Экономические модели и эксперименты
I)
Methodos(греч.) – путь к чему-либо.
Методы науки отражают уже полученные знания и являются основной получения новых знаний.
Формальная логика – изучение мысли со стороны её структуры и формы.
Основателем формальной логики является Аристотель.
Сииотизм - метод умозаключений.
Простейшей категорией формальной логики является понятие. Понятия фиксируют мысль о предмете.
Суждение – мысль, в которой утверждается или отрицается что-либо о чём-либо.
Умозаключения – приём мышления, посредством которого из некоторого исходного знания получается выводное.
Методы формальной логики.
Анализ – метод познания путём разделения целого на составные части.
Синтез – метод состоящий в соединении отдельных частей в единое целое.
2.1. Индукция – метод познания, основанный на умозаключениях от частных к общим.
2.2. Дедукция – метод, основанный на умозаключениях от общих к частным.
3.1. Сравнения – метод, определяющий сходства или различия между явлениями и процессами.
3.2. Аналогия – метод познаний, основанный на переносе одного или ряда свойств с известного явления на неизвестный.
Проблемы – чётко сформулированный вопрос или комплекс вопросов, возникающих в процессе познания.
Различают:
Явные – показательные задачи, типовые задачи, риторические проблемы, классические проблемы.
Неявные («От правильного ответа к правильному вопросу») - догматическая теория, софизмы, парадоксы, апория (утверждение, противоречащее практическому опыту).
Антиномия – противоречие, в котором тезис и антитезис имеют равную силу и в одинаковой степени находятся на одних и тех же основаниях.
Построение проблемы в форме парадокса приводит в появлению гипотез (учение Дарвина). Гипотеза требует доказательств. По способу различают прямое и косвенное доказательство. По основанию доказательства могут быть теоретическими и империческими.
Законы формальной логики:
Закон тождества (А=А): каждая мысль должна иметь строго определённое содержание.
Закон противоречия: две противоположные мысли об одном и том же предмете взятое в одно и то же время не могут быть истинными.
Закон исключенного третьего: из двух отрицающих друг друга мыслей об одном и том же предмете одно непременно истинно.
Закон достаточного основания: всякая истинная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана ранее.
Первые три закона сформулировал Аристотель, а четвёртый сформулирован Лейбцином.
II)
Диалектика как метод политической экономики.
Диалектика – наука о наиболее общих законов развития природы общества и человеческого мышления. Впервые диалектика была разработана представителем немецкой классической философии (И. Кант, Фихте, Геккель)
Впервые диалектический метод по отношению к экономике был применён К.Марксом.
Диалектика основана на двух принципах:
Взаимосвязь (на основе взаимосвязи формируются категории диалектики)
Единичное и общее
Часть и целое
Причина и следствие
Сущность и явление
Содержание и форма
Необходимость и случайность
Возможность и действительность
Развитие (необратимы во времени изменения). На основе развития формируются законы диалектики:
Переход количества в качество
Единство и борьба противоположностей
Отрицание отрицания
Существует два основных метода диалектической логики:
Восхождение от абстрактного к конкретному
Единство исторического и логического
III)
Экономические модели и эксперимент
Модель – объект заменитель реально существующего объекта. Модель всегда беднее оригинала.
Вначале 20 века А.А. Богданов (1873-1928) создал всеобщую организационную науку – тектологию. Это позволило объединить знания о различных системах (биологических, социально-экономических) Впервые экономические модели стали применяться в СССР (план ГОЛРО) В 1939г. Канторович создал метод линейного программирования. В 40-е г. 20 в. Возникает наука кибернетика. Кибернетика – наука об управлении информацией (Н. Винер) Развитие кибернетики привело к появлению в 60-е г. 20 в. Экономической кибернетики.
Экономическая модель – формализованное описание экономического процесса и явления, структура которого определяется как его объективные свойства, так и субъективно целевым характером исследования.
Соотношение модели и реального мира.
Экономическая модель ↔ реальный мир
Как правило экономические модели абстрактны. Часть моделей может быть представлена в виде функций:
В формальных моделях обязательно должны присутствовать эндогенные параметры.
Простейшую функцию можно представить в виде графика:
Графическое изображение линейных функций.
При анализе функций используются следующие понятия:
Производная функции (с помощью производной можно определить точки экстремума)
Модели можно разделить на две группы:
Статические модели
Динамические модели
Краткосрочные (1 год)
Среднесрочные (3-5 лет)
Долгосрочные (15-20 лет)
Экономический эксперимент – искусственное воспроизведение экономического явления и процесса с целью его изучения.
Экономические эксперименты можно разделить на две группы:
Эксперименты на микро уровне
Эксперименты на макро уровне (народно хозяйственное планирование в СССР, кейнсианский эксперимент)
Лекция 3
Базовые экономические понятия
потребность, ресурсы и экономический выбор.
экономический кругооборот.
экономические системы.
современные экономические системы.
I)
Экономические потребности – недостаток в чём-либо существенном, необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности, фирмы и общества в целом.
Экономические потребности – внутренние мотивы побуждающие к экономической деятельности.
Потребности можно разделить:
первичные (жизненно необходимые)
вторичные (основаны на социальной составляющей)
Первичные потребности не могут быть заменены одна другой, а вторичные взаимозаменяемы.
С ростом богатства общества в семейном бюджете граждан сокращается доля расходов на питание растёт доля услуг и товаров длительного пользования.
Блага – средства, удовлетворяющие потребности.
Различают следующие виды благ:
ограниченные (товары, создаваемые в результате экономической деятельности)
неограниченные (воздух, вода)
долговременные
недолговременные
Блага можно также разделить на взаимозаменяемые (субститут) и взаимодополняемые (комплементарные) По экономическому содержанию можно выделить настоящие и будущие блага, а также прямые (потребительские) и косвенные (производственные)
В соответствии с теорией К. Маркса ценность экономического блага определяется затратами общественно необходимого труда. Согласно неоклассическим воззрениям, ценность благ зависит от их редкости.
Для получения недостающих благ необходимы косвенные экономические блага т.е. ресурсы.
Экономические ресурсы – фактор производства; элементы, используемые для производства экономических благ.
В настоящее время выделяют 5 факторов производства:
труд
земля
капитал
предпринимательский талант (способность человека эффективно использовать другие факторы производства)
информация
экономическая наука носит позитивный и нормативный характер.
Позитивный характер связан с поведением экономических агентов.
Вместе с тем существуют объективные законы рынка, которые объясняют нормативный характер. Экономические ресурсы обладают свойством взаимозаменяемости. На основе этого сходства формируется понятие производственная функция.
Q =f (x1,x2,…xN)
Экономический выбор – это выбор наилучшего из альтернативных вариантов использования экономических ресурсов, при котором достигается максимально полное удовлетворение потребностей при данных затратах.
На основе экономического выбора осуществляется рациональное ведение хозяйства.
Альтернативные издержки – издержки одного блага выраженные в другом благе, которым пришлось пренебречь; издержки упущенных возможностей.
Экономические решения основаны на соотношении предельных издержек и предельных выгод.
Критерий экономического выбора.
МВ ≥ МС
МВ – предельная выгода
МС – предельные издержки
Производственные возможности – возможности общества по производству экономических благ при полном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов при данном уровне развития технологий.
Крива я производственных возможностей:
Х – кол-во первого блага
Y – кол-во второго блага
А - максимальный объём выпуска первого блага при нулевом выпуске второго блага.
В - максимальный объём выпуска второго блага при нулевом выпуске первого блага.
С – комбинация двух благ при полном использовании всех ресурсов.
D – комбинация благ при неполном использовании ресурсов.
Е – недостижимый объём выпуска.
II)
Экономический кругооборот.
Экономические объекты – субъекты экономических отношений участвующих в производстве, распределении, обмене и употреблении экономических благ.
Основными экономическими объектами являются:
домохозяйства
фирмы
государство
Данные агенты реализуют разумное поведение т.е. агенты стремятся максимизировать результаты при данных затратах, либо минимизировать затраты при заданном результате.
Взаимодействие экономических агентов образует экономический кругооборот.
Экономический кругооборот – круговое движение реальных экономических благ, сопровождающееся встречным потоком денежных доходов и расходов.
Простая модель кругооборота:
С учётом государства:
Существует принципиальное различие между рынком товаров и услуг и рынком факторов производства. Различие с точки зрения механизмов спроса и предложения.
На рынке товаров и услуг спрос формирует домохозяйство, предложение – фирмы.
На факторных рынках наоборот – спрос формирует фирмы, а предложение домохозяйства.
Данная модель имеет следующие особенности:
модель не учитывает накопление экономических благ
в модели отсутствует государство
модель закрытая, может быть уточнена включением в неё международной торговли.
III)
Экономическая система – совокупность взаимосвязанных экономических элементов образующих определённую целостность, экономическую структуру общества, единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и употребления экономических благ.
С точки зрения развития экономических систем выделяют три этапа:
Традиционная экономика
Индустриальная экономика
Постиндустриальная экономика
Указанные этапы сравниваются по следующим параметрам:
Главная сфера экономики
Лимитирующий фактор
Господствующая социальная группа
Историческое развитие экономических систем:
Доиндустриальная:
Главная сфера экономики:
Сельское хозяйство
Лимитирующий фактор:
Земля
Господствующая социальная группа:
Землевладельцы
Индустриальная:
Главная сфера экономики:
Промышленность
Лимитирующий фактор:
Капитал
Господствующая социальная группа:
Собственники капитала
Постиндустриальная:
Главная сфера экономики:
Услуги
Лимитирующий фактор:
Информация
Господствующая социальная группа:
Собственники информации
IV)
Современная экономическая система
В современной экономике можно выделить три группы целей (Цель – образ несуществующего, но желаемого):
Экономические цели потребителей – максимизация удовлетворения потребностей
Экономические цели фирмы – максимизация прибыли или минимизация убытка
Экономические цели общества – экономический рост, повышение эффективности производства, полная занятость и социально-экономическая стабильность.
В современном мире выделяют три вида экономических систем:
Рыночная экономика
Командная экономика
Смешанная экономика
Рыночная экономика:
Система, основанная на частных собственностях в свободе выбора и конкуренции, личных интересов и ограниченной роли государства.
Экономическая свобода
Возможность человека реализовать свои интересы и способности, путём активной деятельности в производстве, распределении, обмене и употреблении экономических благ.
Свобода потребителя – возможность выбора товаров и услуг, предлагаемых на рынке.
Свобода предпринимательства – предполагает самостоятельное решение следующих вопросов:
Что производить?
Для кого производить?
Какую технологию использовать?
По какой цене продавать?
Личный интерес – главный мотив рыночной экономики.
Свобода выбора – основа конкуренции.
Современная конкуренция предполагает:
множество покупателей и продавцов
однородность товаров и услуг
отсутствие ценовой дискриминации
полная мобильность всех ресурсов
абсолютная информированность по всем ценам
Основу рыночной экономики составляет частная собственность т.к. это гарантия выполнения обязательств по контрактам и невмешательство третьих лиц.
Основная роль государства в экономике (рыночной) определяется установлением «правил игры»
Командная экономика
Система, в которой доминирует государственная собственность на средства производства, коллективное принятие экономических решений, централизованное руководство экономикой на основе государственного планирования.
Особенности командной экономики:
монополизм производства
государственное регулирование цен
нарастание дефицита
разбухание бюрократического аппарата
Ключевая особенность командной экономики состоит в борьбе за контроль над всеми каналами распределения.
Смешанная экономика
Тип общества – синтезирующий. Элементы командной и рыночной экономики (механизм рынка дополняется активной деятельностью государства)
Типология индустриальных экономических систем по формам собственности и механизмам координации
праметры | собственность | ||||
чатсная | государственная | ||||
Механизм регулированиия | Рыночный | Частный капитализм | Социалистическая рыночная экономика |
Лекция 4.
Рыночная система: Спрос и предложение
Рыночные системы
Понятие спроса и предложения
Равновесие спроса и предложения
Эластичность спроса и предложения
I)
Рынок – система отношений, в которой связи покупателей и продавцов свободны, поэтому цены не устойчивы.
Рынок – место встречи продавцов и покупателей.
Рынок – означает взаимная передача прав собственности.
Рынок – трансакция.
Формы рынков:
По характеру взаимодействия:
Личный контакт
Безличный контакт
По форме установления цен:
Цены установлены заранее
Цены складываются в процессе купле продажи
В зависимости от объектов сделки:
Рынки товаров и услуг
Рынки факторов производства
4. В зависимости от масштаба:
Локальные рынки
Национальные рынки
Международные рынки
Самая главная проблема функционирования рынка – проблема трансакцонных издержек.
Разработчиком теории трансакционных издержек является Р. Коуз («Природа фирмы» 1997г.)
Трансакционные издержки – издержки в сфере обмен, связанные с передацей прав собственности.
II)
Спрос – представленная на рынке платёже способная потребность.
Qd – спрос.
Закон спроса строится на определении спроса как функции цены.
Закон спроса – обратная зависимость между ценой величиной спроса.
Графическая интерпретация закона спроса была предложена А.Маршалом
Функция спросов – это функция определяющая спрос в зависимости от влияющих на него факторов.
Основным фактором доминантном является цена.
Неценовые факторы спроса:
Изменение доходов потребителей.
Изменение курсов и предпочтений
Ценовые дефицитные ожидания
Колебания расходов на рекламу
Изменение цен товаров субститутов и комплементарных товаров
Изменение количества покупателей
Предложение – это количество товара, которое могут предоставить на рынок фирмы по альтернативным ценам.
Qs – предложение.
Закон предложения – это прямая зависимость между ценой и количеством предлагаемого товара.
Функция предложения – совокупность факторов, определяющих величину предложения.
Основным фактором доминантном является цена.
Неценовые факторы спроса:
Цена ресурсов
Используемые технологии
Ценовые и дефицитные ожидания агентов
Размер налогов и субсидий
Количество продавцов
III)
Равновесная цена – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкретных сил.
Излишек потребителя – это разница между равновесной ценой и максимальной ценой, которую мог заплатить потребитель.
Излишек продавца – разница между равновесной ценой и минимальной ценой, которую продавец готов получать за свой товар.
В общем виде равновесие на рынке можно определить с двух точек зрения:
По Маршалу:
Цена – функция количества. Цена со стороны спроса равна цене от предложения.
Pd = Ps
По Вальрасу:
Цена – функция цены. Количество спрашиваемого товара равно цене на товар.
Qd = Qs
Равновесие на рынке возникает в результате взаимодействия спроса и предложения.
Наибольшее распространение получила паутинообразная модель. Она отражает равновесие в отраслях с фиксированным циклом производства.
Qt+1 = f(Pt)
Существует 3 вида ценовых колебаний:
затухающий равномерные колебания взрывные колебания
Смысл паутинообразной модели состоит в дискретном рассмотрения состояния спроса и предложения.
Паутинообразная модель равновесия на рынке.
IV)
В общем виде эластичность отражает процентное изменение функции относительно … аргумента.
Ценовая эластичность спроса показывает как изменился объём спроса при изменении цены на 1%.
Количественно эластичность выражается при помощи коэффициента эластичности. Измеряется в пределах от 0 до +∞.
Факторы влияющие на эластичность:
Наличие заменителей
Удельный вес товара (чем выше удельный вес тем выше ценовая эластичность спроса)
Размер доходов
Количество товара (предметы роскоши характеризуются эластичным спросом, а предметы первой необходимости имеют неэластичный спрос)
Размер запасов (чем больше запасы тем более эластичен спрос)
Ожидание потребителя
Другие виды Эластичности:
Перекрёстная эластичность – Это эластичность спроса на 1 благо относительно цен на другое благо.
На основе перекрёстной эластичности формируется критерий Хикса и критерий Слуцкого.
Критерий Хикса – позволяет выявить взаимозаменяемые блага.
Критерий Слуцкого – характеризует 2 эффекта: дохода и замещения.
Эластичность спроса по доходу:
Степень чувствительности спроса по отношению к изменению дохода.
Закон Энгеля гласит: для каждого блага с неэластичным спросом по доходу должно существовать благо с эластичным спросом по доходу.
Эластичность предложения по цене:
Показывает относительное изменение объёма предложения под влиянием изменения цены на 1%.
Лекция 5. Теория потребительского поведения. 1)Потребительский выбор и его особенности. 2)Закономерности развития потребительских предпочтений. 3)Взаимозаменяемость и взаимодополняемость товаров и услуг 1.Перед каждым потребителем стоит 3 вопроса: а) Что купить? Ответ на данный вопрос дает полезность товара. б) Сколько стоит? Ответом является цена. в) Хватит ли денег, чтобы осуществить покупку? Ответ дает доход потребителя. Теории потребительского поведения рассматривает 3 основный проблемы: 1.полезность 2.Цена 3.Доход Полезность благ - способность экономического блага удовлетворить одну или несколько человеческих потребностей. Существуют различные точки зрения относительно возможности измерения полезности. В целом полезность можно определить условиями единицами УТИЛИТАМИ. В 19в был сформирован закон убывающий предельной полезности. ЗАКОН ГЛАСИТ: По мере потребления однородного экономического блага полезность вновь употребляемой единицы убывает. 1)ВАЛОВАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ - это сумма полезностей всех единиц потребленного экономического блага. 2)ПРЕДЕЛЬНАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ - это полезность последней единицы экономического блага. TU - прирост валовой полезности вызванный увеличением потребления экономического блага. Q - дополнительное количество единиц потребленного экономического блага.
Маржинализм – одно из направлений развития классической политической экономии. Основной смысл этого течения состоял в использовании предельных величин при изучении экономики («маржиналь» - предельный). Представители направления: австрийская школа конец XIXв.- К. Менгер, Е. Бен-Баверк, Ф. Визер. Они обосновали утверждение о том, что количество – это один из важнейших факторов ценообразования в условиях ограниченности ресурсов.
Функция полезности – убывающая зависимость предельной полезности блага с ростом его количества.
Основные постулаты теории потребительского поведения
Денежный доход потребителя ограничен.
Цены не зависят от количества благ, покупаемых отдельным домохозяйством.
Все покупатели имеют полную информационную обеспеченность.
Потребители стремятся максимизировать совокупную полезность.
Потребительский выбор основан на следующих параметрах
Множественность видов потреблений
Ненасыщенность (потребитель стремится получить большее количество любых товаров и услуг)
Транзитивность (данная характеристика основана на наличии у потребителя определённой системы ценностей (А:В; В:С). Если для потребителя важным является благо В, то он безразличен в выборе между данными комбинациями)
Субституция (предполагает взаимозаменяемость и взаимодополняемость экономических благ. Потребитель согласен отказаться от небольшого количества одного блага взамен на большее количество блага субститута)
Убывающая предельная полезность
Условия равновесия потребителя на рынке:
Потребительский выбор – это решение максимизирующее функцию полезности, рациональности потребителя в условиях ограниченности денежного дохода.
Функция полезности максимизируется в том случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждая последующая денежная единица, затраченная на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность.
λ – предельная полезность денег.
Виды потребительского спроса:
Функциональный спрос (обусловлен потребительскими свойствами самого экономического блага)
Нефункциональный спрос (связан с факторами, которые напрямую не связаны со свойствами экономического блага)
Социальный спрос
А) Эффект присоединения к большинству возникает в том случае, когда выбор потребителя связан с выбором окружающих
Б) Эффект сноба – выбор потребителя прямо противоположен выбору большинства
В) Эффект Веблена основан на престижном демонстративном поведении
Спекулятивный спрос основан на ожидании роста цен на данное экономическое благо
Нерациональный спрос – незапланированный спрос, основанный на внезапных изменениях настроения потребителя, его прихотей, капризов и т.д.
Наибольший вклад в развитие теории потребительского поведения внесли: Ф. Эджуорт, В. Паремо, Е. Слудский, Дж. Хикс.
Кривая безразличия – это множество точек, соответствующих комбинациям 2-ух потребляемых благ, характеризующихся одинаковой полезностью.
х – первое благо
y – второе благо
Карта кривых безразличий – множество кривых безразличия, построенных в общих координатных осях.
Зона замещения (субституция) – участок кривой безразличия, на котором возможна эффективная замена одного блага другим.
Предельная норма замещения – количество, на которое потребление одного из 2-ух благ должно быть увеличено (или уменьшено), чтобы полностью компенсировать уменьшение (или увеличение) потребление другого блага на дополнительную (предельную) единицу.
MRSxy = -ΔY/ΔX (ΔY = Y2-Y1; ΔX = X2-X1)
Если взять за основу идеальное взаимозамещение, то можно использовать дифференциальные исчисления.
MRSxy = -αY/αX
Бюджетное ограничение является одним из базовых утверждений теории потребительского поведения. Если потребитель выбирает между 2-мя экономическими благами, то бюджетное ограничение можно представить в виде линейной функции:
I = PXX + PYY
PX,Y – цена одной единицы соответствующего блага
X,Y – количество экономических благ
y = ax + b; y = -Px/Py + I
На основе данного уравнения можно построить линию бюджетного ограничения
1 – максимальное потребление Y при полном отказе от Х
2 – максимальное потребление Х при полном отказе от Y
3 – комбинация экономических благ при полном использовании дохода
4 – комбинация экономических благ при неполном использовании дохода
5 – недостижимая комбинация экономических благ
Положение равновесия потребителя
Совмещение карты кривых безразличия и карты линий бюджетных ограничений позволяет построить кривую «доход - потребление». Э. Энгель разработал классификацию кривых «доход - потребление». С ростом реального дохода потребление вторичных благ возрастает быстрее, чем потребление благ первой необходимости.
1 – продовольственные товары
2 – товары массового потребления
3 – товары высокого качества
Функциональный спрос связан со свойствами самого экономического блага и существует 2 вида эффектов, описывающие функциональный потребительский спрос:
Эффект замещения:
Изменение потребительского спроса (соотношение средств, выделяемых на покупку разных товаров в результате изменения цены одного из товаров)
Эффект дохода:
Воздействие, оказываемое на спрос потребителя за счёт изменения реального дохода, вызванное изменением товара.
В XIXв. Английский экономист Р. Гиффен описал исключение из закона спроса, при котором рост цен на товары может приводить к увеличению спроса. Данное явление получило название парадокс Гиффена.
Данный эффект применим по отношению к двум категориям товара:
Малоценный (низкокачественный) товар – это благо, спрос на которое растёт при росте цен и сокращается при их снижении. У низкокачественных товаров эффект дохода противоположен эффекту замещения, причём эффект замещения > эффекта дохода.
Гиффоновские товары – товары, занимающие большой удельный вес в бюджете малоимущих потребителей, спрос на которые при прочих равных условиях изменяется в том же направлении что и цена, т.к. эффект дохода > эффекта замещения.
Для нормальных (стандартных) товаров закон спроса выполняется при любых условиях. Эффект дохода и замещения имеют одинаковую направленность и взаимодополняют друг друга.
Взаимодополняемость благ – свойства товаров или услуг, удовлетворяет потребности только в комплексе друг с другом.
Комплементарные товары – это взаимодополняемые блага.
Два товара будут считаться взаимодополняемыми, если между ценой на 1-ое благо и спросом на 2-ое существует обратная связь.
Перекрёстная эластичность показывает величину обратной связи между ценой и спросом взаимодополняемых товаров.
Взаимозаменяемость благ – свойство благ (товаров или услуг) удовлетворять потребности личные и производственные за счёт друг друга.
Товары субституты – взаимодополняемые блага.
Различают абсолютную и относительную взаимозаменяемость.
Предельная норма замещения по взаимозаменяемым благам является величиной постоянной величиной, а кривые безразличия по взаимозаменяемым благам – это прямые линии, параллельные друг другу.
Если два блага взаимозаменяемы, то между ценой одного блага и спросом на другое существует прямая связь.
Перекрестная эластичность товаров субститутов всегда является положительной величиной.
- Формальная логика.
- Диалектика
- Экономические модели и эксперименты
- Лекция 6 Основные положения теории фирмы
- Понятие и сущность капитала
- Сущность и виды инвестиций
- Экономическая оценка эффективности инвестиций
- Недисконтированные показатели
- Дисконтированные показатели
- Предложение земли
- Спрос на землю
- Экономическая рента
- Mrpl – предельная доходность труда