестирования и источников финансирования.
- 4)Конкретизация инвестиционных программ и сроков
- 5) Оценка разработанной инвестиционной стратегии
- 6) Пересмотр стратегии в зависимости от изменения внешних условий и состояния предприятия.
- 58. Рынок страховых услуг и его влияние на экономику страны.
- 59. Государственное регулирование рынка страхования.
- 60. Обязательное и добровольное страхование в рф.
- 61. Личное и имущественное страхование в рф.
- 62. Ценообразование в условиях рыночной экономики.
- 63. Сущность и виды цен
- 64. Экономическая сущность и состав оборотного капитала субъекта хозяйствования
- 65. Управление оборотным капиталом
- 18.Региональные и местные налоги и их характеристика.
- 50.Характеристика основных биржевых индексов.
- 51.Инвестиционный портфель: типы, принципы, этапы и модели его формирования классификация в зависимоти от источника дохода и метода управления.
- 52. Стратегия управление портфелем ценных бумаг
- 67.Экономическая сущность и состав оборотного капитала субъекта хозяйствования.
- 68.Прибыль предприятия: сущность, функции, виды.
- 69.Операционный рычаг как инструмент планирования прибыли.
- 73.Выручка от реализации продукции.
- 74. Основной капитал предприятия
- 84.Системы налогообложения малых предприятий.
- 34.Кредитование физ лиц коммерческими банками.
- 35.Кредитование юр лиц и ип.