logo search
Administrativka / Административка / экзамен админ / Администрация Красноярского Края

20.4. Административное право Японии

Конституция Японии, вступившая в действие в 1947 г. за­крепила принцип разделения на три ветви власти: законода­тельную, исполнительную и судебную. Вопросы государствен­ного управления, по Конституции Японии, осуществляет, в основном, исполнительная власть в форме кабинета министров. В Японии административное право понимается как отрасль внутреннего публичного права, регулирующая организацию и деятельность публичной (государственной) администрации и контроль за деятельностью административных органов.

В последнее время публичная администрация использует средства и методы как публичного, так и частного права. Кон­фликтные вопросы решаются в судебном порядке, однако мно­жество законов (около 1,5 тыс.) нацелены нанедопущение кон­фликтов и споров в сфере государственного управления, в от-

490

личие от наших актов правления, направленных на разреше­ние этих споров и конфликтов. Становление японского адми­нистративного права было подвержено влиянию континенталь­ного и, прежде всего, немецкого права. Однако национальная культура внесла существенное изменение в формы и методы государственного управления, отличающиеся своеобразным мяг­ким регулированием, ориентированным на интересы людей; то есть государственное управление в японском стиле больше напоминает искусство, чем науку управления, так как японс­кие методы больше основаны на национальных традициях и обычаях, на формирование которых оказали влияние три кон­фессии (синтоизм, буддизм и конфуцианство). Буддизм обо­сновал иерархичность общественного строя. Конфуцианство сформировало социальную этику в обществе. С синтоизмом связано становление японского государства на принципах куль­та императорской династии целостном единстве нации. Эти три религиозных течения сформировали японское правосозна­ние в духе гармонии с властью. Не принято прямо высказы­вать критические замечания, предпочтительно мирное разре­шение споров. Воспитывается дух долга и обязанностей перед императором и государством, с одной стороны, перед родите­лями и предками — с другой.

Механизм организации и деятельности государственного управления обеспечивается такими принципами как: лигитим-ность (доверие граждан к власти); демократичность (отраже­ние воли большинства в законах); законопослушность граж­дан; четкое разделение полномочий центральной и местной власти (5. С.105-112). В Конституции Японии закреплены ос­новы государственного управления. Основными законами рег­ламентирована деятельность государственной администрации, в которых определены основные направления правовой поли­тики и правовые принципы деятельности государственных учреждений. Основным законом регламентирована деятельность кабинета министров. Имеется закон об организации государ­ственного управления, закон о государственных служащих, закон о местном самоуправлении и многие другие законы, рег­ламентирующие государственное управление.

Обычными законами регламентирован правовой статус ми­нистерств и ведомств Японии, где установлены: структура, штаты, система управления, задачи, функции межведомствен­ной координации и отраслевого регулирования.

Кроме актов управления государственными делами в Япо­нии развита система полицейского права, регламентированно-

491

го административно-правовыми актами обеспечивающие обще­ственное спокойствие в стране. Например, Закон о выполне­нии чинами полиции служебных обязанностей; Закон о до­рожно-транспортном движении; Закон о силах самообороны, Закон о предотвращении подрывной деятельности и др.

Японское административное право не кодифицировано. Нормативные акты в области административного права содер­жатся в «Шести законах», публикуемых частными издания­ми.

Очень большое количество нормативных актов по вопро­сам государственного управления принимают министры в форме приказов. Кроме этого, многие должностные лица струк­турных подразделений имеют полномочия принимать обще­обязательные правила как ведомственного, так и межведом­ственного действия. Такие акты чаще всего оспариваются в суде. Как правило, при органах государственного управления находится большое количество различных консультативных комиссий, состоящих из представителей предприниматель­ских кругов, научной общественности и активистов. Перед принятием нормативных актов заслушиваются не только эти комиссии, но изучается мнение общественности. Например, перед принятием Закона об электроэнергетике министр обя­зан заслушать мнение комиссий, провести публичное слуша­ние и учесть мнение широких слоев общества, в этом реали­зуется принцип легитимности и демократичности в процессе административного нормотворчества в сфере государственно­го управления (5, с. 111).

Парламент Японии может делегировать нормотворческие полномочия высшему исполнительному органу — кабинету министров, который принимает указы. В указах может быть предусмотрена уголовная ответственность. Указы правитель­ства могут налгать обязанности и ограничивать права граждан с разрешения соответствующего закона, принятого Парламен­том Японии. Делегирование таких полномочий ограничивает­ся сроком действия. Верховный Суд Японии подтвердил это решение по делегированию нормотворческих полномочий от 13 мая 1952 г. (5, с. 112). В некоторых случаях Верховный Суд Японии в процессе судебного контроля признает эти пра­вовые акты противоречащими Конституции Японии.

Муниципальные органы МСУ в пределах своих полномо­чий, определенных Законом о местном самоуправлении, при­нимают свои нормативные акты, действующие в пределах тер­ритории муниципального образования.