logo search
неполн ДКБ

Регулирование курса национальной валюты

Регулирование курса национальной валюты - инструмент очень четкой, оперативной и мощной действия. По характеру воздействия на массу денег он напоминает операции на открытом рынке. Если центральный банк планирует уменьшить массу денег в обороте, то ему достаточно продать на рынке соответствующую массу иностранных валютных ценностей, что приведет к сокращению банковских резервов и предложения денег. И наоборот, при необходимости увеличить массу денег в обороте центральному банку следует купить соответствующую массу иностранной валюты. Эти операции получили название валютной интервенции. Хотя непосредственной целью этих операций является регулирование курса национальной валюты, они косвенно и весьма ощутимо влияют и на массу национальных денег в обороте.  Применение этого инструмента монетарной политики связанного с определенными экономическими и организационными трудностями. Во-первых, у центрального банка должен быть достаточный запас, чтобы в случае необходимости можно было использовать его для воздействия на денежную массу. Накопление такого запаса возможно при условии длительного экономического роста активного сальдо платежного баланса, что требует от страны значительного экономического напряжения. Во-вторых, конъюнктурные ситуации на валютном и товарных рынках могут изменяться не одновременно и в разных направлениях. Поэтому операции центрального банка в интересах валютного рынка могут оказаться не желательными для товарных рынков. Учитывая это одновременно с проведением операции на товарном рынке центральный банк должен осуществить компенсируя (стерилизационную) меры, чтобы не допустить уменьшения предложения денег и платежеспособного спроса на товарных рынках. Удобнее провести стерилизацию при помощи операций на открытом рынке. При таком комплексном подходе операции по регулированию валютного курса могут успешно служить и инструментом регулирования предложения денег.  Определенное влияние центрального банка на предложение денег и на конъюнктуру рынков достигается также через установление экономических нормативов деятельности коммерческих банков, прежде нормативов ликвидности, а также через публичное разъяснение целей своей монетарной политики, «дружественного убеждения» и рекомендаций действовать в соответствии с совместно определенных целей (сдерживать кредитную деятельность, избегать действий, которые дестабилизируют рынок ценных бумаг и валютный курс и т.д.).  Монетарная политика является ключевым механизмом в денежной системе страны, благодаря которому реализуются ее основные общественные назначения:  = Поддерживается стоимость денег на относительно стабильном уровне путем постоянного спроса и предложения на денежном рынке;  = Гибко обеспечиваются потребности экономики в деньгах благодаря их выпуска по мере роста потребностей и изъятие из оборота по мере сокращения потребностей. В связи с этим основными индикаторами правильности монетарной политики и эффективности функционирования денежной системы в целом является стабильность стоимости денег на товарных и валютных рынках и обеспеченность экономических субъектов достаточной массой платежных средств. Первый индикатор - стабильность стоимости денег - проявляется в относительной стабильности покупательной способности и валютного курса национальных денег. Эти показатели подробно будут рассмотрены в разделах 5 и 6.  Второй индикатор не имеет таких четких форм выражения, как первый, не нашел однозначного освещения и в литературе. Одни авторы вообще не считают его самостоятельным индикатором, поскольку в случае спроса и предложения на деньги экономические субъекты будут иметь достаточный запас платежных средств. Другие авторы выражают его через коэффициенты монетизации определенных экономических переменных, в частности через показатели монетизации бюджетного дефицита и монетизации валового внутреннего продукта. Общим между этими показателями является то, что при недостаточной монетизации бюджетного дефицита и валового продукта возникнут затруднения с оплатой долговых обязательств - соответственно в бюджетной сфере и в сфере реализации валового продукта.