logo search
инновации

2.2. Оптимизация функционирования складских логистических терминалов

На сегодняшний день бизнес процессы в крупных торговых и производственных компаниях стали настолько глобальными, что для обслуживания перевозок и хранения уже не хватает мощностей складов и небольших складских комплексов. Особенно сложно организовать безупречные перевозки и хранение товаров, когда речь идет о перегрузке с одного типа транспорта на другой.

Для решения таких «логистических сверхзадач» создается особый промышленный комплекс, который называют логистический терминал. Как правило, это объект, состоящий из нескольких складских помещений класса «А» связанных с несколькими видами транспорта: автомобильным, железнодорожным, водным или воздушным. У логистического терминала должно имеется соответствующее техническое оснащение, ускоряющее все операции с грузами. Также важна правильная планировка проездных путей, что должно исключить транспортные пробки. Особое внимание уделяется службе безопасности, так как места концентрации товарных потоков всегда притягивали внимание злоумышленников. Современный логистический терминал – это сложный многогранный механизм, который способен обеспечить работу крупной сети продвижения товаров.

Нередко логистические терминалы берут на себя и таможенные функции. Как правило, такие комплексы строят в местах ввоза грузов и размещают таможенные органы непосредственно в границах таможенного терминала. Такой подход в несколько раз ускоряет таможенную очистку грузов, позволяя в несколько раз значительно ускорить перевозки.

Также для определенных областей производства создаются холодильные логистические терминалы, которые позволяют проводить крупномасштабные операции с грузом, требующим особых условий хранения.

Функции логистического терминала выглядят примерно таким образом:

Таможенная очистка товара;

Обработка груза, распределение товара по партиям;

Создание товарных буферов, на случай сезонных повышений нагрузок;

Ответственное и временное хранение грузов;

Склад имеет ряд функций, исполнение которых обязательно. Однако его работа может нанести ощутимый вред любому предприятию. Ведь не секрет, что регулярные недостачи и порча товара на складах являются привычным делом. Подобная практика ведения работы встречается на любых складах. Оптимизация проводимых работ нужна как современным логистическим центрам, так и небольшим складским помещениям, переоборудованным из заброшенных заводских цехов.

Естественно, что главная проблема любого предприятия — кадры. Большинство складских профессий считают временными. Ведь работа грузчиком не требует изобретательности или саморазвития, она требует лишь четкой и отлаженной работы, что зачастую не происходит. А ведь от работы персонала во многом зависит качество обслуживания склада.

Самый простой и действенный способ оптимизировать работу складского персонала — ввести материальное поощрение опытных сотрудников со стажем. Если на предприятии текучка кадров усиливается, то это непременно приведет к тому, что вырастут и недостачи, и ущерб от порчи материальных ценностей. Дешевле поднять зарплату проверенным сотрудникам, чем искать, обучать и тратить время на нового. Для сохранения слаженного и удовлетворенного коллектива не стоит забывать, что поощрение может быть не всегда материальным. Конечно, все сотрудники скажут вам, что хотели бы получать благодарность в виде премий, однако не плохо начать и с выражения благодарности. А если вводить повышенные премии в самые сложные дни за выполнение плана отгрузки или отсутствия задержек на складе, то весь коллектив будет работать как отлаженный механизм.

Использование автоматизации является основным способом оптимизации работы складских логистических терминалов. В наш век высоких технологий необходимо обратить внимание на автоматизацию многих процессов на предприятии. Использование компьютеров позволит не только сэкономит расходы на человеческие ресурсы. Но и ускорить большинство процессов. При этом включается человеческий фактор: компьютер не испытывает усталости и не болеет, поэтому вся информация будет достоверная, без ошибок.

Недостачи могут появляться из-за грубых ошибок персонала. В таком случае предприятие может самостоятельно возмещать ущерб. Однако зачастую любая недостача — сигнал о том, что на складе происходят кражи. Это явление привычное, к сожалению. Но искоренить его можно. Достаточно для начала провести беседу с персоналом, дать знать, что руководству известна информация о недостаче. Затем предупредить, что будет проводить система слежения за складом. Если и это не поможет, то может быть введена личная материальная ответственность лиц, которые и будут покрывать все недостачи на складах. Это мера позволит привлечь заинтересованных к искоренению краж.

Оптимизировать работу склада можно и без внушительных издержек. Достаточно разобраться, что именно влияет на ухудшение работы, чтобы это улучшить. Слаженная и четкая работа всего персонала на складе позволит работать быстрее и качественнее обслуживать всех клиентов.

Существует множество способов, а также инноваций, позволяющих оптимизировать функционирование складских логистических терминалов.

Индивидуальное кодирование – это наиболее простой метод идентификации, предполагающий минимальные затраты на его внедрение и использование. Сущность индивидуального кодирования заключается в следующем: каждой товарной позиции присваивается индивидуальный код, который может содержать в себе информацию («смысловой» код), а может не нести никакой информации («не смысловое» кодирование). При разработке «смыслового» кода необходимо определить, какая информация является важнейшей и требует сохранения в коде. Например, создается девятизначный код, содержащий информацию о поставщике (первые три цифры), информацию о товарной группе (две цифры) и товарной позиции (три цифры), о статусе данного товара (например, о его ценности, порядке хранения и проч.).

Абсолютно не обязательно знать структуру кода оперативным работникам – грузчикам, комплектовщикам и др. Важно, чтобы структура кода и значение каждой цифры были зафиксированы в нормативном документе предприятия и руководитель склада, его заместители или другие лица при необходимости всегда могли расшифровать информацию по конкретной грузовой единице. Основной целью данного вида идентификации является возможность учета продукции на складе, ее индивидуализации при комплектации заказов. Аналогичную функцию носит и «не смысловое» кодирование, когда каждой товарной позиции присваивается свой номер, что позволяет индивидуализировать ее среди другой продукции при однородном внешнем виде.

Стоимость внедрения и использования этого метода не высока. Как правило, в затраты на введение индивидуального кодирования включается только закупка этикеточной ленты и печать на ней кода товаров, а также закупка нескольких этикет-пистолетов. Ярлык (этикетку) с напечатанным на ней кодом товарной позиции наклеивают с помощью этикет-пистолета на каждую грузовую единицу по завершении операций приемки продукции и ее сортировки.

Штриховое кодирование.Внедрение ШК на складе позволяет существенно ускорить процесс приемки продукции (в случае, если на поступающих грузовых единицах уже имеется штрих-код), значительно снизить влияние человеческого фактора в процессе выполнения технологических операций и при инвентаризации, упростить поиск (определение) нужного товара на стеллаже или в стеллажной ячейке. Внедрение ШК обосновывается и тем, что все чаще крупные клиенты торговых и производственных компаний ставят его наличие обязательным условием при закупках продукции. Однако внедрение системы ШК влечет за собой серьезные основные и дополнительные затраты. К основным затратам относится закупка оборудования (терминалы сбора данных, сканеры, сервер, принтер для печати этикеток), программного обеспечения, совместимого с системой ШК, оплата услуг и взносов в Ассоциацию Юнискан/EAN. К дополнительным затратам можно отнести обучение персонала, услуги консультантов по подготовке склада к внедрению ШК и проч.

Радиочастотная идентификация (RFID). Система RFID появилась сравнительно недавно и в настоящее время на российских складах практически не используется, однако успешный опыт внедрения этой системы рядом крупных компаний в Европе (в частности, в Италии и Германии) позволяет сделать вывод, что в среднесрочной перспективе широкое применение системы RFID начнется и в России.

Система RFID состоит из трех элементов – метка (tag), антенна (reader) и компьютер.

В метку заносятся необходимые данные о грузовой единице, после чего данные метки могут передаваться в компьютер с помощью антенны.

Преимущества RFID:

• данные идентификационной метки можно менять и дополнять;

• на метку можно записать гораздо больше данных по сравнению со штрих-кодом;

• данные на метке могут быть засекречены;

• радиочастотные метки более долговечны;

• расположение метки не имеет значения для считывания (метка может находиться внутри короба или паллеты);

• метка лучше защищена от воздействия окружающей среды;

• метки могут быть многоразового использования;

• при использовании RFID появляется возможность контролировать перемещения груза.

Таким образом, существует множество способов оптимизации функционирования складских логистических терминалов. Оптимизировать работу склада можно и без внушительных издержек. Достаточно разобраться, что именно влияет на ухудшение работы, чтобы это улучшить