1. Аргументы "За"
Обсудим для начала позитивные стороны одновременного снижения прямых налогов и увеличения косвенных.
В первую очередь граждане смогут самостоятельно распределять свои налоговые обязательства, как например гражданин, временно проживающий за границей. Данный гражданин не пользуется бесплатной медициной, образовательными услугами и многими другими в государстве, резидентом которого является, соответственно возникает вопрос: почему он должен оплачивать данные услуги? Однако существуют общественные цели, которые не могут его не интересовать, к примеру, оборона государственной границы. На эти цели и пойдет малая часть налогов - прямые налоги.
Во вторых, уменьшится эффект от уклонения от налогов. Ведь теперь прямые налоги составят малозначительную часть налоговой нагрузки. Конечно, есть вероятность возникновения новых форм уклонения от налогов (нелегальные продажи товаров и услуг), но их можно рассматривать только после принятия конкретного налогового законодательства, когда станет ясно, как распределится налоговая нагрузка.
В третьих, фактическая налоговая нагрузка для бедных снизится, а для богатых увеличится, что тоже является положительным эффектом для общества. Ведь если человек владеет автомобилем, но не имеет средств на постоянное пользование им, то почему он должен платить столько же, сколько платит его сосед, который использует автомобиль с утра до вечера? Конечно, можно вспомнить, что налоговое законодательство предусматривает социальную функцию, которая осуществляется через неравное налогообложение разных сумм доходов, но данная функция реализована в настоящий момент не лучшим образом и зачастую производит обратный эффект.
В четвертых, государство сможет оказывать более эффективную поддержку предприятиям, стратегически важным для экономики государства, не только субсидиями, но и индивидуальным подходом к налогообложению. В настоящий момент данная поддержка существенно ощутима только в долгосрочной перспективе и менее ощутима в среднесрочной. Для ощутимой поддержки в краткосрочной перспективе требуются финансовые вливания. Теперь сниженные косвенные налоги, существенно влияющие на себестоимость продукции, смогут быстро дать необходимые конкурентные преимущества на рынке.
В пятых, система налогообложения станет более гибкой, ведь фиксированный налог не всегда достаточен, а иногда избыточен. В настоящий момент существует мнение, что достигнутый уровень налоговой нагрузки в долгосрочной перспективе может оказаться ниже экономически оправданного уровня, но президент не желает поднимать уровень налоговых сборов т.к. это повлечет народные волнения. Косвенные налоги скрывают сумму, уплаченную налогоплательщиком в бюджет, следовательно, волнений налогоплательщиков не будет, ведь при грамотном подходе большинство граждан и не ощутит повышения налогов (заплатят те - у кого есть чем платить). Данную выгоду стоит рассматривать с точки зрения органов власти.
В шестых, стимулирующая бюджетно-налоговая политика будет работать более эффективно, ведь влияние налогов на цены будет более ощутимо, следовательно, реакция на ценообразование будет незамедлительной, а временной лаг здесь играет решающую роль. Аналогичная ситуация с повышением эффективности сдерживающей бюджетно-налоговой политики.
платеж налоговый экономика бюджетный