2.1 Обзор российского законодательства и практики акцизного налогообложения в России
Основным федеральным законодательным актом, регулирующим проблемы налогообложения юридических и физических лиц является Налоговый кодекс РФ (далее НК РФ). Он устанавливает принципы построения и функционирования стабильной, единой для РФ налоговой системы с правовым механизмом взаимодействия всех ее элементов в рамках единого налогового правового пространства, порядок введения, изменения и отмены федеральных налогов, сборов и пошлин, принципы введения региональных и местных налогов и других обязательных платежей.
В соответствии с Федеральным законом от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" глава 22 "Акцизы" Налогового кодекса Российской Федерации введена в действие с 1 января 2001 года. [1, 2]
Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 18 декабря 2000 г. N БГ-3-03/440 разработаны методические рекомендации по применению главы 22 „Акцизы“.
Ставки акцизов являются едиными, но подразделяются на следующие виды: в процентах к стоимости; твердые (специфические) - в рублях за единицу измерения; ставки авансового платежа в форме приобретения марок акцизного сбора.
Сумма акциза по подакцизным товарам (в том числе при ввозе на территорию Российской Федерации), в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки, исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы.
Сумма акциза по подакцизным товарам (в том числе ввозимым на территорию Российской Федерации), в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Сумма акциза по подакцизным товарам (в том числе ввозимым на территорию Российской Федерации), в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки (состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок), исчисляется как сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных как произведение твердой (специфической) налоговой ставки и объема реализованных (переданных, ввозимых) подакцизных товаров в натуральном выражении и как соответствующая адвалорной (в процентах) налоговой ставке процентная доля стоимости (суммы, полученной в результате сложения таможенной стоимости и подлежащей уплате таможенной пошлины) таких товаров.
Объект налогообложения акцизами зависит от вида ставки -- адвалорной и специфической. В первом случае, как для товаров, произведенных на территории России из собственного или из давальческого сырья, так и для произведенных за границей из давальческого сырья, принадлежащего российским предприятиям, -- отпускная цена товаров. При применении адвалорной ставки акцизов к импортным товарам в налогооблагаемую стоимость входят таможенные пошлины и платежи. Во втором случае -- объем реализованной продукции в натуральном выражении.
Примечательно, что для большинства товаров (табачные изделия, алкогольная продукция, бензин, нефть) применяется специфическая ставка акциза, адвалорная ставка используется лишь в отношении ювелирных изделий и автомобилей с объемом двигателя более 90 л. с.
Акцизы в бюджете-2002 составляли 11% всех доходов, в бюджете-2003 их доля снизилась до 9,4%, а в бюджете-2004 - до 3,4% (98,5 млрд руб.). Снижение связано с передачей федеральной части акциза на алкогольную продукцию в региональные бюджеты для компенсации выпадающих доходов субъектов РФ в результате отмены налога с продаж. В бюджет-2004 не поступает акциз на газ, взамен увеличена ставка НДПИ - налога на добычу газа горючего природного (с 16,5% до 107 руб. за 1000 м3), а также ставка вывозной таможенной пошлины на природный газ (с 5% до 30%). Поступления от акцизов в бюджете разделяются: по товарам, которые производятся на территории РФ (96% всех акцизов) и которые ввозятся на территорию РФ (4%).
Основные поступления акцизов с продукции, ввезенной на территорию РФ, дают следующие товарные группы: этиловый спирт (5%); табачные изделия (25%); бензин автомобильный (33%); легковые автомобили и мотоциклы (0,4%); природный газ (21%); дизельное топливо (11%).
Собираемость акцизов по спирту этиловому из пищевого сырья в 2004 г. предусматривается в размере 91,7% (уровень 2003 г.), по спирту этиловому из всех видов сырья, кроме пищевого, и спиртосодержащей продукции - 100% (сумма составит 4,5 млрд руб.). Прогноз поступления акцизов на табачные изделия в бюджет-2004 рассчитан исходя из объема реализации табачных изделий: 380,25 млрд штук, в том числе сигарет с фильтром - 286,65 млрд штук и сигарет без фильтра и папирос - 93,6 млрд штук. Поскольку кроме твёрдой ставки акциза с единицы изделия установлена также ставка в процентах от цены, отпускные цены по указанным группам табачных изделий определены исходя из отпускных цен на 2003 г., проиндексированным на прогнозируемый уровень инфляции. Собираемость акцизов по табачным изделиям в 2004 г. предусматривается на уровне оценки 2003 года в размере 97,2% (23,9 млрд руб.).
Акцизы на легковые автомобили рассчитываются исходя из облагаемого объема производства. Всего будет произведено 140 тыс. штук, из них 44 тыс. с мощностью двигателя больше 95 л.с. облагаются по ставке 1330 руб. за автомобиль, и 96 тыс. - с мощностью двигателя меньше 110 л.с. включительно - по ставке 1540 руб. за автомобиль. Собираемость учтена на уровне ожидаемой оценки 2003 г. в размере 100%. При собираемости акцизов на бензин автомобильный, дизельное топливо, масла для дизельных и карбюраторных двигателей на уровне 96% поступления составят соответственно 77,4, 25,2 и 2,5 млрд руб. В федеральный бюджет этих акцизов поступит только 40%, остальное поступит в региональные бюджеты. Поступления акцизов от ГСМ концентрируются в восьми регионах, куда предпочитают платить акциз крупные нефтяные компании: в Москве, Калмыкии, Мордовии, Алтае, Туве, Омской, Томской и Магаданской областях. Остальные регионы не получают ничего. Минфин предлагает распределить доходы от акцизов между регионами, исходя из протяженности дорог и количества автомобилей в каждом субъекте РФ.
Сумма акцизов по товарам, ввозимым на территорию РФ, в бюджете-2004 составит 4,2 млрд. руб. Расчет сделан на основании прогнозируемых объемов импорта подакцизных товаров народного потребления; сложившейся в 2002 г. товарной структуры, собираемости акцизов в размере 85% и ожидаемого курса рубля по отношению к доллару США. Индексация ставок акцизов в меру роста инфляции, а также индексация специфической составляющей ставок табачных изделий на 20%, сверх сумм, связанных с инфляцией, и минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, увеличит налоговые доходы бюджета-2004 на 14,9 млрд руб. (0,1% к ВВП). [8]
С 2003 г. внесены поправки в Налоговый Кодекс РФ, согласно которым акциз на бензин платят владельцы АЗС, в результате бюджет-2003 получил от АЗС 22 млрд. руб., а региональные - 55 млрд руб. Целью изменений является попытка не только равномерно распределить акцизы между регионами, но и упорядочить сбор налогов с многочисленных продавцов топлива, а также вытеснить с рынка теневой бизнес.
В соответствии с Федеральным Законом № 117-ФЗ от 07.07.2003 г. с 1 января 2004 г. из-под налогообложения акцизами выведен природный газ, повышены ставки акцизов по большинству подакцизных товаров в среднем на 8%, изменился порядок уплаты акцизов по алкогольной продукции и винам.
Рассматривается возможность введения акциза на разницу от повышения тарифов на услуги естественных монополий. Данный акциз повысил бы эффективность энергосбережения и конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей.
- Теоретические аспекты акцизного налогообложения
- 1.1 Причины выбора акцизов в качестве налога на потребление
- 2 Особенности взимания акцизов в РФ в условиях переходной экономики
- Практические аспекты акцизного налогообложения
- 2.1 Обзор российского законодательства и практики акцизного налогообложения в России
- 2. 2 Виды акцизов и подакцизных товаров