logo search
Финансы черновик 1 и 2 тема

1.1.Сущность и функции финансов, их необходимость и роль в экономике.

Теории финансов. Понятие финансовых ресурсов.

Финансы играют огромную роль в регулировании рыночных отношений, являются неотъемлемой их частью и одновременно важным инструментом реализации государственной политики. Финансы – это фундаментальная, обобщающая многозначная экономическая категория, претерпевающая изменения по мере развития экономики и общества, выражающая однородные экономические отношения, характеризующие одну из сторон общественного бытия. Причина, порождающая финансы, – потребность субъектов хозяйствования в ресурсах, обеспечивающих их деятельность.

Финансы – это отношения, возникающие между экономическими субъектами в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных средств.

Исторически финансами было принято называть денежные платежи, осуществляемые в средневековых итальянских торговых городах – Генуе, Венеции и др. По мере развития производства, торговли, товарно-денежных отношений, банковского и биржевого дела движение денег приобретало новое качество, изменялись его формы и характер. Государство мобилизовывало денежные ресурсы для выполнения своих функций, возникали специфические финансовые институты, оперирующие разнообразными финансовыми инструментами.

В настоящее время термин «финансы» употребляется весьма широко и применяется для обозначения денежных потоков и фондов, формируемых в ходе хозяйственной деятельности, и их использования.

Деньги выступают экономической основой существования и функционирования финансов и являются необходимым условием их возникновения.

Денежный характер финансовых отношений – это важный родовой признак финансов как экономической категории. Его значимость определяется тем, что деньги являются обязательным условием существования финансов: нет денег – не может быть и финансов, ибо последние есть общественная форма, обусловленная существованием первых.

Финансы и деньги отнюдь не синонимы, несмотря на их общую родовую основу. Сходство между этими категориями не исключает существенных различий между ними. Различия порождены двумя обстоятельствами – разной причиной их возникновения и разным общественным назначением исследуемых категорий, что, в свою очередь, приводит к их разному материально-вещественному воплощению и различиям в функциях, выполняемых названными категориями (табл. 1)1.

Таблица 1

Отличия финансов от денег

Деньги как экономическая категория

Финансы как экономическая категория

Причины возникновения

Развитие процесса обмена товарами.

Потребности субъектов хозяйствования и субъектов публичной власти в денежных средствах для своего функционирования и развития.

Общественное назначение

Универсальный посредник при обмене товарами – всеобщий эквивалент.

Инструмент распределения и перераспределения стоимости (в её денежной форме).

Материально-вещественное воплощение

денежные средства;

субстанция стоимости обезличена.

финансовые ресурсы;

субстанция стоимости находится во владении, пользовании и распоряжении субъектов хозяйствования и субъектов власти.

Выполняемые функции

Основные функции:

мера стоимости;

средство обращения (поскольку деньги – это всеобщее покупательное средство);

средство накопления богатства (сбережения стоимости); Производные функции:

средство платежа;

мировые деньги

распределительная функция, выполняемая

с помощью денег, используемых в функции средства платежа;

контрольная функция.

Кфинансовым отношениям экономических субъектов относят отношения, возникающие:

Экономический субъект – это юридическое или физическое лицо, являющееся носителем прав и обязанностей. Они делятся на три больших группы: хозяйствующие субъекты (предприятия, организации и т.п.), домашние хозяйства и государство. Соответственно различают финансы предприятий, финансы домашних хозяйств и государственные финансы. С другой стороны, все экономические субъекты согласно их функциям можно подразделить на:

Взаимодействуя между собой, покупатели и продавцы образуют рынок, что приводит к кругообороту денег и возникновению финансов.

Необходимость создания фондов денежных средств на различных уровнях обусловлена потребностями субъектов экономики в финансовых ресурсах, обеспечивающих их деятельность. Эту потребность в ресурсах без финансовых фондов удовлетворить невозможно ни в сфере производства, ни в сфере государственного управления. Финансовые фонды формируются на макро- и микроуровнях.

Финансы созидательных участников хозяйственной жизни – хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств – состоят из тех фондов, которые формируются в сфере хозяйственной деятельности на микроуровне. К ним относятся: фонд потребления, фонд накопления, резервный фонд и т.д.

Государственные фонды денежных средств формируются на макроуровне. К ним относятся государственный бюджет и внебюджетные фонды. Они формируются и используются на основе денежных отношений между государством, с одной стороны, и предприятиями и работающим населением – с другой, возникающих по поводу образования и распределения стоимости общественного продукта (ВВП).

Организацию финансовых отношений в обществе изучает финансовая наука, которая как любая наука вообще есть объективное исследование действительности, целью которого является постижение тайн природы и общества, открытие истин – законов и закономерностей в их развитии. Финансовая наука относится к общественным наукам, изучающим процессы, происходящие в общест­ве, и человека как элемента этого общества.

В области исследования финансов используются качественные и количественные методы.К числу качественных методов относятся: метод науч­ной абстракции; методы индукции и дедукции; исторический и логический приемы в экономическом анализе.Количественные методы — это совокупность приёмов обработки фактического материала. Основой количественных методов служат учет, отчетность, статистика.

Во всех экономических теориях финансовые концепции занимали важное место. О влиянии государственных расходов, налогов, кредита и в целом бюджета на экономику писали все исследователи классической политической экономии (У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо и др.).

В современных условиях система взглядов в области финансов выступает как часть общеэкономической теории, обогащает и развивает финансовую науку. Финансовые рекомендации, имеющие практическую ценность, ложатся в основу стратегии социально-экономического развития государства и используются при разработке финансовой политики1.

Финансовая наука как самостоятельное явление начала складываться в России в начале 19 в. В этот период появляются крупные работы в области финансов. Началорусской финансовой науке положила книга Н.И. Тургенева«Опыт теории налогов», изданная в 1818 г.2

Современное состояние финансовой науки в России харак­теризуется отсутствием существенных опубликованных разрабо­ток, как в теории, так и в практике финансов, неподготовленностью большинства эконо­мистов к применению современной методологии изучения явле­ний рыночной экономики и отсутствием стабильной финансовой информации. Требуют более глубо­кого изучения вопросы сущности финансов, их роли в условиях рыночной экономики3.

Большой вклад в развитие финансовой науки в России внестиИ. Янжул, И. Озеров, И. Кулишер, Л. Ходской, Д. Боголепов, В. Дьяченко, Э. Вознесенский, А.Александров, А. Бирман, П. Бунич, Г. Базаров, В. Сенчагов, С. Ситарян,Я. Либерман, В. Родионова и др.

Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов

В отечественной экономической литературе сущность финансов – предмет дискуссий, возникающих по поводу их возникновения, зависимости их от государства и выполняемых функций.

Одни экономисты придерживаются так называемой императивной концепции финансов, согласно которой финансы возникли с образованием государства и в современных условиях выполняют функции, связанные с ролью государства в регулировании общественной жизни.

Наибольшее распространение получила распределительная концепция финансов, сторонники которой утверждают, что финансовые отношения возникают на второй стадии общественного воспроизводства (этапы общественного воспроизводство – производство, распределение, обмен, потребление).

Существует и воспроизводственный подход в рассмотрении содержания финансов. Приверженцы этой концепции исходят из того, что отношения по поводу формирования финансов возникают не только при распределении стоимости общественного продукта и национального дохода, но и во всех сферах его движения, и прежде всего, в сфере непосредственного создания.

Если учесть, что финансы – это денежные ресурсы, необходимые для обеспечения процесса воспроизводства, как в рамках страны, так и на уровне каждого предприятия, то воспроизводственная концепция финансовой системы не лишена экономического смысла.

Важным понятием финансовых отношений являются финансовые ресурсы – это совокупность денежных доходов, поступлений и накоплений, находящихся в распоряжении субъектов экономики – государства, юридических и физических лиц. Они формируются в сфере экономической и финансовой деятельности в результате распределения и перераспределения стоимости, сопровождаемым движением денежных средств, являются материальными носителями финансовых отношений.

Основные источники их образования – это стоимость валового продукта, часть национального богатства и поступления от внешнеэкономической деятельности. Видами финансовых ресурсов являются формы доходов, поступлений и накоплений (амортизационные отчисления, прибыль организации, налоговые доходы, страховые платежи и др.).

Формирование и использование финансовых ресурсов осуществляется в фондовой или нефондовой форме. Фондовая форма предопределена потребностями органов государственной власти и местного самоуправления, нуждающихся в финансовых ресурсах для обеспечения своего функционирования, и некоторыми потребностями субъектов хозяйствования, осуществляющих расширенное воспроизводство. При формировании и использовании их финансовых ресурсов используются как фонды многоцелевого назначения, так и узкоцелевые. Финансовые фонды имеют следующие черты: • это обособившаяся часть, выделившаяся из общей суммы денежных средств; • в результате обособления денежный фонд начинает функционировать самостоятельно, причем эта самостоятельность относительна, происходит постоянное пополнение и использование средств; • всегда создается для финансирования какой-либо цели, причем цели могут быть разного порядка, широкие и узкие; • имеет правовое обеспечение, в котором регулируются вопросы порядка его образования и использования. Фондовая форма образования и использования финансовых ресурсов имеет преимущества по сравнению с нефондовой. Формирование обособленно функционирующих финансовых фондов с четкой регламентацией их порядка обеспечивает концентрацию финансовых ресурсов для выполнения неотложных задач, позволяет эффективнее управлять ими и облегчает контроль за их формированием и использованием. Ранее фондовая форма была основной, но в условиях рынка, в фондовой форме формируются и используются в финансовые ресурсы органов государственной власти и местного самоуправления. К таким фондам относят бюджеты соответствующих уровней и внебюджетные фонды. Форма использования финансовых ресурсов субъектов хозяйствования в меньшей степени регламентирована государством. Порядок использования финансовых ресурсов коммерческими организациями определяется их учредительными документами, и поэтому возможно сочетание фондовой и нефондовой форм. Часть ресурсов субъектов хозяйствования может быть направлена на образование фондов целевого назначения (например, экономического стимулирования, резервных фондов). Использование финансовых ресурсов на выполнение финансовых обязательств перед бюджетами разных уровней, государственными внебюджетными фондами, банками, страховыми организациями, уплата штрафных санкций осуществляется в нефондовой форме1.

Сущность финансов как экономической категории наиболее полно раскрывается в их функциях. В экономической литературе в зависимости от концепции финансов упоминается о двух или более функциях.

Воспроизводственная функция обеспечивает постоянство кругооборота средств, как в рамках страны, так и в рамках каждого предприятия.

К этой функции финансов относится регулирование темпов и пропорций развития экономики, изменений ее отраслевой и территориальной структуры. Финансы также способствуют воспроизводству отраслей непроизводственной сферы.

Распределительная функция финансов связана с распределением стоимости произведенного общественного продукта, формированием у субъектов хозяйственной жизни доходов и накоплений, с созданием фондов денежных средств. Распределение осуществляется в процессе хозяйственной деятельности в соответствии с тем вкладом, который вносит в создание стоимости продукта тот или иной фактор производства, а финансы, опосредуя этот процесс, обеспечивают образование, распределение и использование доходов и накоплений. Процесс распределения является стадией общественного воспроизводства, связывающей производство, обмен и потребление.

В результате распределения у экономических субъектов формируются денежные доходы. У государства – налоги, у организаций – прибыль, у домохозяйств – заработная плата и доходы от собственности.

В ходе создания и реализации продукции производятся затраты, создаются и распределяются доходы среди участников хозяйственной деятельности. Денежные ресурсы, задействованные в этом процессе в качестве затрат и доходов, получают свое выражение в виде финансовых потоков, движение которых встроено в процесс хозяйственной деятельности.

Конечным результатом хозяйственной деятельности в масштабах страны является валовой внутренний продукт, который характеризует объем конечной продукции (товаров и услуг), созданной во всей экономике. С точки зрения финансовых показателей, в него входят величина амортизации, зарплата и прибыль.

Если из валового внутреннего продукта вычесть амортизацию основных средств, получится национальный доход, который состоит по стоимости из зарплаты и прибыли. Национальный доход в процессе его движения из производства в потребление подразделяется на две части: одна – расходуется на непроизводственное потребление, другая – идет на возмещение и развитие средств производства. Национальный доход принято делить на фонд потребления и фонд накопления (потребление и инвестиции).

Таким образом, структура общественного продукта предопределяет структуру первичного распределения финансов.

При перераспределении формируются денежные доходы, поступления и накопления, обеспечивающие деятельность хозяйствующих субъектов, которые принято называть финансовыми ресурсами. Перераспределение финансовых ресурсов, проводимое государством для формирования своего бюджета, осуществляется с использованием налогов, обязательных отчислений и сборов. Государственный бюджет, предназначенный для обеспечения деятельности государственных органов, в экономическом плане используется по следующим направлениям:

Движение общественного продукта из производства в потребление протекает в стоимостной форме, в него встроен денежный оборот, обеспечивающий распределение и использование фондов денежных средств.

Распределение, начатое в сфере материального производства, продолжается в сфере обращения. Благодаря финансам у покупателей формируются денежные фонды, т.е. подготавливаются условия, необходимые для осуществления обменных операций, и происходит распределение выручки, полученной в результате обмена. В сфере потребления с помощью финансов устанавливаются конечные пропорции использования национального дохода, образуются фонд потребления и фонд накопления.

Вторичное распределение на уровне предприятий распространяется на прибыль, из которой уплачиваются налоги в бюджеты разных уровней бюджетной системы, проценты за полученный в банке кредит и т.д. Оставшаяся после этого часть прибыли служит источником расширенного воспроизводства, то есть превращается в капитал.

Распределительная функция финансов в нашей стране развита недостаточно, подтверждением этому являются несвоевременные выплаты заработной платы, пенсий, социальных выплат, неплатежи между предприятиями и организациями и т.д.

Контрольная функция финансов обеспечивает согласование финансовых интересов субъектов финансовых отношений и становится возможной, поскольку движение всех ценностей и ресурсов в экономике получает свое выражение в денежной форме и отражается в виде денежных показателей (биржевых индексов, динамики рентабельности, доходов и расходов бюджета, бюджетного дефицита, величине государственного долга и др.). Правильный их выбор для оценки финансового состояния способствует принятию эффективных управленческих решений.

Эта функция финансов проявляется в контроле над распределением стоимости общественного продукта на различных стадиях его движения по соответствующим фондам и за расходованием их по целевому назначению. Контрольная функция финансов реализуется через механизм финансового контроля.

Основу контрольной функции составляет контроль за движением финансовых ресурсов. Благодаря ей можно определить, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение различных субъектов хозяйствования, насколько экономно и эффективно они используются и т.д.

Считается, что не следует отождествлять контрольную функцию финансов и финансовый контроль, т.к. его осуществление это функция соответствующих органов, а не абстрактного понятия, под которым понимаются финансы1.

Распределительная и контрольная функции – это две стороны одного и того же экономического процесса. Только в их единстве и тесном взаимодействии финансы могут проявить себя в качестве категории стоимостного распределения.

Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация.

Она заключена в финансовых показателях, имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственной деятельности. Состав, структура и содержание финансовой отчетности определяются нормами, разработанными с учетом международных требований. Финансовая отчетность должна быть полной, объективной, достоверной. Показатели финансовой отчетности должны быть сопоставимы.

Контрольная функция, которую выполняют финансы, может реализовываться с большей или меньшей полнотой. Степень и глубина реализации контрольной функции во многом определяется состоянием финансовой дисциплины.

Финансовая дисциплина – это обязательный для всех предприятий, организаций, учреждений и должностных лиц порядок осуществления финансовой деятельности, соблюдения установленных норм и правил, выполнения финансовых обязательств по отношению как друг к другу, так и к государству1.

Финансовая дисциплина – необходимое условие стабильности государства и предприятий. Она предполагает не только финансовую ответственность за полное и своевременное выполнение финансовых обязательств перед государством, банками, биржами, персоналом, но и обеспечение эффективности работы данной структуры. К нарушителям финансовой дисциплины применяются различные санкции: бесспорное взыскание денежных средств, пени, штрафы, запрещение или ограничение деятельности (операций), лишение свободы и др.2 Российским законодательством предусмотрена как административная, гражданско-правовая ответственность за несоблюдение финансовой дисциплины, так и уголовная. В целом по РФ финансовая дисциплина находится на не достаточно высоком уровне.