logo
инновации

2.3. Предварительное информирование

Предварительное информирование – это процедура предоставления сведений о товарах и транспортных средствах до их фактического прибытия на таможенную территорию Таможенного союза. Данное мероприятие предназначено для проведения предварительной проверки определенных сведений, а также сокращения времени оформление груза на границе.6

Основным документом, устанавливающим правила предварительного информирования, является Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 21.05.2010 г. «О представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза».

Использование технологии Предварительного информирования (ПИ) разрешено в России с 2006 года. На сегодняшний день данная технология регламентирована «Инструкцией об особенностях совершения должностными лицами таможенных органов отдельных таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, с использованием предварительной информации». Данная инструкция введена в действие Приказом ФТС № 1230 от 03.10.2008 г.

Процесс и порядок информационного взаимодействия между Единой автоматизированной информационной системой (ЕАИС) таможенных органов и информационными системами заинтересованных лиц с целью использования данной предварительной информации при оформления прибытия товаров, а также их помещения под таможенную процедуру таможенного транзита применительно к перевозке автомобильным, железнодорожным, воздушным и морским (речным) транспортом в пограничных пунктах пропуска, а также при предоставлении предварительной информации с целью декларирования товаров детально описан в Приложении В5 Спецификации интерфейса взаимодействия.

Процедура предварительного информирования для товаров, ввозимым автомобильным транспортом, обязательна к применению с 17 июня 2012 г. (Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 889)

Согласно этому документу, уполномоченные экономические операторы, перевозчики, в том числе таможенные перевозчики, таможенные представители или иные заинтересованные лица, представляют информацию в отношении товаров, ввозимых автомобильным транспортом, не менее чем за два часа до их ввоза на таможенную территорию Таможенного союза (Россия, Белоруссия, Казахстан).

Для целей предварительного информирования в Российской Федерации и Республике Казахстан введены в эксплуатацию порталы электронного представления сведений. Указанные порталы обеспечивают возможность представления участниками внешнеэкономической деятельности в электронной форме предварительной информации о ввозимых товарах и транспортных средствах до пересечения ими таможенной границы таможенного союза на основе веб-технологий с использованием международной ассоциации сетей «Интернет»: портал таможенных органов Российской Федерации — www.customs.ru (портал электронного представления сведений — http://edata.customs.ru); портал таможенных органов Республики Казахстан — pi.customs.kz;

В Республике Беларусь для подачи сведений в систему ПИ нужно воспользоваться услугами РУП «БЕЛТАМОЖСЕРВИС», предварительно заключив договор с данным предприятием.

Для передачи ПИ-сведений также можно воспользоваться специализированным программным обеспечением. Например, в программном продукте "ГТД PRO" разработки компании ООО "Альта-Софт" присутствует функция формирования документа ПИ и отправления его на сервер баз данных ФТС и в ГТК Республики Беларусь для его последующего использования в соответствии с технологическим регламентом.

Далее рассмотрена процедура предварительного информирования. Сначала транспортная компания или отправитель груза сообщает декларанту информацию о транспортном средстве, на котором будет осуществляться доставка товара, затем декларант, получив предварительную информацию о транспортном средстве, заполняет документ ПИ (TIR или транзитную декларацию) и посредством портала ЭПС ФТС отправляет её на сервер ЦИТТУ ФТС. Информация представляется в отношении ввозимых автомобильным транспортом товаров не менее чем за два часа до их ввоза на таможенную территорию Таможенного союза. В случае, когда ввозимые товары предполагаются к помещению под таможенную процедуру таможенного транзита в месте прибытия представляемая информация должна содержать следующие обязательные сведения: отправителе, получателе товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами;

стране отправления, стране назначения товаров; декларанте; перевозчике; транспортном средстве международной перевозки, на котором перевозятся товары; наименовании, количестве, стоимости товаров в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами; коде товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза на уровне не менее первых шести знаков; весе товаров брутто или объеме, а также количестве товаров в дополнительных единицах измерения (при наличии таких сведений) по каждому коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза или Гармонизированной системы описания и кодирования товаров; количестве грузовых мест; пункте назначения товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами; документах, подтверждающих соблюдение ограничений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, если такое перемещение допускается; планируемой перегрузке товаров или грузовых операциях в пути; времени и месте прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза. Сервер принимает и обрабатывает представленные сведения, а также проводит ФЛК представленной информации.

В случае успешного прохождения ФЛК декларанту передается уникальный идентификатор предварительных сведений, который необходимо будет предъявить в пограничном пункте пропуска. Уникальный идентификатор ПИ, подаваемой для целей оформления прибытия и открытия транзита в соответствии с национальным законодательством, обычно формируется в цифровом виде и в виде штрих-кода. Декларант, получив данный идентификационный номер, передает документ водителю транспортного средства или сообщает идентификационный номер диспетчеру транспортной компании, которая готовит товаросопроводительные документы. В случае отсутствия предварительной информации Решением КТС (п.6) для заинтересованных лиц предусмотрена возможность в течение ближайших двух часов представить необходимую информацию в информационную систему таможенных органов. Для этих целей на российском АПП оборудованы рабочие места, где можно посредством Интернет связаться с порталом ФТС России, получить уникальный идентификационный номер ПИ о товарах и распечатать его. При прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ, документ с распечатанным штрих-кодом предъявляется должностному лицу таможенного органа, расположенного в пограничном пункте пропуска, с целью последующего запроса по этому номеру ПИ из базы данных ЦИТТУ ФТС.

В случае перевозки товаров по процедуре МДП в качестве уникального идентификатора используется номер книжки МДП.

Считывая штрих-код сканером в штатной системе таможенного оформления и таможенного контроля, должностное лицо автоматически формирует запрос в базу данных.

Сервер ЦИТТУ ФТС в автоматическом режиме предоставляет запрошенную таможенным постом информацию. Полученная в ответ на запрос по уникальному идентификатору предварительная информация загружается в штатные программные средства.

Далее таможенный инспектор осуществляет таможенное оформление и таможенный контроль в соответствии с установленным порядком. Заявляется, что при отсутствии расхождений процесс оформления занимает не более 15 минут.

Предварительная информация хранится на сервере ЦИТТУ в течение 2 недель. Если в течение этого срока пересечения границы не состоялось, то переданная информация аннулируется.

Если перевозчик не предоставит информацию о ввозимых им товарах в установленном порядке, у него останется возможность представить сведения в информационную систему таможенных органов в течение ближайших двух часов.

Вышеописанная технология применима только на таможенных постах РФ. Например, в Республике Беларусь предварительная информация отправляется на определенный таможенный пост, расположенный на белорусской границе, через который будет следовать автомобиль.

ВЫВОДЫ

В конце исследования 2 главы автор может утверждать, что:

Инновации имеют широкое применение в сфере таможенного дела. Внедрение электронного декларирования привело к тому, что система взаимоотношений с таможенными органами стала более прозрачной, сократилось количество злоупотреблений и нарушений. Сократилось время прохождения деклараций. В частности, по Санкт-Петербургской таможне время прохождения декларации уже сократилось в 1,5 раза.

Инновации широко используются в оптимизации складских логистических терминалов.

Новейшей инновацией является предварительное информирование – это процедура предоставления сведений о товарах и транспортных средствах до их фактического прибытия на таможенную территорию Таможенного союза. Данное мероприятие предназначено для проведения предварительной проверки определенных сведений, а также сокращения времени оформление груза на границе.