logo search
макроэкономика 1-55

42. Сущность и основные черты внешней торговли.

Внешняя торговля — обмен той или иной страны с другими странами, включающий в себя оплачиваемые экспорт (вывоз) и импорт (ввоз) товаров и услуг. Термин «внешняя торговля» применяется для анализа внешнеторгового оборота отдельной страны.

Для характеристики как международной торговли, так и внешней используются показатели:

— общего товарооборота;

— товарной структуры;

Значение внешней торговли для развития национальной экономики в том, что благодаря ей (кадр 15):

Итак, основными формами международной торговли являются экспорт и импорт товаров. Сумма стоимостных объемов экспорта и импорта той или иной страны - внешнеторговый оборот (кадр 16).

Э + И = Об

Стоимостный объем внешней торговли исчисляется за определенный период времени в текущих ценах соответствующих лет с использованием текущих валютных курсов.

Показателями, отражающими участие страны в международной торговлеявляются экспортная и импортная квота, характеризующие открытость ее экономики (кадр 17).

Экспортная квота (Эк), которая определяется как отношение объема экспорта (Э) к величине валового внутреннего продукта (ВВП) * на 100%Экспортная квота показывает, какая доля всей произведенной в стране продукции реализуется на мировом рынке. Чем больше Эк, тем более открыта экономика. Наряду с экспортной квотой применяется показатель импортной квоты (Ик), который рассчитывается как отношение объема импорта (И) к ВВП.Импортная квота показывает, какова доля импортируемых товаров и услуг во внутреннем потреблении.

Более точным синтетическим показателем является внешнеторговая квота (ВТк), определяемая как отношение объема внешнеторгового оборота (ВТ), т. е. совокупности экспорта и импорта, к величине ВВП.

Открытость, экономики – это антипод автаркии (экономики самообеспечения). Под полностью открытой понимается такая экономика, которая полностью развивается в условиях свободного доступа на внутренний рынок товаров, услуг, рабочей силы. Открытая экономика обеспечивает углубление специализации и кооперации производства, рост конкуренции на внутреннем рынке с участием зарубежных фирм, распространение мирового опыта, рациональное использование ресурсов.