Глава IV. Экономические показатели
Большинство субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, в социально-экономическом плане уже с начала 1990-х годов в силу ряда причин объективного характера оказались в числе субъектов Российской Федерации, наиболее подверженных кризису. Объемы промышленного производства в Северо-Кавказском федеральном округе к концу 1990-х годов сократились до 17 – 24% (по сравнению с уровнем 1990 года) при общероссийском сокращении значения этого показателя в среднем до 48%.
Темпы экономического роста в 2005 - 2009 годах свидетельствуют о том, что органам исполнительной власти в ряде субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, удалось правильно определить экономические приоритеты (среди лидеров можно назвать Республику Дагестан, Кабардино-Балкарскую Республику и Республику Северная Осетия - Алания). Однако процесс позитивных преобразований идет крайне медленно.
На текущий момент реальный сектор экономики Северо-Кавказского федерального округа развит слабо:
-
доля аграрного сектора в валовом региональном продукте достигает 22% (по Российской Федерации – 5%);
-
доля продукции обрабатывающих производств не превышает 15% (по Российской Федерации – 19%).
Основной вклад в валовой региональный продукт вносит сектор государственного управления и сфера социальных (в том числе коммунальных) услуг, доля которых в валовом региональном продукте составляет до 55% (по Российской Федерации – 16%).
Безработица в Северо-Кавказском федеральном округе остается крайне высокой - ее официальный уровень варьируется от 8 до 55%, что в 1,5 - 9 раз превышает среднероссийский уровень. Имеет место скрытая безработица и высокий процент занятости населения в низкооплачиваемых секторах экономики.
В большинстве отраслей экономики Северо-Кавказского федерального округа значения показателей производительности труда ниже средних значений этих показателей по Российской Федерации.
Все субъекты Российской Федерации, входящие в состав Северо-Кавказского федерального округа, имеют низкие показатели качества жизни населения. Бюджеты Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Карачаево-Черкесской Республики и Чеченской Республики являются высоко дотационными. За последние 10 лет объем средств федерального бюджета, ежегодно выделяемых Правительством Российской Федерации для оказания финансовой поддержки бюджетам субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, существенно увеличился.11
Транспорт - одна из ведущих отраслей экономики Северо-Кавказского федерального округа, на долю которой приходится около 10% валового регионального продукта. Северо-Кавказский федеральный округ расположен рядом с крупными российскими и зарубежными рынками, а также на пересечении крупных грузопотоков.
Протяженность автомобильных дорог общего пользования Северо-Кавказского федерального округа составляет 24788 километров, в том числе федеральных - 2577 километров, региональных - 22211 километров. Основными автодорожными узлами на территории Северо-Кавказского федерального округа являются Ставрополь, Минеральные Воды, Нальчик, Грозный и Махачкала.12
- Глава I. Административно-территориальная структура скфо
- Глава II. Население и демографическая ситуация
- ГлаваIii. Особенности промышленности округа
- Агропромышленный комплекс
- Добывающая промышленность
- Глава IV. Экономические показатели
- Глава V. Культура и рекреационный комплекс
- Глава VI. Проблемы скфо и пути их решения
- Заключение
- Список источников и литературы
- I. Источники
- II. Специальная литература
- Карта скфо
- 1Регионоведение : Учеб.Для вузов / ГладкийЮ. Н., ЧистобаевА. И.. - м. :Гардарики, 2002.С. 385.