logo search
Дипломная работа

1.1. Понятие налоговых проверок, место налоговых проверок в системе налогового контроля, их классификация

Налоговый контроль – важный элемент государственного управления, обеспечивающий соблюдение налогоплательщиками требований налогового законодательства.

Само слово «контроль» имеет латинские корни. И это не случайно. Организация эффективного налогового контроля входила в число важнейших задач, которые решал римский император Август Октавиан. Для ее выполнения во всех провинциях Древнего Рима им были созданы финансовые учреждения, в компетенцию которых, помимо контроля над сроками поступления налогов, входила оценка и определение налоговых взносов общин.[38]

Основные цели налогового контроля представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Цели налогового контроля

Налоговый контроль является обязательным условием эффективного функционирования финансовой системы и экономики страны в целом [36].

Несмотря на все расширяющийся круг задач, которые ставятся государством перед налоговыми органами, основной из них остается именно контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов, который проводится в процессе выполнения налоговыми органами четко прописанных НК РФ мероприятий налогового контроля (ст. 82 НК). Несмотря на широкий спектр форм налогового контроля, основными являются налоговые проверки. Такое их значение объясняется тем, что иные формы контроля чаще всего напрямую связаны с мероприятиями, проводимыми в результате ВНП и КНП.

Налоговая проверка - это процессуальное действие налогового органа по контролю за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) налогов (сборов). Право на проведение налоговых проверок предоставлено налоговым органам статьей 31 НК РФ и регламентировано главой 14 "Налоговый контроль". [29]

Функции налогового контроля, в том числе проведение налоговых проверок, а также ведение производства по делам о налоговых правонарушениях, относятся к компетенции налоговых органов.

Объем правомочий налоговых органов и существующих ограничений на проведение тех или иных процессуальных действий (осмотр, истребование документов, инвентаризация, экспертиза и др.) напрямую зависит от вида проводимой проверки. Виды проверок представлены на рисунке 2.

Проверки, проводимые налоговыми органами

Налоговые проверки

Неналоговые проверки

Проверки, проводимые в ином порядке

Проверки, проводимые согласно НК РФ

Выездная проверка

Камеральная проверка

Рисунок 2. Проверки, проводимые налоговыми органами

Рисунок 3. Классификация налоговых проверок

Рассмотрим, какие же проверки могут проводить налоговые органы. Прежде всего нужно отметить, что налоговые органы могут проводить проверки в соответствии:

К проверкам, проводимым в соответствии с иными законодательными актами, относится достаточно большое число проверок соблюдения законодательства, в т.ч.:

Действия налоговых органов при проведении таких проверок регламентируются, как правило, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Налоговым Кодексом РФ установлена следующая основная классификация налоговых проверок:

Камеральная проверка - это проверка представленных налогоплательщиком налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, а также проверка других имеющихся у налогового органа документов о деятельности налогоплательщика, проводимая по месту нахождения налогового органа.

Целью камеральной проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательных и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, взыскание сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов и соответствующих пени, возбуждение при наличии оснований процедуры взыскания в установленном порядке налоговых санкций, а также подготовка необходимой информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Под выездной налоговой проверкой понимается комплекс действий по проверке первичных учетных и иных бухгалтерских документов налогоплательщика, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности и 9налоговых деклараций, хозяйственных и иных договоров, актов о выполнении договорных обязательств, внутренних приказов, распоряжений, протоколов, любых других документов; по осмотру (обследованию) различных предметов, любых используемых налогоплательщиком для извлечения доходов либо связанных с содержанием объектов налогообложения производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий; по проведению инвентаризации принадлежащего налогоплательщику имущества; а также других действий налоговых органов (их должностных лиц), осуществляемых по месту нахождения налогоплательщика и в иных местах вне места нахождения налогового органа.

Если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными (третьими) лицами, то налоговые органы могут истребовать у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора). Это так называемая встречная проверка.

В настоящее время встречные проверки, т. е. контрольные действия налогового органа, необходимость в которых возникает в целях получения им информации о деятельности проверяемого налогоплательщика от третьих лиц (в том числе контрагентов налогоплательщика), не выделяются законодателем в самостоятельный вид проверок (как это было до 1 января 2007 г.). Необходимость во встречных проверках возникает не сама по себе, а лишь в рамках налоговых проверок, когда налоговые органы намериваются собрать больше объективной информации о деятельности налогоплательщика, том числе при помощи третьих лиц. Иными словами, встречные проверки являются вспомогательными по отношению к выездным налоговым проверкам. Поэтому действующее законодательство и не содержит термина «встречная проверка».

Однако, исключив этот термин, законодатель оставил без изменения нормы, касающиеся права должностных лиц налогового органа истребовать при проверке у лиц, располагающих документами (информацией) о деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию), и посветил этой процедуре ст. 93.1 НК РФ.

Полученные в результате встречной проверки данные включаются в основной акт выездной или камеральной проверки (отражаются в вынесенном Постановлении о привлечении к налоговой ответственности).

Налоговые проверки подразделяются по признаку повторности:

Первичные проверки могут быть камеральными и выездными. Определяющим критерием здесь является то, что такая проверка по конкретному налоговому периоду, по конкретному налогу у данного налогоплательщика впервые.

Повторные проверки, чисто теоретически, также могут быть камеральными и выездными. Однако с учетом установленного ст.88 НК РФ ограничения на срок камеральной проверки - 3 месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, проведение повторной камеральной проверки представляется маловероятным. Таким образом, на практике повторные проверки могут быть только выездными. Их проведение допускается только в двух названных выше случаях.

По степени охвата проверкой уплачиваемых плательщиком налогов выделяются:

Комплексная проверка - это проверка финансово-хозяйственной деятельности организации за определенный период времени по всем вопросам соблюдения налогового законодательства. В настоящее время частота проведения комплексных проверок не установлена. При наличии у налогового органа оснований предполагать, что учет и уплата налогов (сборов) ведутся с нарушениями, комплексные проверки проводятся не реже одного раза в три года (срок давности по проверяемому периоду). Налогоплательщики, имеющие положительную репутацию, могут не подвергаться комплексной налоговой проверке вообще.

Тематическая проверка - это проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности организации (например, проверка правильности исчисления и уплаты налога на прибыль, НДС, налога на имущество, других налогов). Такие проверки проводятся по мере необходимости, определяемой руководителем налогового органа.

По категории участников налоговых правоотношений выделяются:

Налогоплательщиками и плательщиками сборов на основании ст.19 НК РФ признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы. Статьей 24 НК РФ дано определение налоговых агентов. Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

Эта классификация влияет на перечень вопросов, которые могут быть подвергнуты проверке. В ходе проверок у налогоплательщиков проверяется правильность исчисления и уплаты всех или некоторых налогов, которые они обязаны уплачивать. У плательщиков сборов проверяется правильность взимания и своевременность перечисления в бюджет соответствующих сборов. У налоговых агентов проверяется правильность исчисления и удержания у плательщиков таких налогов, как налог на доходы физических лиц и т.п.

По статусу объектов проверок можно выделить:

Каждая проверка из этих категорий имеет свою специфику в части состава проверяемых налогов и соблюдения отдельных формальностей.

По методу проведения проверки можно выделить:

При сплошной проверке проверяются все документы налогоплательщика за все налоговые (отчетные) периоды, охваченные проверкой. Выборочной проверкой охватывается, как правило, часть документации (если плательщик работает по типовым договорам, схемам и т.п.) или часть налоговых (отчетных) периодов. При этом, если в ходе выборочной проверки выявляются нарушения налогового законодательства, рекомендуется проводить сплошную проверку.

По составу участников проверки можно выделить:

Совместные проверки проводятся силами сотрудников инспекции и иных контролирующих органов. В первую очередь речь идет о правоохранительных органах, об органах государственных внебюджетных фондов и финансовых органах. Возможно взаимодействие и с другими государственными и муниципальными организациями.

По отношению к плану проверок можно выделить:

Ежегодно инспекцией составляется план проведения выездных проверок, в который включаются те налогоплательщики, деятельность которых инспекция обязана или считает необходимым проверить в течение очередного квартала. В то же время имеют место случаи, когда инспекции приходится проводить проверки налогоплательщиков, не включенных в план. К ним относятся: проведение проверок по постановлению следователя, расследующего уголовное дело; проведение проверок по срочным заданиям вышестоящих налоговых органов и т.п.

Итак, налоговая проверка - это процессуальное действие налогового органа по контролю за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) налогов (сборов). Налоговые органы могут проводить проверки в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и иными законодательными актами.

НК РФ установлена следующая основная классификация налоговых проверок: камеральные, выездные.

Выездная налоговая проверка является основной и наиболее эффективной формой налогового контроля. Именно по результатам такой проверки в бюджет поступают значительные суммы дополнительных поступлений.

1.2 Основные элементы выездной проверки

Выездная налоговая проверка является важнейшим методом контрольной работы налоговой инспекции. Этой работе уделяется повышенное внимание, поскольку ее можно назвать главным инструментом борьбы налоговых органов за бюджетные деньги. Право налоговых органов проводить выездные налоговые проверки имеет и определенный психологический эффект, стимулирующий организации более аккуратно и тщательно относиться к вопросам исчисления и уплаты налогов.

Выездная налоговая проверка согласно НК РФ это – комплекс мероприятий (действий), осуществляемых налоговыми органами:

  1. по проверке первичных учетных и иных бухгалтерских документов налогоплательщика, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, хозяйственных и иных договоров, актов о выполнении договорных обязательств, внутренних приказов, распоряжений, протоколов, любых других документов, отражающих факты хозяйственной жизни налогоплательщика;

  1. по осмотру (обследованию) предметов, любых используемых налогоплательщиком для извлечения прибыли объектов налогообложения, производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий;

  1. по проведению инвентаризации принадлежащего налогоплательщику имущества;

  1. по проверке иных предусмотренных НК РФ действий налоговых органов (их должностных лиц), осуществляемых по месту нахождения налогоплательщика (месту его деятельности, месту расположения объекта налогообложения) и в иных местах не места нахождения налогового органа.

Пархачева М.А. отмечает, что предметом ВНП является проверка правильности начисления и своевременности уплаты налогов.

Конституционный Суд РФ в постановлении от 16 июля 2008г. № 14-П, указал основное содержание ВНП - проверка правильности начисления и своевременности уплаты (удержания и перечисления) одного или нескольких налогов по местонахождению налогоплательщика на основе изучения как документальных источников информации, так и фактического состояния объектов налогообложения, для чего осуществляющие ее уполномоченные должностные лица налоговых органов имеют право проводить те или иные мероприятия (например, инвентаризацию имущества налогоплательщика, осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, и т. п.).

Осуществление контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения бюджет налогов и сборов, соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Взыскание недоимок по налогам и пеням.

Привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Проведение предупредительных мероприятий.

Рис 4. Цели ВНП

Поставленные цели достигаются решением следующих задач:

1) всестороннее исследование обстоятельств финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика;

2) выявление искажений и несоответствий в документах, ведении бухгалтерского учета, отчетности;

3) формирование доказательной базы по фактам правонарушений и обеспечение документального подтверждения этих нарушений;

4) анализ влияния выявленных нарушений на формирование налоговой базы по различным видам налогов;

5) доначисление существующих налогов и сборов, не уплаченных налогоплательщиком;

6) формирование предложений об устранении выявленных нарушений и привлечении налогоплательщика к ответственности за допущенное нарушение налогового законодательства.

Характер мероприятий, проводимых налоговым органом в проверочном процессе, целесообразно рассматривать по его отдельным этапам, представленным на рис. 5.

При проведении ВНП должностные лица налоговых органов руководствуются Налоговым кодексом Российской Федерации, Порядком проведения налоговых проверок, оформления результатов мероприятий налогового контроля и производства по делам о налоговых правонарушениях Регламентом и иными законодательными и нормативными правовыми актами.

В соответствии со статьей 89 Налогового Кодекса РФ в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

ВНП проводится на территории налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

Планирование выездной проверки

Подготовка к проведению этап

Проведение выездной проверки

Применение обеспечительных мер

Оформление акта выездной налоговой проверки

Подписание акта и вручение его налогоплательщику

Рисунок 5. Этапы проведения выездной проверки

В случае если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения ВНП, она может проводиться по месту нахождения налогового органа на основании письменного заявления налогоплательщика, которое приобщается к материалам проверки.

Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Изменения в первую часть НК РФ внесенные Федеральным законом от 27.07.2006 №137-ФЗ, направлены на совершенствование налогового администрирования и заключаются, прежде всего, в максимальном регламентировании взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков, особенно в части проведения контрольных мероприятий.

В частности, новыми правилами налогового администрирования введены дополнительные ограничения в проведении выездного контроля:

во-первых, в течение года, как правило, нельзя проводить более двух выездных проверок одного налогоплательщика (сверх указанного ограничения в исключительных случаях выездная налоговая проверка налогоплательщика может быть проведена только по решению руководителя Федеральной налоговой службы);

во-вторых, сроки проведения выездных проверок жестко регламентируются – на проверку отводится не более двух месяцев (в исключительных случаях налоговый орган может продлить проверку до шести месяцев или приостановить её в строгом соответствии с разработанным Федеральной службой механизмом). Самостоятельная же проверка филиала (представительства) не может продолжаться более одного месяца и на нее порядок продления выездных налоговых проверок не распространяется;

в-третьих, срок проведения проверки исчисляется с момента принятия решения о её назначении, время фактического нахождения проверяющих на территории плательщика больше в расчет не принимается, а увеличенный до десяти дней срок для представления документов теперь входит в срок проведения проверки.

В процессе проведения ВНП налогоплательщика проверяющими на основе имеющихся документов и сведений, хранящихся в электронном виде и на бумажных носителях, фактических данных, полученных в ходе проведения налогового контроля (осмотра территории и помещений налогоплательщика, инвентаризации, допроса свидетелей и т.д.):

В последний день проведения выездной проверки проверяющий составляет справку о проведении проверки, в которой фиксирует предмет проверки и сроки проведения.

В срок не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченным лицом налоговых органов должен быть составлен акт налоговой проверки.

Акт ВНП должен содержать систематизированное изложение документально подтвержденных фактов налоговых правонарушений, выявленных в процессе проверки, или указание на отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи части первой НК, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит одно из двух решений:

1) о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;

2) об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решение налогового органа вручается налогоплательщику либо его представителю под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком либо его представителем. Решение вступает в силу по истечении 10 дней со дня его вручения лицу (его представителю), в отношении которого оно было вынесено.

Самая главная функция выносимого по результатам проверки решения состоит в том, что с его принятием начинает действовать механизм принудительного взыскания недоимки (пеней, штрафов), указанной нем. Прежде всего проверяемому лицу выставляется требование об уплате налога (штрафа, пени), которое налогоплательщик может исполнить в «добровольном» порядке. В противном случае недоимка (пеня, штраф) списывается со счетов налогоплательщика в безакцептном порядке (за некоторыми исключениями, например, нельзя применять такой порядок к бюджетным учреждениям). Одновременно до удовлетворения всех претензий налоговых органов могут быть приостановлены операции по расчетному счету. Если денежных средств на счете недостаточно, взыскание производиться за счет иного имущества налогоплательщика с возможным наложением на него ареста.

Итак, ВНП в общем виде определена как контрольное действие налогового органа в отношении налогоплательщика, в результате которого решается вопрос о соблюдении или несоблюдении налогоплательщиком положений налогового законодательства при уплате налогов и сборов.

Исходя из сказанного, ВНП состоит в проведении совокупности контрольных мероприятий, направленных на выявление совершенных налогоплательщиком правонарушений их фиксацию с целью определения размера причиненного государству ущерба и дальнейшего его возмещения, а также применения к правонарушителю соответствующих мер воздействия.

Таким образом, основной задачей выездной проверки является проверка первичных и бухгалтерских документов у налогоплательщика. Такая проверка состоит из планирования, подготовительного этапа, проведения непосредственно самой ВНП, оформление материалов проверки и реализация ее результатов.

1.3. Нормативно-правовая и законодательная база по выездным налоговым проверкам

Налоговые законодательные и нормативные акты содержат основные экономические и юридические параметры, которые обеспечивают комплексную правовую регламентацию налогового метода в управлении государственными финансами и экономикой страны в целом.

Налоговые органы решают поставленные перед ними задачи во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

При проведении ВНП налоговые органы руководствуются следующей нормативно-правовой и законодательной базой :

Конституция РФ

Налоговый Кодекс РФ

Гражданский Кодекс РФ

Федеральные законы

Постановления Правительства

Нормативные акты ФНС России

Судебная практика

Рисунок 6. Нормативно-правовая база ВНП

Все выше указанные акты практически устанавливают основы правового регулирования налоговой политики и государственной политики по координации финансовой деятельности. Охарактеризуем некоторые нормативно-правовые и иные акты, составляющие нормативно-правовую и законодательную базу по ВНП.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В связи с этим ВНП является основной формой регулярного налогового контроля за соблюдением налогового законодательства всеми налогоплательщиками.

Исходя из положений ст. 17 Конституции РФ налоговые органы при проведении ВНП не должны нарушать права и свободы человека (налогоплательщика), а в соответствии с п. 2 ст. 24 Конституции РФ – налоговые органы (их должностные лица) обязаны обеспечить каждому налогоплательщику возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом [1].

Важным нормативно-правовым актом является Налоговый Кодекс РФ. Согласно Федеральному закону от 31.07.1998 г. № 147-ФЗ «О введении в действие части первой НК РФ» с 1.01.1999 г. вступила в действие 1-ая часть НК РФ. В соответствие же с ФЗ от 5.08.2000 г. №118-ФЗ «О введении в действие части второй НК РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах» с 1.01.2001 г. вступила в законную силу часть 2-ая НК РФ. Налоговый кодекс является законодательным актом прямого действия, в соответствии с которым должны приниматься федеральные законы о налогах и сборах. В главе 14 НК РФ непосредственно закреплены все мероприятия налогового контроля в целом, процедуры их проведения, в частности ст. 89 «Выездная налоговая проверка».

С введением в действие Таможенного кодекса РФ (ТК РФ) с 1.01.2004 г. из НК РФ исключены налоговые проверки, проводимые таможенными органами. Согласно ст. 3 ТК РФ «При регулировании отношений по установлению, введению и взиманию таможенных платежей таможенное законодательство РФ применяется в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах».

Налоговые органы при проведении ВНП также руководствуются Кодексом РФ об административных нарушениях (КоАП РФ). Ст. 15.5 гл. 15 КоАП «Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг» устанавливает ответственность за нарушение сроков представления налоговой декларации, а ст. 15.6 – ответственность за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

При реализации результатов ВНП, в случае выявления нарушений, налоговый орган руководствуются Арбитражный процессуальный кодексом РФ (АПК РФ), который закрепляет ряд положений относительно порядка рассмотрения дел о взыскании обязательных платежей и санкций (гл. 26 АПК РФ). Так же в таком случае налоговый орган руководствуется Уголовным кодексом РФ (УК РФ) – ст. 198 «Уклонение от уплаты налогов и (или) с физического лица», 199 «Уклонение от уплаты налогов и (или) с организации», 199.1 «Неисполнение обязанностей налогового агента».

Среди федеральных законов можно выделить:

29.06.2004);

2118-I.

58-ФЗ.

Основополагающим документом для работы налоговой службы России является Постановление Правительства РФ от 30.09.2004г. № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе».

Акты ФНС РФ и Министерства финансов РФ, если они прошли установленную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, имеют нормативное значение, могут разъяснять и трактовать порядок исчисления и взимания налогов (сборов). Акты, не прошедшие регистрацию в Минюсте РФ, определяют порядок функционирования налоговых органов, дают рекомендации по отдельным вопросам применения налогового законодательства, разрабатывают методики расчетов и порядок ввода в действие законов и нормативных актов и т.п. ФНС России и Управления ФНС России по субъектам РФ издают обязательные для своих подразделений приказы, распоряжения, инструкции, регламенты, правила, положения, методические указания, рекомендации и иные акты по вопросам, связанным с методикой проведением ВНП.

Среди приказов ФНС РФ регламентирующих ВНП можно отметить следующие:

Инструкции, издаваемые ФНС России, могут быть только нормативными по характеру и содержанию актами. Налоговые инспекторы при проведении ВНП руководствуются своими должностными инструкциями, инструкциями на рабочие места, утвержденными ФНС России. Посредством инструкций детализируются законы или иные нормативные акты вышестоящих органов, устанавливается порядок их реализации.

При проведении ВНП налоговые органы также используют методические рекомендации по проведению ВНП по видам налогов, разработанные ФНС России. Методические рекомендации нередко имеют нормативный характер. Хотя их юридическая обязательность выражена менее четко (по сравнению, например, с инструкциями, указаниями), а само наименование говорит о рекомендательной направленности, нормативное значение большинства их них очевидно (как и практическая польза). Например, Методические рекомендации по осуществлению налоговыми органами контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налога на доходы физических лиц при проведении выездных налоговых проверок индивидуальных предпринимателей; Методические рекомендации по проведению комплексных выездных налоговых проверок налогоплательщиков-организаций, в состав которых входят филиалы (представительства) и иные обособленные подразделения.

Существуют разные нормативные акты по методике проведения ВНП. Однако часть из них, наиболее важная с точки зрения раскрытия всех тонкостей проведения ВНП для налогоплательщиков, находится под грифом «ДСП» («для служебного пользования») и не подлежит огласке среди налогоплательщиков. Чаще всего такие «закрытые», внутренние, обязательные для исполнения всеми налоговыми органами инструкции и являются непосредственным руководством к действию для налоговых органов, своего рода законом. Например, среди них - Регламент проведения ВНП – он устанавливает единый порядок проведения ВНП на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога (налоговая отчетность), других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, а также оформления и реализации результатов данных проверок. Другой подобный документ - Регламент проведения встречных проверок – он устанавливает единый порядок организации и проведения налоговыми органами встречных проверок, а также оформления их результатов. Эти документы предназначены для служебного пользования и адресованы только сотрудникам налоговых служб.

Таким образом, порядок организации и проведения ВНП четко регламентирован НК РФ и нормативно-правовыми актами ФНС. Законодательная база по ВНП является многообразной и имеет иерархическую структуру. Основными этапами проверки являются: подготовка к проведению выездной проверки, проведение ВНП, оформление акта, подписание акта и вручение его налогоплательщику, рассмотрение материалов проверки и принятие решения по ним, реализация принятого решения..

В связи с необходимостью обеспечения результативности выездных проверок и сокращением затрат на без результативные проверки, в настоящее время особое значение уделяется этапу планирования и выбору объекта такой проверки.