logo search
шпора финансы теория четн

48.Внебюджетные фонды

Внебюджетные фонды — это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности. Они выступают одним из звеньев общественных финансов. Внебюджетные фонды бывают социальные и экономические. К социальным внебюджетным фондам относятся: Пенсионный фонд Российской Федерации; Фонд социального страхования Российской Федерации; Фонд обязательного медицинского страхования; Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.

К экономическим фондам относятся дорожные фонды, фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы и др.

Внебюджетные фонды также делятся на: федеральные; субъектов РФ; местные.

Основных федеральных внебюджетных фондов 40 (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд занятости РФ, Фонд обязательного медицинского страхования, дорожные фонды и др.). Внебюджетные фонды формируются за счет:

  1. обязательных взносов в социальные и другие внебюджетные фонды, установленные в законодательном порядке;

  2. добровольных взносов и пожертвований граждан и различных хозяйствующих субъектов на соответствующие цели;

  3. сумм штрафов за загрязнение окружающей среды и нерациональное использование природных ресурсов и другие нарушения природоохранного законодательства, санитарных норм и правил, а также платежей, компенсирующих причиненный при этом ущерб.

Сумма этих штрафов и платежей используется на проведение природоохранных и оздоровительных мероприятий;

  1. сумм штрафов за порчу и утрату объектов историко-культурного наследия, памятников природы, находящихся в ведении соответствующих органов власти, другие нарушения законодательства об охране этих объектов, а также платежей, компенсирующих причиненный при этом ущерб. Сумма этих штрафов и платежей используется на проведение мероприятий по восстановлению и поддержанию сохранности объектов историко-культурного наследия; 5 иных доходов внебюджетных фондов в соответствии с законодательством.

Муниципальные внебюджетные фонды создаются на основании решений местных представительных органов власти. В соответствии с их решениями исполнительные органы власти открывают в банках специальные счета для хранения средств, поступающих в фонды. Для управления фондом может создаваться коллегиальный орган, состоящий из представителей местных органов власти и заинтересованных предприятий и организаций. Коллегиальный орган принимает решение об использовании средств фонда.

Создание муниципальных внебюджетных фондов в населенных пунктах содействует:

  1. концентрации средств предприятий и местных opганов на развитие социально-бытовой инфраструктуры;

  2. усилению материальной заинтересованности местных органов в результатах своей хозяйственной деятельности;

  3. укреплению финансовых ресурсов местных органов власти;

  4. усилению экономической связи местных органов с предприятиями, расположенными на подведомственной им территории;

  5. росту влияния местных органов власти на развитие отдельных отраслей инфраструктуры;

  6. повышению уровня обслуживания и совершенствованию услуг, оказываемых населению и т. д.

Налоги и другие платежи, предназначенные для зачисления в бюджет, не подлежат направлению во внебюджетные фонды. Бюджетные фонды не должны перечисляться во внебюджетные фонды.

50 Усиление влияния финансовых рычагов и стимулов по мере развития рыночных отношений, пути повышения их эффективности Финансовый рычаг– инструмент формирования и использования финансовых ресурсов в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта. В их состав входят:1) прибыль; 2) налог на прибыль; 3) амортизационные отчисления; 4) отчисления на социальное страхование; 5) налоги с населения.

Роль финансовых рычаговв условиях перехода от административно-командных к рыночным методам хозяйствования существенно возросла. Финансовые рычаги стали важнейшим инструментом стимулирования народного хозяйства. С помощью финансовых рычагов решаются задачи: 1) регулирования общего уровня финансовых ресурсов в сфере производства; 2) ограничения монопольной деятельности;

3) регулирования внешнеэкономической деятельности предприятий, пропорции распределения денежных средств, инвестиционных и инновационных процессов.

Финансовый стимул– организационная форма финансовых отношений, с помощью которой можно влиять на материальные интересы хозяйствующих субъектов.

Выделяют: 1) эффективные направления инвестирования финансовых ресурсов, благодаря чему расширяются возможности выпуска продукции с высокой отдачей, создаются условия для развития новых технологий;

2) поощрительные фонды. Используются на предприятии с целью повысить заинтересованность работников в более интенсивном и эффективном труде;

3) бюджетные стимулы. Субъектом стимулирования выступает государство. Это система платежей в бюджет и система бюджетного финансирования;

4) система финансовых льгот и санкций.

Реальный механизм финансового воздействия на экономикупроявляется не как единая, строго заданная система рычагов, а как динамичная, постоянно развивающаяся их совокупность, складывающаяся из отдельных компонентов.

Эффективность финансовых рычагов и стимулов– способность их обеспечить экономику надежными и устойчивыми источниками роста, финансовую устойчивость народного хозяйства, повысить экономическую отдачу в производстве товаров и услуг.

Наибольшее значение имеют: 1) финансовое регулирование и стимулирование производства; 2) финансирование научно-технического прогресса; 3) страховая защита общественного производства.

Направления повышения эффективности:1) налоги. Необходима устойчивая налоговая система с отлаженным контролем за полнотой и своевременностью уплаты налогов, с таким порядком исчисления размера платежа, который заинтересует плательщика в лучших результатах деятельности, во включении режима экономии ресурсов;

2)  финансовые санкции и льготыиспользуются очень мало. Перечень льгот по налоговому законодательству был резко уменьшен с введением 25 гл. Налогового кодекса, особенно в части реинвестирования прибыли, отсутствует их дифференциация по территории страны, нет системы льгот, ориентирующей предприятие на приоритетные отрасли.

Система финансовых санкцийтакже нуждается в коренной перестройке. Чтобы они стали реально действующими и эффективными, необходимо изменить содержание заключаемых между партнерами договоров, предусмотрев значительное усиление материальной ответственности за невыполнение принятых обязательств.

3)  прибыль– обобщающий измеритель работы предприятия, в котором находят отражение качественные и количественные результаты хозяйственной деятельности. Среди них снижение себестоимости, рост объема производства.

Задача финансового регулирования– обеспечить оптимальные размеры и соотношения между фондами возмещения, потребления и накопления и рациональные пропорции между денежными фондами, входящими в их состав.