2. Анализ динамики доходов и расходов федерального бюджета Российской Федерации
Федеральным законом от 01.12.2014 №384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" утверждены основные характеристики федерального бюджета на 2015 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 77498,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 5,5 процента (декабрь 2015 года к декабрю 2014 года):
1) прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета в сумме 15082360651,0 тыс. рублей, в том числе прогнозируемый объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 344 261357,0 тыс. рублей;
2) общий объем расходов федерального бюджета в сумме 15513079294,0 тыс. рублей;
3) нормативную величину Резервного фонда в сумме 5424860 000,0 тыс. рублей;
4) верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2016 года в сумме 7218501812,0 тыс. рублей;
5) верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2016 года в сумме 64,0 млрд. долларов США, или 49,2 млрд. евро;
6) дефицит федерального бюджета в сумме 430718643,0 тыс. рублей.
Рис. 1 Ключевые показатели ВВП, утвержденные федеральным законом от 01.12.2014 №384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов"
Так же данным законом утверждены основные характеристики федерального бюджета на 2016 год и на 2017 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере соответственно 83208,0 млрд. рублей и 90063,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего соответственно 4,5 процента (декабрь 2016 года к декабрю 2015 года) и 4,0 процента (декабрь 2017 года к декабрю 2016 года):
1) прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2016 год в сумме 15795504238,0 тыс. рублей, в том числе прогнозируемый объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 355802264,0 тыс. рублей, и на 2017 год в сумме 16547767744,0 тыс. рублей, в том числе прогнозируемый объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 359747628,0 тыс. рублей;
2) общий объем расходов федерального бюджета на 2016 год в сумме 16271781974,0 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 406794549,3 тыс. рублей, и на 2017 год в сумме 17088650116,0 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 854432505,8 тыс. рублей;
3) нормативную величину Резервного фонда на 2016 год в сумме 5824560000,0 тыс. рублей и на 2017 год в сумме 6304410000,0 тыс. рублей;
4) верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2017 года в сумме 7733147445,4 тыс. рублей и на 1 января 2018 года в сумме 8514329368,3 тыс. рублей;
5) верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2017 года в сумме 71,5 млрд. долларов США, или 55,0 млрд. евро, и на 1 января 2018 года в сумме 77,0 млрд. долларов США, или 59,2 млрд. евро;
6) дефицит федерального бюджета на 2016 год в сумме 476277736,0 тыс. рублей и на 2017 год в сумме 540882372,0 тыс. рублей.
Все эти данные наглядно представлены в таблице "Динамика доходов федерального бюджета"
Особенностью формирования доходной части бюджета на 2015 год и плановый период состоит в том, что объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета, используется на замещение государственных заимствований Российской Федерации в соответствующем финансовом году.
Снижение прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в процентах к ВВП в 2015-2017 годах обусловлено более низкими темпами роста цены на нефть марки "Юралс", курса доллара США по отношению к рублю, налогооблагаемых объемов добычи углеводородного сырья и экспорта нефти и нефтепродуктов по сравнению с темпами роста ВВП.
Вместе с тем, по мнению законодателей, конструкция бюджета обладает значительным запасом прочности в связи с корректировкой бюджетного правила, которая позволяет направлять дополнительные нефтегазовые доходы на замещение выпадающих доходов и источников финансирования дефицита.
Таблица 1
Динамика доходов федерального бюджета Российской Федерации на 2014-2017 годы. млрд. рублей
Показатель |
2014 год Закон 201-ФЗ |
2015 год |
2016 год |
2017 год (проект) |
|||
Закон 349-ФЗ |
Проект |
Закон 349-ФЗ |
Проект |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
Доходы, всего |
14 238,80 |
14 564,90 |
14 923,90 |
15 905,70 |
15 493,20 |
16 272,70 |
|
в %% ВВП |
19,9 |
18,3 |
19,6 |
18,3 |
18,8 |
18,1 |
|
в том числе: |
|||||||
Нефтегазовые доходы |
7 480,20 |
6 818,60 |
7 520,60 |
6 843,10 |
7 516,10 |
7 590,90 |
|
в %% ВВП |
10,5 |
8,6 |
9,9 |
7,9 |
9,1 |
8,4 |
|
Ненефтегазовые доходы |
6 758,60 |
7 746,30 |
7 403,30 |
9 062,60 |
7 977,10 |
8 681,80 |
|
в %% ВВП |
9,5 |
9,7 |
9,7 |
10,4 |
9,7 |
9,7 |
|
Доля в общем объеме доходов, % |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
в том числе: |
|||||||
Нефтегазовые доходы |
52,5 |
46,8 |
50,4 |
43 |
48,5 |
46,6 |
|
Ненефтегазовые доходы |
47,5 |
53,2 |
49,6 |
57 |
51,5 |
53,4 |
|
Темпы прироста доходов в номинальном выражении к предыдущему году, % |
109,4 |
102,3 |
104,8 |
109,2 |
103,8 |
105 |
Увеличение ненефтегазовых доходов федерального бюджета к ВВП в 2015-2017 годах по отношению к 2014 году связано, в основном, с прогнозируемым увеличением поступлений по налогу на добавленную стоимость и акцизам.
Указанные изменения в совокупности приведут к увеличению прогнозного объема доходов федерального бюджета в 2016 году - на 714 млрд. рублей (0,1% ВВП), в 2017 году - на 752 млрд. рублей (0,1% ВВП)
Основная часть прогнозируемых доходов (около 90%) будет обеспечена поступлениями по таможенным пошлинам (34-37%), налогу на добавленную стоимость (32-35%), налогу на добычу полезных ископаемых (17%) и налогу на прибыль организаций (3%).
Дополнительный объем ненефтегазовых доходов федерального бюджета планируется обеспечить за счет реализации следующих мер.
1. Установление порядка налогообложения акцизами природного газа, экспортируемого в рамках Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики.
2. Индексация ставок платы за использование лесов в соответствии с индексами-дефляторами, учитывающими уровень инфляции.
3. Зачисление в федеральный бюджет прибыли Центрального банка Российской Федерации по нормативу 75%.
4. Установление запрета на предъявление к вычету сумм налога на добавленную стоимость (НДС), оплачиваемых поставщикам и подрядчикам за счет средств федерального бюджета, в том числе полученных налогоплательщиком из федерального бюджета в виде взносов в уставный капитал.
5. Индексация размера государственной пошлины и установление норматива зачисления в федеральный бюджет государственной пошлины за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявления и (или) документов, необходимых для их совершения, в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в размере 50%.
6. Открытие лицевых счетов в органах Федерального казначейства для учета средств, перечисляемых из федерального бюджета в уставные капиталы и уставные фонды юридических лиц, в виде субсидий юридическим лицам.
7. Повышение акциза на сигареты.
8. Изменение норм беспошлинного ввоза товаров.
9. Продажа части находящегося в собственности открытого акционерного общества "Роснефтегаз" пакета акций открытого акционерного общества "НК "Роснефть".
Дополнительные доходы бюджета составят в 2015 году порядка 100,0 млрд. рублей, которые планируется направить на реализацию федеральной целевой программы (ФЦП) "Социально-экономическое развитие Крымского федерального округа до 2020 года".
Таким образом, анализ главных параметров проекта федерального бюджета и прогноза социально-экономического развития РФ дает основание для следующих выводов: параметры и пропорции проекта федерального бюджета и прогноза носят пассивный, инерционный характер вынужденного приспособления к сложившейся ситуации и решения некоторых, особо насущных текущих задач.
Однако параметры бюджета еще могут быть пересмотрены с учетом корректировки макропрогноза на трехлетнюю перспективу, а также темпов роста экономики в текущем году, которые, возможно, будут выше прогнозируемых.
- 4. Уровень дотационности и проблемы формирования доходного потенциала муниципальных образований
- Доходная часть федерального бюджета рф
- Тема 21: Формирование доходной части федерального бюджета
- 17. Федеральный бюджет Российской Федерации
- Особенности формирования доходной части бюджетов муниципальных образований
- 41. Налоги как доходная часть федерального бюджета
- 7.Какова роль таможенных органов в формировании доходной части бюджета рф?
- 60. Назовите основные источники формирования доходной части бюджета региона.