2.2 Использование АИТ в налоговой службе РФ
налогообложение автоматизированный информационный технология
В настоящее время в Российской Федерации остро стоит вопрос об эффективной налоговой системе.
Основной задачей Государственной налоговой службы Российской Федерации является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.
Целью системы управления налогообложением является оптимальное и эффективное развитие экономики посредством воздействия субъекта управления на объекты управления. В рассматриваемой задаче в качестве объектов управления выступают предприятия и организации различных форм собственности и население. Субъектом управления является государство в лице налоговой службы. Воздействие осуществляется через систему установленных законодательством налогов.
Решение задач, стоящих перед налоговыми органами, связано с использованием и анализом больших объемов информации, которая представлена в основном на бумажных носителях - документах. В отчетные периоды документооборот в налоговых инспекциях крупных городов может достигать тысячи документов ежедневно. Многовариантная, сложная обработка этой документации невозможна без использования современных передовых технологий, базирующихся на использовании компьютерной техники. С этой целью в органах налоговой службы создается автоматизированная информационная система, которая предназначена для автоматизации функций всех уровней налоговой службы по обеспечению сбора налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, проведению комплексного оперативного анализа материалов по налогообложению, обеспечению органов управления и соответствующих уровней налоговых служб достоверной информацией.
Автоматизированная информационная технология (АИТ) в налоговой системе - это совокупность методов, информационных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности.
Информационное обеспечение включает весь набор показателей, документов, классификаторов, кодов, методов их применения в системе налоговых органов, используемые в процессе автоматизации решения поставленной задачи. В информационном аспекте система должна предоставлять достаточную и полную информацию для реализации ее основных функций, иметь рациональные системы кодирования, использовать общие классификаторы информации, иметь хорошо организованные информационные файлы и базы данных, формировать выходную информацию в форме, удобной для восприятия пользователями и т.д.
Техническое обеспечение АИС представляет собой совокупность технических средств обработки информации, основу которых составляют различные ЭВМ, а также средств, позволяющих передавать информацию между различными автоматизированными рабочими местами как внутри налоговых органов, так и при их взаимодействии с другими экономическими объектами и системами.
На протяжении ряда лет при достижении главной цели - обеспечения полного и своевременного поступления налогов и сборов в бюджет - государство в меньшей степени обращало внимание на все те трудности, с которыми сталкивались плательщики.
На сегодняшний день ситуация коренным образом изменилась и наряду с выполнением главной задачи перед налоговыми органами стоит ряд качественно новых задач, связанных с упрощением процедур налогового администрирования, созданием максимально комфортных условий для исполнения плательщиками своих налоговых обязательств, реализация которых возможна в том числе посредством развития информационных технологий.
Сегодня, налоговыми органами плательщикам предложены две услуги, позволяющие сократить определенные издержки при исполнении налоговых обязательств, а именно электронное декларирование и уплата налогов через платежные терминалы и банкоматы.
Что же представляет собой электронное налоговое декларирование? Это система, позволяющая плательщикам облегчить процесс составления налоговых деклараций и полностью автоматизировать процесс представления их в электронном виде в налоговые органы, исключая необходимость посещения для этого инспекций [9, с. 45-46].
Ни для кого не секрет, что система приема налоговых деклараций на бумажном носителе требует значительных затрат рабочего времени и людских ресурсов. Например, плательщик - юридическое лицо ежемесячно представляет в налоговую инспекцию определенное количество налоговых деклараций, затрачивая немало времени на их доставку, передачу, а также прием налоговой декларации в инспекции. В свою очередь на проведение камеральной проверки и внесение показателей налоговых деклараций в информационную систему работник налогового органа тратит около 25-30 минут рабочего времени. А при наличии ошибок и неточностей указанный процесс повторяется. В аналогичной ситуации оказываются и другие категории плательщиков.
Тогда-то и становятся абсолютно очевидными преимущества использования системы электронного декларирования, которые в первую очередь состоят в оперативности налогового администрирования, т.е. сокращении тех самых издержек, затрачиваемых на представление и прием налоговых деклараций на бумажных носителях. Немаловажными достоинствами данной системы являются возможность оперативного контроля правильности заполнения налоговой декларации и, конечно, хранение в электронном виде больших объемов деклараций за различные периоды времени, а также быстрая организация удобного доступа к ним.
Мировая практика свидетельствует, что в результате перехода к системе представления налоговых деклараций с использованием интернет-технологий значительно уменьшились затраты времени плательщиков на подготовку налоговой отчетности и представление ее в налоговые органы, стало возможным оперативное обновление форматов представления отчетности в случае изменения форм бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций и оперативное получение информации о выполнении обязательств перед бюджетом.
Возможность представлять налоговую отчетность в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи налогоплательщики получили в 2002 г. Переход на безбумажную технологию сдачи отчетности происходил постепенно. При ее внедрении в Москве сначала только в Инспекции МНС России N 21 по Юго-Восточному административному округу налогоплательщики были освобождены от обязательного представления налоговых деклараций на бумажном носителе, если они направили бухгалтерскую и налоговую отчетность в электронном виде. Впоследствии перечень таких инспекций постоянно расширялся.
Несмотря на предусмотренную Налоговым кодексом свободу выбора между электронной и бумажной формой декларирования, все чаще налогоплательщики предпочитают предоставлять декларации в электронном виде и все чаще можно услышать, что налоговые службы рекомендуют осуществлять подачу документов в электронном виде. Основным преимуществом, на их взгляд, является экономия временных затрат как налоговых органов, так и плательщика за счет оперативной связи с инспектором, возможности быстро получать нужные справки (например, справка об уплате подоходного налога). Собственно, по этим причинам Министерство по налогам и сборам пропагандирует переход на электронное декларирование, конечно, если для этого перехода существуют необходимые возможности у данного предприятия.
По сравнению с бумажными носителями представление налоговых деклараций в электронном виде имеет для организаций ряд преимуществ:
экономия времени. Нет необходимости стоять в очередях в налоговую инспекцию для сдачи отчетности. Информация направляется туда прямо из офиса организации в любое время суток;
отсутствие дублирования документов. При представлении налоговых деклараций в электронном виде организации нет необходимости сдавать их и на бумажных носителях;
избежание ошибок в отчетности. Налоговая отчетность готовится в формате с контролем заполнения полей форм отчетности, при этом также проверяется актуальность версии;
получение подтверждения о доставке направленной отчетности в налоговый орган;
конфиденциальность информации. Содержащиеся в направленной налоговой отчетности данные защищены от несанкционированного просмотра и корректировки с помощью специальных средств защиты;
возможность получения информационной выписки о выполнении обязательств перед бюджетом разных уровней (распечатки по налогам);
автоматическое оперативное обновление версий форматов представления отчетности в электронном виде в случае изменения форм налоговых деклараций;
возможность получения общедоступной информации от налоговых органов, например о действующих налогах и сборах, изменении налогового законодательства и др.;
оперативность обработки информации, избежание технических ошибок и др.
Условиями для подачи отчетности через Интернет являются: подключение к сети, наличие у фирмы-плательщика необходимой программы, посредством которой происходит отправка данных в налоговую инспекцию.
Помимо положительных моментов стоит отметить и негативные стороны использования электронного декларирования:
- Работа налоговых органов находится в прямой зависимости от работоспособности технического обеспечения базы, а так же от качества услуг интернет-провайдеров. К сожалению, различного рода неполадки имеют место быть.
- На сегодняшний день программы, осуществляющие передачу налоговой информации от плательщика в налоговую инспекцию, не безупречны. И во время проверок иногда обнаруживаются несовпадения принятых данных с отправленными. Учитывая данный факт, многие предприятия налоговые документы сразу в двух видах: бумажном и электронном.
Не сложно предположить, что постепенно разрешая существующие проблемы, переход к электронному декларированию будет продолжаться.
ФНС России приказом от 20.08.2007 № ММ-3-13/495@ утвердила формат файла электронной отчетности (на основе XML) (Версия 4) Часть LXXXIII. Состав и структура обязательных показателей единой (упрощенной) налоговой декларации (Версия 01).Форма заполнения электронной налоговой декларации каждый год обновляется. В комплексных программах Бухсофт Предприятие, Бухсофт Упрощенная система и Бухсофт Предприниматель, а также в программах Зарплата и Бланки можно сформировать файл электронной отчетности единой (упрощенной) декларации в данном формате.
Еще одним важным шагом в развитии электронного взаимодействия налоговых органов с плательщиками в России является возможность уплаты налогов и сборов физическими лицами через банкоматы и платежные терминалы сбербанка России. Через них можно оплатить около 30 видов платежей, контролируемых налоговыми органами, в том числе подоходный налог, земельный налог, налог на недвижимость, НДС, уплачиваемый в фиксированной сумме, налог с продаж товаров в розничной торговле, налог при упрощенной системе налогообложения, единый налог с индивидуальных предпринимателей и физических лиц и др.
Алгоритм уплаты прост: плательщик вводит свой учетный номер плательщика, на дисплее платежного терминала или банкомата появляются данные о плательщике для сверки, затем плательщику предоставляется возможность самостоятельно выбрать способ оплаты налогов и сборов:
по выставленной сумме;
по введенным данным;
по данным, размещенным в электронных справочниках;
или плательщик может ввести индекс документа, который указан в платежном извещении к уведомлению и оплатить налог.
Теперь оплатить налоги так же легко и удобно, как оплатить услуги оператора телефонной связи или кредит, осуществить коммунальные платежи.
Система таких платежей будет развиваться и далее. В предстоящих планах - реализация возможности оплаты налогов и сборов с помощью услуг SMS банкинг, интернет-банкинг и т.д.
Сегодня работа налоговых органов основывается на необходимости создания комфортных условий путем оказания качественных услуг плательщикам для исполнения ими обязанности по уплате налогов. Время, потраченное на походы в инспекцию, плательщик может использовать на развитие своего бизнеса и тем самым получить дополнительную прибыль. Рациональная организация работы налоговых органов с плательщиками позволит обеспечить дополнительные поступления налогов в бюджет.[1, 5, 9, 11]
- 23. Автоматизированные информационные технологии управления персоналом
- 17.4. Особенности информационных технологий, используемых в органах налоговой службы
- Тема: «Автоматизированная информационная система налоговой службы» Введение
- 8.4. Особенности информационных технологий, используемых в органах налоговой службы
- Глава 8 автоматизированные информационные технологии формирования, обработки и представления данных в налоговой службе
- 84.Автоматизированные информационные системы и технологии в казначействе.
- Билет № 80 Автоматизированные информационные системы и технологии в налоговых органах
- 1. Сущность автоматизированных информационных технологий
- 31. Автоматизированные информационные технологии уп.