logo search
пособие 2008

В бюджетном процессе

1.рассмотрение проекта 1. составление проекта

бюджета; бюджета;

2.утверждение бюджета ; 2. исполнение бюджета;

3.контроль над исполнением 3. ведомственный контроль бюджета за исполнением бюджета;

4. утверждение отчета об 4. разрабатывают и утверж-

исполнении бюджета дают методики распреде-

дают методики распреде-

ления предоставления

межбюджетных транс-

фертов;

5. представление отчета об

исполнении бюджета на

утверждение.

Если фактически полученные доходы (без нефтегазовых доходов) превышают 10% утвержденных сумм Правительство и другие исполнительные органы власти подготавливают проект закона о внесение изменений в утвержденный бюджет.

Доходы, фактически полученные при исполнении бюджета сверх предусмотренных сумм (без учета нефтегазовых доходов) могут направляться исполнительным органов власти (Министерством финансов РФ и другими фин. органами) без внесения изменений в утвержденный бюджет на:

- замещение государственных заимствований;

- погашение государственного долга;

- на исполнение публично-нормативных обязательств в случае недостаточности средств(ст.232).

При получении в процессе исполнения бюджета доходов сверх 10 % утвержденных сумм, исполнительными органами власти подготавливается проект закона о внесении изменений в утвержденный бюджет (ст.212)

Бюджетная политика и бюджетный механизм

Бюджетная политика – это совокупность принимаемых решений, осуществляемых органами законодательной (представительной) и исполнительной власти, связанных с определением основных направлений развития бюджетных отношений и выработкой конкретных путей их использования в интересах граждан, общества и государства. Бюджетная политика является частью финансовой политики государства, и как таковая выступает средством осуществления экономической и социальной политики государства.

Функциональный аспект бюджетной политики включает:

1) политику в области доходов бюджета (фискальную);

2) политику в области расходов бюджета;

3) политику в области обеспечения сбалансированности бюджета;

4) политику эффективного управления государственным, муниципальным долгом;

5) политику в области межбюджетных отношений.

Временной аспект бюджетной политики состоит из бюджетной стратегии, рассчитанной на перспективу, и бюджетной тактики, ориентированной на поведение мероприятий в конкретном финансовом периоде.

Для обеспечения эффективности бюджетной политики при ее разработке должны соблюдаться определенные требования. Главное из них – научный подход к ее разработке, учитывающий реальное состояние экономики, финансов и бюджетной системы страны. Бюджетная политика не может быть эффективной, если четко не определены основные ее направления на ближайший период и перспективу, не сформулированы главные цели и первоочередные задачи. При этом обоснованность выдвигаемых мер и предстоящих решений должна подкрепляться соответствующими расчетами.

Инструментами реализации бюджетной политики выступают бюджетное право и бюджетный механизм.

Бюджетный механизм – составная часть финансового механизма, представленная совокупностью видов и форм организации бюджетных отношений, специфических методов мобилизации и использования бюджетных средств, принципов планирования и финансирования, условий и методов осуществления финансового контроля.

Бюджетный механизм используется для целенаправленного воздействия на экономику через формы организации бюджетных отношений, методы мобилизации бюджетных средств, условия и принципы их расходования, и через величину бюджетных средств, мобилизуемых и используемых государством, его региональными структурами, органами местного самоуправления. В зависимости от экономического содержания разных групп бюджетных отношений в структуре бюджетного механизма выделяют три звена:

1) мобилизация денежных средств в федеральный, региональные и местные бюджеты;

2) расходование бюджетных средств путем их предоставления юридическим и физическим лицам;

3) межбюджетное распределение и перераспределение финансовых ресурсов.

Эффективность бюджетной политики может быть оценена исходя из результативности деятельности органов исполнительной власти. В качестве критериев эффективности бюджетной политики используются следующие показатели:

1. уровень собираемости бюджетных доходов;

2. уровень выполнения бюджетных обязательств;

3. величина бюджетного дефицита и темпы роста государственного долга;

4. объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного долга;

5. динамика ВВП;

6. уровень безработицы;

7. степень исполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете.