35. Основные направления бюджетно-налоговой (фискальной) политики.
Бюджетно-налоговая политика - это совокупность экономических и административных мер, предпринимаемых правительством с целью стабилизации и повышения эффективности национальной экономики, с использованием, главным образом, бюджетных и налоговых инструментов.
Фискальная (бюджетно-налоговая) политика - это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов.
Целями фискальной политики являются:
- сглаживание колебаний экономических целей;
- стабилизация темпов экономического роста;
- достижение высокого уровня занятости и умеренных темпов инфляции.
Экономическая наука выделяет два типа фискальной политики:
Дискреционная фискальная политика это сознательное манипулирование налогами и расходами, другими словами, это активная, фискальная политика. Инструментами фискальной политики являются:
-общественные работы;
- изменение трансфертных платежей;
- манипулирование налоговыми ставками.
Автоматическая - это пассивная фискальная политика, при которой необходимые изменения в уровнях государственных расходов и налогов вводятся автоматически. Инструментами такой политики являются, так называемые, встроенные стабилизаторы:
- изменения в налоговых поступлениях;
- пособия по безработице и другие социальные выплаты;
- субсидии.
И дискреционная, и автоматическая фискальная политика играют важную роль в стабилизации экономической ситуации. Однако они являются недостаточными. Так, встроенные стабилизаторы в автоматической фискальной политике могут только ограничить размах и глубину колебаний экономического цикла, но полностью их устранить не могут.
Сложности в проведении дискреционной фискальной политики можно свести к следующему:
- временный разрыв (лаго) между принятием решений и их воздействием на экономику;
- административные издержки.
Трансфертные платежи (социальные пособия) - один из компонентов бюджетных расходов ведут себя прямо противоположно. Выплаты по ним пособий и субсидий малоимущим слоям населения сокращаются во время подъема и возрастают по мере спада производства.
Важнейший инструмент воздействия налоговой системы на экономику — налоговые льготы. В США их насчитывается более 100, в Великобритании — около 80.
НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ
ПОНИЖЕННЫЕ СТАВКИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
НАЛОГОВЫЕ КРЕДИТЫ — ВЫЧЕТЫ ИЗ ВЕЛИЧИНЫ НАЧАЛЬНЫХ НАЛОГОВ
ОТСРОЧКА УПЛАТЫ НАЛОГА И ПОЛНОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ НЕГО
УСКОРЕННАЯ АМОРТИЗАЦИЯ
Налоговые льготы носят обычно региональный характер (если предприятие функционирует в отсталом районе) или селективный (если они касаются приоритетных наукоемких или экспортных производств)
Налоговые льготы выражаются прежде всего в пониженных ставках налогообложения для некоторых предприятий, в основном связанных с научно-техническим прогрессом.
Кроме того, они могут быть в виде налоговых кредитов — вычетов из величины начальных налогов.
36. Социальная политика государства: ее принципы и основные направления.
Социальная политика -- это система мер, направленных на достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением общественного благосостояния, улучшением качества жизни населения и обеспечением социально-политической стабильности, социального партнерства в обществе.
Объектом социальной политики могут быть как отдельные граждане, так и их группы, объединенные конкретными связями и отношениями.
Субъектами социальной политики -- те, кто активно взаимодействует в социальной сфере, определяет цели, задачи, приоритеты и нормативно-правовую базу социальной политики и осуществляют действия по ее реализации. К ним относятся государственные ведомства и учреждения, органы местного самоуправления, различные негосударственные объединения, коммерческие структуры, профессиональные работники, а также отдельные граждане, действующие в рамках гражданской инициативы.
Государственная социальная политика характеризуется едиными законодательным пространством, социальной инфраструктурой, единым кадровым и информационным обеспечением для всего населения. На этом уровне определяются цели, задачи, приоритеты социального развития и способы их достижения по отношению ко всему обществу: утверждаются нормативно-правовые акты, регулирующие общие принципы социальной политики в стране, устанавливаются минимальные социальные гарантии в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, стипендий, медицинского обслуживания, образования и культуры, разрабатываются целевые социальные программы.
Региональная социальная политика учитывает особенности этнического, культурного и исторического характера региона потребности его жителей. На этом уровне здесь разрабатываются и реализуются региональные законы, различные социальные программы. Вместе с тем данный уровень социальной политики не всегда может учитывать запросы и нужды отдельных людей, для этого нужны специальные меры и технологии, которые присущи муниципальной социальной политике.
Социальная политика базируется на ряде принципов -- основных исходных положений, на которых строится деятельность государства в социальной области. Важнейшим из которых является принцип социальной справедливости.
Проблема справедливости издавна волновала человечество умы, еще Аристотель заметил двойственность и противоречивость этого понятия. С одной стороны -- это вознаграждение за личный труд и успех. Это распределительный тип справедливости (обоснованное неравенство). С другой стороны обеспечение всем членам общества одинаковых возможностей независимо от их индивидуальных и социальных различий. Это уравнительный тип справедливости (обоснованное равенство).
Принцип индивидуальной социальной ответственности означает, что каждый дееспособный член общества обязан прилагать максимум усилий для того, чтобы самостоятельно обеспечить удовлетворение своих потребностей. Государство должно оказывать помощь своим гражданам только в крайнем случае, если они не в состоянии обеспечить себя сами.
Соблюдение принципа социальных гарантий предполагает предоставление гражданам гарантированного минимума социальных услуг (обучение, воспитание, духовное и физическое развитие), потребление которых обеспечивает подготовку личности к самостоятельной жизни.
Осуществление социальной политики основано на реализации принципа всеобщности, предполагающего, что социальными мероприятиями должны быть охвачены все члены общества, с учетом дифференцированного к ним подхода.
Выделяют два основных типа социальной политики -- бис-марковский (по имени ее родоначальника Бисмарка) и беверид-жский.
Первый в большей степени реализует распределительный тип социальной справедливости, так как в нем делается упор на жесткую связь социальных выплат с длительностью и результативностью профессиональной деятельности. Работники в течение трудовой жизни уплачивают страховые взносы, размер которых определяется при заключении коллективных договоров нанимателей и наемных работников. Страховые фонды управляются на паритетных началах и не субсидируются из бюджета. Малообеспеченные семьи получают помощь по муниципальной линии.
Бевериджский тип социальной политики основан на принципе национальной солидарности. Он предполагает, что любой человек, независимо от степени его участия в общественном производстве, имеет право на минимальную защиту от социальных рисков (болезнь, старость, травма и т.п.), а средства социальной защиты формируются в значительной степени из государственного бюджета. В странах, выбравших такой тип социальной политики, отсутствует резкая дифференциация населения по уровню жизни.
- 1. Особенности макроэкономического анализа. Основные отрасли народного хозяйства.
- 2.Кругооборот доходов и продуктов. Взаимодействие основных экономических субъектов. Закрытая и открытая экономика.
- 3.Основные показатели макроэкономики.
- 4.Валовой внутренний продукт (ввп) и валовой национальный продукт (внп): методы их расчета. Проблема повторного счета. Дефлятор ввп.
- 5.Чистый национальный продукт. Национальный доход и его распределение. Личные доходы физических лиц
- 6.Понятие макроэкономического равновесия. Неоклассические и неокейнсианские взгляды на его обеспечение.
- 7.Слагаемые совокупного спроса. Факторы, ведущие к смещению кривой совокупного спроса.
- 8.Совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периоде, ценовые и неценовые детерминанты.
- Неценовые факторы совокупного предложения:
- 9.Макроэкономическое равновесие в модели ad-as.
- 10. Макроэкономическое равновесие в модели "доходы-расходы" ("кейнсианский крест"). Кейнсианская модель as
- 11. Построение модели is-lm. Макроэкономическое равновесие в модели is-lm.
- 12. Соотношение потребления, сбережения и инвестиций на макроуровне.
- 15. Экономический рост, его факторы и типы. Проблемы обеспечения экономического роста в России.
- Факторы, обеспечивающие экономический рост
- 16. Макроэкономическая нестабильность: инфляция. Её причины, формы и последствия. Государственная антиинфляционная политика.
- 17. Особенности инфляции в рф. Антиинфляционная политика российского правительства.
- 18. Безработица как форма макроэкономической нестабильности. Её причины, виды и последствия. Проблемы занятости в современной России.
- 20. Сущность государственного регулирования экономики (грэ). Функции государства в рыночной экономике. Международный опыт грэ.
- 26. Роль кредита в современной рыночной экономике. Структура кредитной системы.
- 27. Сущность, структура и функции банковской системы. Банки: их виды и функции в экономике. Центральный банк. Основные направления дальнейшего реформирования банковской системы в современной России.
- 28. Ценные бумаги и фондовый рынок. Развитие рынка ценных бумаг в рф.
- 29. Основные направления и инструменты денежно-кредитной политики государства.
- 30. Сущность финансов и финансовой системы. Функции финансов и их структура.
- 31. Государственный бюджет его структура. Бюджетная система и ее уровни. Проблемы совершенствования бюджетной системы в России.
- 32. Дефицит госбюджета и причины его возникновения. Государственный долг. Проблемы госдолга в рф.
- 33. Налоги, их виды и функции. Налоговая система, принципы налогообложения. Кривая Лаффера.
- 34. Особенности и проблема налоговой системы современной рф.
- 35. Основные направления бюджетно-налоговой (фискальной) политики.
- 37. Неравенство доходов в рыночной экономике и его причины. Кривая Лоренца и коэффициент Джини.
- 38. Политика выравнивания доходов: ее формы и пределы
- 39. Социальная ситуация в России. Приоритеты государственной социальной политики. Государственный механизм регулирования доходов населения в России.
- 40. Сущность мирового рынка, его развитие и современная структура.
- 41. Международное разделение труда и позиции в нем России
- 42. Сущность и основные черты внешней торговли.
- 43. Теории международной торговли. Внешнеторговая политика современной России. Теория абсолютных преимуществ Адама Смита
- Теория Самуэльсона и Столпера
- 44. Свободная торговля и протекционизм. Проблемы вступления России в вто.
- 45. Международное движение капитала: сущность, формы и современные особенности. Участие России в международном движении капитала.
- 46. Международная миграция трудовых ресурсов. Проблема «утечки умов» из России.
- Генуэзская валютная система (1922-1944 гг.)
- Бреттон-Вудская валютная система (1944-1976 гг.)
- 48. Платежный баланс. Проблемы платежного баланса России.
- 49. Международная экономическая интеграция и ее формы. Глобализация экономики. Место России в этих процессах.
- 50. Сущность и закономерности переходного периода.
- 1. Углубление общественного характера производства:
- 51. Концепции перехода к рыночной экономике.
- 52. Отношения собственности и их трансформация в переходный период. Разгосударствление и приватизация в рф.
- 53. Необходимость, цели и задачи формирования цивилизованной рыночной экономики в рф.
- 54.Научно-техническая и инновационная направленность экономического развития российской экономики. Переход от спада производства к устойчивому экономическому росту.
- 55. Социальная направленность экономического развития страны. Приоритетные национальные проекты (в области образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, сельского хозяйства).