32. Дефицит госбюджета и причины его возникновения. Государственный долг. Проблемы госдолга в рф.
Бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета над его доходами. В случае превышения доходов над расходами возникает бюджетный профицит.
Причинами возникновения бюджетного дефицита могут выступать:
Рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности.
Сокращение доходов государственного бюджета в период экономического кризиса.
Чрезвычайные обстоятельства (войны, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия)
Неэффективность финансовой системы государства.
Политический популизм, выражающийся в росте социальных программ, не обеспеченных финансовыми ресурсами.
Коррупция в государственном секторе.
Неэффективность налоговой политики, вызывающая увеличение теневого сектора экономики.
Проблема сокращения бюджетного дефицита весьма серьёзна по ряду причин. Во-первых, объём необходимых государственных расходов велик. Эти обязательства накапливаются десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, снижение других, является непопулярной мерой и затрагивает интересы различных группнаселения. Во-вторых, находить новые источники пополнения бюджета достаточно сложно. Рост налогов негативно сказывается на деловой активности в экономике, способствует криминализации экономики (уклонению от налогообложения, росту теневой экономики).
Бюджетный дефицит можно классифицировать по ряду критериев.
По характеру возникновения, бюджетный дефицит может быть случайным либо действительным. Случайный (кассовый) бюджетный дефицит как правило обусловлен временными разрывами в поступлении и расходовании средств. Случайный дефицит в основном характерен для местных бюджетов, так как они в большей степени зависят от одного источника финансирования. Действительный дефицит объясняется невосполняемым отставанием роста доходов бюджета от роста расходов. Действительный дефицит закладывается в законе о бюджете на финансовый год в качестве предельной величины но может оказаться выше или ниже в процессе исполнения бюджета.
По продолжительности, бюджетный дефицит может быть хроническим или временным. Хронический дефицит повторяется в бюджете из года в год. Чаще всего хронический дефицит является следствием продолжительного экономического кризиса. Временный дефицит может длиться в течение не столь долгого срока.
По отношению к плану бюджетный дефицит может быть плановым то есть предусмотренным законодательным актом о бюджете или внеплановым, объясняющимся непредвиденным ростом расходов или резким сокращением доходов.
В целях облегчения последствий бюджетного дефицита для экономики страны может быть предпринят ряд мер по управлению бюджетным дефицитом.
Эмиссионное покрытие бюджетного дефицита. Бюджетный дефицит может быть уменьшен или даже полностью покрыт за счёт выпуска дополнительныхденег. Такая мера провоцирует инфляцию, которая обесценивает внутренний долг и фактически удешевляет его обслуживание.
Налоговое покрытие бюджетного дефицита. Введение дополнительных налогов и увеличение ставок существующих налогов в краткосрочной перспективе позволяет наполнить бюджет. Однако такая мера в дальнейшем может привести к невыгодности инвестиций и предпринимательской активности, а следовательно к сокращению производства и переходу части экономики в теневой сектор
Секвестирование бюджета. Представляет собой пропорциональное снижение всех расходных статей бюджета на определённую долю. Применяется с момента ввода и до конца бюджетного года. В рамках секвестирования возможно наличие ряда защищённых расходных статей, перечень которых определяется высшими органами власти
.Государственным внутренним долгом РФ являются долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами, номинированные в рублях. Государственный внутренний долг РФ обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.
Внутренний государственный долг РФ включает в себя задолженность по ГКО (государственным краткосрочным обязательствам), ОФЗ (облигациям федерального займа), ОГСЗ (облигациям государственного сберегательного займа), реструктурированную задолженность по ОВГВЗ (облигациям внутреннего государственного валютного займа), а также просроченную задолженность по централизованным кредитам сельскому хозяйству и северным регионам. Российской Федерации производится Центральным банком РФ и его учреждениями. Правительство РФ публикует ежегодно, не позднее мая текущего года, сведения о состоянии государственного внутреннего долга за предыдущий финансовый год. Государственным внешним долгом РФ являются долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами, номинированные в основном в евро и долларах США. Внешний государственный долг РФ включает в себя задолженность по кредитам правительств иностранных государств, по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм, по кредитам международных финансовых организаций (МВФ, МБРР, ЕБРР) и государственные ценные бумаги России (еврооблигационные займы, ОВВЗ). Учет и регистрация заимствований и предоставляемых кредитов находится в ведении Минфина РФ, а их порядок определяется Правительством РФ.
- 1. Особенности макроэкономического анализа. Основные отрасли народного хозяйства.
- 2.Кругооборот доходов и продуктов. Взаимодействие основных экономических субъектов. Закрытая и открытая экономика.
- 3.Основные показатели макроэкономики.
- 4.Валовой внутренний продукт (ввп) и валовой национальный продукт (внп): методы их расчета. Проблема повторного счета. Дефлятор ввп.
- 5.Чистый национальный продукт. Национальный доход и его распределение. Личные доходы физических лиц
- 6.Понятие макроэкономического равновесия. Неоклассические и неокейнсианские взгляды на его обеспечение.
- 7.Слагаемые совокупного спроса. Факторы, ведущие к смещению кривой совокупного спроса.
- 8.Совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периоде, ценовые и неценовые детерминанты.
- Неценовые факторы совокупного предложения:
- 9.Макроэкономическое равновесие в модели ad-as.
- 10. Макроэкономическое равновесие в модели "доходы-расходы" ("кейнсианский крест"). Кейнсианская модель as
- 11. Построение модели is-lm. Макроэкономическое равновесие в модели is-lm.
- 12. Соотношение потребления, сбережения и инвестиций на макроуровне.
- 15. Экономический рост, его факторы и типы. Проблемы обеспечения экономического роста в России.
- Факторы, обеспечивающие экономический рост
- 16. Макроэкономическая нестабильность: инфляция. Её причины, формы и последствия. Государственная антиинфляционная политика.
- 17. Особенности инфляции в рф. Антиинфляционная политика российского правительства.
- 18. Безработица как форма макроэкономической нестабильности. Её причины, виды и последствия. Проблемы занятости в современной России.
- 20. Сущность государственного регулирования экономики (грэ). Функции государства в рыночной экономике. Международный опыт грэ.
- 26. Роль кредита в современной рыночной экономике. Структура кредитной системы.
- 27. Сущность, структура и функции банковской системы. Банки: их виды и функции в экономике. Центральный банк. Основные направления дальнейшего реформирования банковской системы в современной России.
- 28. Ценные бумаги и фондовый рынок. Развитие рынка ценных бумаг в рф.
- 29. Основные направления и инструменты денежно-кредитной политики государства.
- 30. Сущность финансов и финансовой системы. Функции финансов и их структура.
- 31. Государственный бюджет его структура. Бюджетная система и ее уровни. Проблемы совершенствования бюджетной системы в России.
- 32. Дефицит госбюджета и причины его возникновения. Государственный долг. Проблемы госдолга в рф.
- 33. Налоги, их виды и функции. Налоговая система, принципы налогообложения. Кривая Лаффера.
- 34. Особенности и проблема налоговой системы современной рф.
- 35. Основные направления бюджетно-налоговой (фискальной) политики.
- 37. Неравенство доходов в рыночной экономике и его причины. Кривая Лоренца и коэффициент Джини.
- 38. Политика выравнивания доходов: ее формы и пределы
- 39. Социальная ситуация в России. Приоритеты государственной социальной политики. Государственный механизм регулирования доходов населения в России.
- 40. Сущность мирового рынка, его развитие и современная структура.
- 41. Международное разделение труда и позиции в нем России
- 42. Сущность и основные черты внешней торговли.
- 43. Теории международной торговли. Внешнеторговая политика современной России. Теория абсолютных преимуществ Адама Смита
- Теория Самуэльсона и Столпера
- 44. Свободная торговля и протекционизм. Проблемы вступления России в вто.
- 45. Международное движение капитала: сущность, формы и современные особенности. Участие России в международном движении капитала.
- 46. Международная миграция трудовых ресурсов. Проблема «утечки умов» из России.
- Генуэзская валютная система (1922-1944 гг.)
- Бреттон-Вудская валютная система (1944-1976 гг.)
- 48. Платежный баланс. Проблемы платежного баланса России.
- 49. Международная экономическая интеграция и ее формы. Глобализация экономики. Место России в этих процессах.
- 50. Сущность и закономерности переходного периода.
- 1. Углубление общественного характера производства:
- 51. Концепции перехода к рыночной экономике.
- 52. Отношения собственности и их трансформация в переходный период. Разгосударствление и приватизация в рф.
- 53. Необходимость, цели и задачи формирования цивилизованной рыночной экономики в рф.
- 54.Научно-техническая и инновационная направленность экономического развития российской экономики. Переход от спада производства к устойчивому экономическому росту.
- 55. Социальная направленность экономического развития страны. Приоритетные национальные проекты (в области образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, сельского хозяйства).