logo search
УМК МЧП

4.3. Форфейтинг – разновидность международного кредита.

Возникновение, становление и перспективы развития форфейтинга в международном банковском деле.

В международных торговых связях операцией, сходной и прямым импортным факторингом, выступает - форфейтинг – кредитование экспортера.

Возникновение рынка форфетирования произошло после второй Мировой войны и определено изменениями в структуре мировой экономики, происшедшими в конце 50-х начале 60-х годов 20-го столетия. Значительное развитие международной торговли сопровождалось усиливающейся тенденцией роста требований импортеров продлить срок предоставляемого кредита до 180 дней против привычных 90 дней. Это время характеризуется снижением уровня таможенного противостояния, образовавшегося вследствие послевоенной депрессии и «холодной войны».

Возрождение торговых отношений между странами Западной и Восточной Европы и возрастающая значимость в мировой торговле стран Азии, Африки и Латинской Америки создали множество финансовых трудностей, в первую очередь для западноевропейских экспортеров : западноевропейские предприниматели все труднее предоставляли кредиты за счет собственных источников, почему поставщики и были вынуждены использовать новые методы финансирования своих сделок. Таким образом, форфетированные средства появились в ответ на неудовлетворенный и постоянно растущий спрос на международные кредиты.

Пионером среди крупнейших банков, действующих на рынке форфетирования, стал «Kredit Suez», а Швейцария – первым крупным банковским центром форфетирования. Несколько крупных банков Цюриха, имевших богатый опыт финансирования международной торговли, стали использовать форфейтинг для финансирования закупок зерна странами Западной Европы.

Вскоре стало очевидным, что форфетирование – быстро развивающаяся отрасль, требующая создания в рамках традиционной функциональной структуры банка специального подразделения. В дополнение к растущему объему сделок возникла и необходимость в расширении деятельности в других направлениях и предложению услуг по финансированию вне пределов банковской практики. Поэтому с 1965 года приступила к операциям по форфетированию первая специализированная организация, занимающаяся исключительно форфейтингом, - компания «Finanz AG, Zurich», - филиал крупнейшего банка Швейцарии – «Schweizeirich Kreditanschteilt».

Первенство Швейцарии в форфетировании не превзойдено до сих пор, хотя операции по форфейтингу распространились и на другие финансовые центры Западной Европы.

Наибольшее развитие форфейтинг получил в странах, где относительно слабо развито государственное кредитование экспорта. Первоначально форфетирование осуществлялось коммерческими банками, но по мере увеличения объемов операций по форфейтингу стали создаваться также специализированные институты.

В настоящее время одним из основных центров форфейтинга является Лондон, поскольку экспорт многих европейских стран давно финансируется из Сити, никогда не медлившего с освоением новых банковских технологий. Значительная часть форфейтингового бизнеса сконцентрирована также в Германии.

Таким образом, форфейтинг развивается в различных финансовых центрах, причем отмечается ежегодный прирост подобных сделок. Тем не менее было бы ошибкой связывать увеличение количества сделок по форфетированию с ростом числа таких центров. Это объясняется возрастанием рисков, которые несут экспортеры, а также недостатком адекватных источников финансирования в связи с ростом рисков.

Форфейтинг обладает существенными достоинствами, что делает его привлекательной формой среднесрочного финансирования. Подробно о существенных преимуществах сделки по форфетированию для сторон соглашения я остановлюсь далее. Здесь лишь хотелось отметить, что основным достоинством этой формы кредитования является то, что форфейтер (банк) берет на себя все риски, связанные с операцией. Кроме того ее привлекательность возрастает в связи с отказом в некоторых странах от фиксированных процентных ставок, недостатком во многих развивающихся станах валюты для оплаты импортируемых товаров, ростом политических рисков и иными обстоятельствами.

В последние годы развитие форфейтинговых услуг в странах с развитой рыночной экономикой шло по следующим основным направлениям :

ВТОРИЧНЫЙ РЫНОК ФОРФЕЙТИНГОВЫХ АКТИВОВ.

Покупая активы (векселя – объекты форфейтинговой сделки), форфейтер (банк) совершает инвестирование. Возможно, он не желает держать свои средства в подобной форме в течении длительного времени, а наоборот стремиться к продаже инвестиций другому лицу, также становящемуся форфейтером. На основе этой последующей перепродажи долгов и возникает вторичный форфейтинговый рынок.

Форфейтер может перепродать часть активов, находящихся в его собственности, поскольку природа сделки позволяет дробить долг на любое количество частей, на каждую из которых оформляется вексель со своим сроком погашения.

На обоих рынках действуют, как правило, юридические лица; вложение в форфейтинговые активы частными лицами встречается довольно редко, поскольку далеко не каждый инвестор обладает солидным портфелем, позволяющим нести сопутствующие сделкам этого рода политические и экономические риски.

Зачастую непосредственной передачи форфейтинговых бумаг новому владельцу (вторичному форфейтеру) не происходит : он знает стоимость векселей, сроки их погашения, знает гаранта, но не первоначального эмитента (экспортера), и в этом случае предыдущий форфейтер по истечении срока действия ценных бумаг собирает платежи и переводит их новому владельцу. Такая секретность объясняется прежде всего соображениями конфиденциальности : экспортер заинтересован в неразглашении информации о способах финансирования его сделок и не хочет, чтобы покупатель (какие-либо третьи лица) знал о его финансовых нуждах, кроме того любая продажа форфейтинговых бумаг предполагает риск расширения круга деловых взаимоотношений, что затрудняет контроль со стороны экспортера.

□ Несмотря на все трудности, вторичный форфейтинговый рынок процветает. Объяснить это можно следующими обстоятельствами:

- первичный форфейтер может, к примеру, обнаружить, что покупка какой-либо новой бумаги приведет к превышению лимита кредитования, установленного для данной страны. Даже если доход по этим бумагам будет очень привлекательным, он вынужден будет отказаться от сделки, если не уполномочен превышать данный лимит. Решением проблемы может быть перепродажа уже имеющихся в портфеле бумаг этой страны. То же самое происходит при превышении пределов лимита кредитования какого-либо определенного эмитента;

- первичный форфейтер желает обеспечить более высокую ликвидность своего портфеля в ожидании изменения процентных ставок или воспользоваться большей доходностью определенных бумаг и поэтому приобретает их на вторичном рынка;

- на рынке может появиться покупатель, предлагающий первичному форфейтеру выгодную цену.

Однако инвестиции в форфейтинговые бумаги на вторичном рынке пока не велики. Первичные форфейтеры считают, что подобное развитие могло бы испугать многих экспортеров и их банки, так как приведет к потере контроля над выпущенными на рынок ценными бумагами.

Понятие и экономическое содержание форфейтинга.

Термин «форфейтинг» происходит от франц. «a forfait» и обозначает «целиком», «общая сумма», «отказ от прав», что и отражает суть операции по форфетированию.

Форфетирование – термин, обычно употребляемый для обозначения покупки обязательств, погашение которых приходится на какое-либо время в будущем и которые возникают в процессе поставки товаров и услуг без оборота на любого предыдущего должника. Форфейтинг имеет много общего с прямым импортным факторингом – кредитование экспорта посредством приобретения без права регресса к продавцу коммерческих векселей, акцептованных импортером, а также платежных требований по внешнеторговым сделкам. Иначе форфейтинг – это кредитование экспортера путем покупки векселей или иных долговых требований.

Форфейтинг – это покупка долга, выраженного в оборотном документе, у кредитора на безоборотной основе. Это означает, что покупатель долга (форфейтер) принимает на себя обязательство об отказе – форфейтинге – от обращения регрессного требования к кредитору при невозможности получения удовлетворения у должника.

Сущность сделки сводится к тому, что обязательство должника (импортера), срок исполнения по которому еще не наступил, может быть кредитором (экспортером) сразу превращено в наличные деньги путем продажи обязательства форфейтеру, который, однако, соглашается купить обязательство на безоборотной основе лишь при условии предоставления обеспечения третьим лицом.

Механизм форфейтинга используется в двух видах сделок :

в финансовых сделках – в целях реализации долгосрочных финансовых обязательств;

в экспортных сделках – для содействия поступлению наличных денег экспортеру, предоставившему кредит иностранному покупателю.

В качестве продавца форфейтируемого документа обычно выступает экспортер, выполнивший свои обязательства по внешнеторговому контракту и стремящийся инкассировать расчетные документы импортера с целью получить наличные денежные средства. Обычно экспортер еще при переговорах с импортером о поставке товара на условиях рассрочки платежа контактирует с банком (форфейтером), который может купить у него векселя на условиях форфетирования. В зависимости от того, что предлагает банк – форфейтер, экспортер определяет цену внешнеторгового контракта.

В роли форфейтера – покупателя форфетируемых долговых документов выступает банк, финансовая корпорация или специализированная организация, занимающаяся учетом векселей. Форфейтер берет на себя все коммерческие риски, связанные с неплатежеспособностью импортеров, без права регресса этих документов на экспортера. Поэтому если должник (импортер) не является первоклассным заемщиком, форфейтер будет стремиться получить определенное обеспечение – в форме аваля или безусловной гарантии банка импортера, ведь в случае неплатежа со стороны должника форфейтер может положиться только на это обеспечение.

Особый интерес представляет объект форфейтинговой сделки. Основным видом форфейтинговых бумаг являются векселя – переводные (тратты), предоставленные экспортером и акцептованные импортером, и простые, выписанные импортером, хотя теоретически задолженность в любой форме могла бы быть форфетирована.

Преобладание простых векселей и тратт объясняется их употреблением в качестве инструментов торгового финансирования в течении длительного времени и свойственной им операционной простоте, что предопределяется:

известностью вексельного обязательства, поскольку вексель в ходу во всем мире со средних веков и многолетний опыт в обращении с такого рода документами ведет к значительному облегчению общения участвующих сторон;

согласованной на международном уровне правовой основы, заложенной Международной конвенцией о коммерческих векселях, принятой Женевской конференцией в 1930 году. Эта конвенция – четкий кодекс практических действий.

Векселя выписываются, как правило, в долларах США, хотя учесть вексель можно в принципе в любой валюте, важно, чтобы платежи осуществлялись в свободно конвертируемой валюте.

Кроме векселей объектом форфейтинга могут быть обязательства в форме аккредитива. Но аккредитивы в качестве объекта форфетирования применяются редко. Это объясняется сложностью операции, заключающейся в том, что в случае с аккредитивом необходимо предварительно и подробно согласовать условия сделки, что приводит к увеличению сроков всей процедуры, а между тем форфейтинговый рынок предполагает высокую скорость заключения и совершения сделки, а также простоту документооборота. Кроме того, с точки зрения форфейтера, принципиальное неудобство операций с аккредитивом заключается и в том, что форфейтер предполагает, что возмещение будет осуществляться периодически и приблизительно равными долями – это удобно и ему (форфейтеру), и остальным участника (должнику и гаранту). Однако если частичные погашения по векселям могут быть оформлены отдельными документами, каждый из которых легко, по желанию форфейтера, может быть продан, то по аккредитивам все объединяется в единый документ в пользу бенефициара (кредитора – экспортера), и этот документ зачастую не может быть продан без специального разрешения должника, что значительно усложняет всю операцию форфетирования.

Окончательный выбор того или иного платежного средства в международных торговых и кредитных сделках зависит от многочисленных юридических, экономических и политических соображений.

Существенной составляющей понятия «форфейтинг» как юридической сделки является - срок форфейтинговой операции. Форфейтирование – наиболее часто применяемая среднесрочная сделка, поскольку охватывает срок от 6 месяцев до 5-6 лет. Однако каждый форфейтер устанавливает свои временные рамки, исходя, главным образом, из рыночных условий для определенной сделки.

Экономическая характеристика форфейтинга не будет полной без рассмотрения такого элемента как - плата по форфейтинговым операциям. Издержки экспортера по организации форфейтингового финансирования складываются из:

ставки дисконта : базируется на процентной ставке за кредит, предоставляемый на срок, равный среднему сроку дисконтируемых векселей.

премии форфейтера : взимается сверх суммы дисконта; уровень премии отражает степень рисков, которым подвергается форфейтер, чаще всего они связаны с политическими трудностями, проблемами трансферта; кроме того премия включает и средства на покрытие управленческих расходов форфейтера по организации сделки.

Многие форфейтеры, продолжительное время работающие в сфере форфейтинговых услуг, ежемесячно публикуют котировки своих ставок в различных специальных изданиях.

Следует отметить, что в отличии от факторинга, форфейтинг и на международном уровне не имеет унифицированной правовой базы в виде конвенций или унифицированных правил, но нормативное регулирование форфетирования в зарубежных государствах отражено в основном во внутреннем законодательстве стран, а также используются деловые обыкновения, выработанные почти за полувековой опыт осуществления подобных операций. Так, в США, одном из крупнейших в настоящее время участников форфейтингового рынка услуг, данные операции регулируются национальным вексельным законодательством, которое трактует форфейтинг как «рефинансирование векселей».

Но, несмотря на неурегулированность в национальном законодательстве, сделки по форфетированию оборотных товарных документов в России осуществляются, опираясь на выработанную практику, основанную на зарубежном опыте, что свидетельствует об их актуальности и востребованности в современный российских реалиях, и еще раз подтверждает необходимость детального законодательного урегулирования рассматриваемого института.