logo
Актуальные проблемы формирования доходной части федерального бюджета Российской Федерации

2. Анализ динамики доходов и расходов федерального бюджета Российской Федерации

Федеральным законом от 01.12.2014 №384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" утверждены основные характеристики федерального бюджета на 2015 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 77498,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 5,5 процента (декабрь 2015 года к декабрю 2014 года):

1) прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета в сумме 15082360651,0 тыс. рублей, в том числе прогнозируемый объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 344 261357,0 тыс. рублей;

2) общий объем расходов федерального бюджета в сумме 15513079294,0 тыс. рублей;

3) нормативную величину Резервного фонда в сумме 5424860 000,0 тыс. рублей;

4) верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2016 года в сумме 7218501812,0 тыс. рублей;

5) верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2016 года в сумме 64,0 млрд. долларов США, или 49,2 млрд. евро;

6) дефицит федерального бюджета в сумме 430718643,0 тыс. рублей.

Рис. 1 Ключевые показатели ВВП, утвержденные федеральным законом от 01.12.2014 №384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов"

Так же данным законом утверждены основные характеристики федерального бюджета на 2016 год и на 2017 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере соответственно 83208,0 млрд. рублей и 90063,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего соответственно 4,5 процента (декабрь 2016 года к декабрю 2015 года) и 4,0 процента (декабрь 2017 года к декабрю 2016 года):

1) прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2016 год в сумме 15795504238,0 тыс. рублей, в том числе прогнозируемый объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 355802264,0 тыс. рублей, и на 2017 год в сумме 16547767744,0 тыс. рублей, в том числе прогнозируемый объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 359747628,0 тыс. рублей;

2) общий объем расходов федерального бюджета на 2016 год в сумме 16271781974,0 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 406794549,3 тыс. рублей, и на 2017 год в сумме 17088650116,0 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 854432505,8 тыс. рублей;

3) нормативную величину Резервного фонда на 2016 год в сумме 5824560000,0 тыс. рублей и на 2017 год в сумме 6304410000,0 тыс. рублей;

4) верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2017 года в сумме 7733147445,4 тыс. рублей и на 1 января 2018 года в сумме 8514329368,3 тыс. рублей;

5) верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2017 года в сумме 71,5 млрд. долларов США, или 55,0 млрд. евро, и на 1 января 2018 года в сумме 77,0 млрд. долларов США, или 59,2 млрд. евро;

6) дефицит федерального бюджета на 2016 год в сумме 476277736,0 тыс. рублей и на 2017 год в сумме 540882372,0 тыс. рублей.

Все эти данные наглядно представлены в таблице "Динамика доходов федерального бюджета"

Особенностью формирования доходной части бюджета на 2015 год и плановый период состоит в том, что объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета, используется на замещение государственных заимствований Российской Федерации в соответствующем финансовом году.

Снижение прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в процентах к ВВП в 2015-2017 годах обусловлено более низкими темпами роста цены на нефть марки "Юралс", курса доллара США по отношению к рублю, налогооблагаемых объемов добычи углеводородного сырья и экспорта нефти и нефтепродуктов по сравнению с темпами роста ВВП.

Вместе с тем, по мнению законодателей, конструкция бюджета обладает значительным запасом прочности в связи с корректировкой бюджетного правила, которая позволяет направлять дополнительные нефтегазовые доходы на замещение выпадающих доходов и источников финансирования дефицита.

Таблица 1

Динамика доходов федерального бюджета Российской Федерации на 2014-2017 годы. млрд. рублей

Показатель

2014 год Закон 201-ФЗ

2015 год

2016 год

2017 год (проект)

Закон 349-ФЗ

Проект

Закон 349-ФЗ

Проект

1

2

3

4

5

6

7

Доходы, всего

14 238,80

14 564,90

14 923,90

15 905,70

15 493,20

16 272,70

в %% ВВП

19,9

18,3

19,6

18,3

18,8

18,1

в том числе:

Нефтегазовые доходы

7 480,20

6 818,60

7 520,60

6 843,10

7 516,10

7 590,90

в %% ВВП

10,5

8,6

9,9

7,9

9,1

8,4

Ненефтегазовые доходы

6 758,60

7 746,30

7 403,30

9 062,60

7 977,10

8 681,80

в %% ВВП

9,5

9,7

9,7

10,4

9,7

9,7

Доля в общем объеме доходов, %

100

100

100

100

100

100

в том числе:

Нефтегазовые доходы

52,5

46,8

50,4

43

48,5

46,6

Ненефтегазовые доходы

47,5

53,2

49,6

57

51,5

53,4

Темпы прироста доходов в номинальном выражении к предыдущему году, %

109,4

102,3

104,8

109,2

103,8

105

Увеличение ненефтегазовых доходов федерального бюджета к ВВП в 2015-2017 годах по отношению к 2014 году связано, в основном, с прогнозируемым увеличением поступлений по налогу на добавленную стоимость и акцизам.

Указанные изменения в совокупности приведут к увеличению прогнозного объема доходов федерального бюджета в 2016 году - на 714 млрд. рублей (0,1% ВВП), в 2017 году - на 752 млрд. рублей (0,1% ВВП)

Основная часть прогнозируемых доходов (около 90%) будет обеспечена поступлениями по таможенным пошлинам (34-37%), налогу на добавленную стоимость (32-35%), налогу на добычу полезных ископаемых (17%) и налогу на прибыль организаций (3%).

Дополнительный объем ненефтегазовых доходов федерального бюджета планируется обеспечить за счет реализации следующих мер.

1. Установление порядка налогообложения акцизами природного газа, экспортируемого в рамках Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики.

2. Индексация ставок платы за использование лесов в соответствии с индексами-дефляторами, учитывающими уровень инфляции.

3. Зачисление в федеральный бюджет прибыли Центрального банка Российской Федерации по нормативу 75%.

4. Установление запрета на предъявление к вычету сумм налога на добавленную стоимость (НДС), оплачиваемых поставщикам и подрядчикам за счет средств федерального бюджета, в том числе полученных налогоплательщиком из федерального бюджета в виде взносов в уставный капитал.

5. Индексация размера государственной пошлины и установление норматива зачисления в федеральный бюджет государственной пошлины за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявления и (или) документов, необходимых для их совершения, в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в размере 50%.

6. Открытие лицевых счетов в органах Федерального казначейства для учета средств, перечисляемых из федерального бюджета в уставные капиталы и уставные фонды юридических лиц, в виде субсидий юридическим лицам.

7. Повышение акциза на сигареты.

8. Изменение норм беспошлинного ввоза товаров.

9. Продажа части находящегося в собственности открытого акционерного общества "Роснефтегаз" пакета акций открытого акционерного общества "НК "Роснефть".

Дополнительные доходы бюджета составят в 2015 году порядка 100,0 млрд. рублей, которые планируется направить на реализацию федеральной целевой программы (ФЦП) "Социально-экономическое развитие Крымского федерального округа до 2020 года".

Таким образом, анализ главных параметров проекта федерального бюджета и прогноза социально-экономического развития РФ дает основание для следующих выводов: параметры и пропорции проекта федерального бюджета и прогноза носят пассивный, инерционный характер вынужденного приспособления к сложившейся ситуации и решения некоторых, особо насущных текущих задач.

Однако параметры бюджета еще могут быть пересмотрены с учетом корректировки макропрогноза на трехлетнюю перспективу, а также темпов роста экономики в текущем году, которые, возможно, будут выше прогнозируемых.