logo
Активы и финансовые ресурсы предприятия

1. Активы предприятия, их виды

Активы предприятия представляют собой экономические ресурсы, контролируемые предприятием. Активы предприятия - это совокупность имущества и денежных средств, принадлежащих предприятию, фирме, компании, в которые вложены средства владельцев, хозяев.

Активы формируются за счет инвестированного в них капитала; характеризуются детерминированной стоимостью, производительностью и способностью генерировать доход. Постоянный оборот активов в процессе их использования связан с фактором времени, риском и ликвидностью.

К активам предприятия относятся:

собственность юридического лица (предприятия), которая имеет денежную стоимость;

собственность юридического лица и привлеченные средства;

ценные бумаги;

товарно-материальные ценности;

основные средства;

финансовые инвестиции, вложенные в предприятия других субъектов;

собственные патенты;

изобретения;

«ноу-хау»;

права пользования землей и естественными ресурсами;

любая другая собственность хозяйствующего субъекта (предприятие, фирма, компания и т. п.), которую можно использовать для осуществления предпринимательской деятельности.

Различают активы материальные, активы нематериальные, а также активы финансовые (рис. 1).

Активы материальные - это собственность юридических или физических лиц, имеющая вещественную форму и денежное выражение. Это:

земля, находящаяся в собственности;

здания и сооружения производственного и непроизводственного назначения;

административные здания;

непромышленные объекты, находящиеся на балансе предприятия (жилые дома, учебные, детские, лечебные, оздоровительные, спортивные и другие учреждения, помещения, которые находятся на балансе предприятия);

установленное и неустановленное производственное оборудование;

движимое имущество непроизводственного назначения;

запасы сырья, топлива, полуфабрикатов (на складах, в цехах и в пути), готовая продукция;

имущество, основные средства, земельные участки, сданные в аренду, которые принадлежат предприятию; филиалы; дочерние компании, если они не имеют статуса юридического лица, а их балансы не разделены с балансом головного предприятия.

Размещено на http://www.allbest.ru

Рисунок 1 - Классификация активов предприятия

Материальные активы подразделяются на воспроизводимые (запасы материальных оборотных средств, основные средства, материальные и художественные ценности) и невоспроизводимые (земля, недра).

Кроме материальных ресурсов предприятия, к которым относятся основные средства и оборотные средства, эффективность его деятельности зависит от наличия и степени использования нематериальных ресурсов.

К нематериальным ресурсам относятся те ресурсы, которые не имеют материальной основы, но способны приносить прибыль или пользу предприятию (фирме) довольно продолжительное время. Основной особенностью таких ресурсов является отсутствие возможности определить общий размер пользы, которую они приносят.

Активы нематериальные - условная стоимость объектов промышленной и интеллектуальной собственности, других аналогичных имущественных прав, признанных объектом права собственности конкретного физического или юридического лица, которые приносят ему доход.

Нематериальные активы - это активы у которых отсутствует материально-вещественная структура, новая категория в составе имущества предприятия.

Основные характерные черты нематериальных активов:

отсутствие материально-вещественной (физической) структуры;

использование на протяжении продолжительного времени;

способность приносить пользу предприятию;

высокая степень неопределенности в отношении размеров возможной в будущем прибыли от их использования.

Все нематериальные ресурсы делятся на объекты промышленной и интеллектуальной собственности.

К объектам промышленной собственности относятся:

изобретения;

промышленные образцы;

рационализаторские предложения;

ноу-хау;

товарные марки и товарные знаки;

гудвил.

Изобретением называется принципиально новое техническое решение существующей производственной проблемы, дающее положительный эффект для области народного хозяйства.

Промышленным образцом называется разработанная автором или авторским коллективом модель изделия, которое будет выпускаться на данном предприятии. Промышленный образец бывает объемным, плоским (рисунок) или комбинированным и предназначен для демонстрации продукции на презентациях и выставках. Образец считается новым, если совокупность свойств нового изделия не известна ни в одной из стран к фиксации его приоритета.

Рационализаторское предложение - это полезная рекомендация относительно техники и технологии, используемая на отдельно взятом предприятии. В отличие от изобретений оно может быть уже известно на других предприятиях или в областях народного хозяйства, но на данном предприятии используется впервые: это усовершенствование используемой техники, изготовляемой продукции, способов контроля, наблюдения и исследования; улучшение техники безопасности; повышение производительности труда, эффективности использования энергии, материалов и т. п.

Ноу-хау («знать, как сделать») - это определенные знания и опыт предприятия в какой-либо сфере его деятельности: научно-технической, производственной, управленческой, коммерческой, финансовой, на получение которых предприятие затратило значительные средства. Ноу-хау не защищено охранными документами, но не разглашается.

Товарные знаки и товарные марки - это оригинальные символы, которыми товар данной фирмы отличается от товаров конкурентов.

Гудвил это сформированный имидж фирмы, составляющими которого является опыт, деловые связи, престиж товарных знаков, постоянная клиентура, доброжелательность и благосклонность потребителей и т. п.

К объектам интеллектуальной собственности относятся:

информационная деятельность, связанная с получением информационных материалов, их обработкой, хранением, использованием и распространением;

программное обеспечение - характеризуется совокупностью программных, организационных и технических средств, предназначенных для централизованного накопления и использования информации;

базы данных;

база знаний, а также произведения литературы и искусства.

Права на использование объектов промышленной и интеллектуальной собственности называются нематериальными активами предприятия. Отдельные элементы нематериальных активов имеют правовую защищенность в виде патента и авторского права.

Патент - это документ, выданный государством (государственным органом) лицу или предприятию с предоставлением им исключительного права на использование указанного в патенте изобретения или рационализаторского предложения. Патентообладатель создает монополию на промышленное или другое коммерческое использования нематериальных ресурсов и, в случае необходимости, может запретить кому-нибудь их использовать без определенного разрешения.

Авторское право - это система правовых норм, определяющих исключительное право авторов научных, литературных и художественных произведений на использование плодов своего труда.

Реализовать права собственности на нематериальные ресурсы может или сам их собственник, или доверенное лицо, или предприятие.

Разрешение на использование нематериальных ресурсов называется лицензией. Она предусматривает, что пользователь (лицензиат) будет использовать объекты промышленной или интеллектуальной собственности на протяжении указанного в лицензии срока и будет платить вознаграждение собственнику (лицензиару).

Такое вознаграждение может выплачиваться в виде установленных определенных ставок к объему чистых продаж, себестоимости производства, к стоимости единицы лицензионной продукции (роялти) или как разовое за весь период использования (паушальная выплата). Фактически паушальная выплата является платой за лицензию.

Активы финансовые - это средства физических или юридических лиц в объекты, от которых в будущем ожидается прибыль:

кассовая наличность;

депозиты в банках;

взносы;

чеки;

страховые полисы;

вложения в ценные бумаги;

потребительский кредит;

акции других предприятий, которые дают право контроля;

специфические активы (монетарное золото и специальные права заимствования).