Тема 10.Распределение прибыли
Получение прибыли – непременное условие и цель любой хозяйственной структуры. Прибылью (рентабельностью) оценивается эффективность хозяйствования, прибыль – главный источник финансирования экономичного и социального развития, прибыльность служит основным критерием выбора инвестиционных проектов и программ оптимизации текущих затрат, финансовых вложений. Прибыль – это база финансовой устойчивости и обеспечения доходов предприятий, государства населения.
Прибыль как критерий эффективности воспроизводства и как показатель, имеющий две границы: объем производства продукции или услуг и себестоимость – обладают одним важным свойством: она отражает конечный результат интенсивного и экстенсивного развития.
Процесс планирования прибыли и себестоимости полностью осуществляется предприятием, которые избавлены от контроля государства до момента налогообложения. Однако в случае снижения объема производства и реализации продукции падения прибыли и рентабельности происходит в опережающем снижение объема темпе.
Формирование и распределение прибыли строится по схеме:
1.Прибыль от выпуска продукции (в оптовых отпускных ценах) = объем реализации товарной продукции – себестоимость.
2.Прибыль от реализации продукции или услуг = прибыль от выпуска + прибыль в переходящих остатках нереализованной продукции.
3.Прибыль валовая – балансовая прибыль = (прибыль от реализации) + (результаты от прочей реализации)+ (внереализационные результаты).
4.Прибыль рассчетная или налогооблагаемая прибыль = (прибыль валовая) – рентные платежи – прибыль не облагаемая налогом.
5.Прибыль чистая = прибыль валовая – налог на прибыль.
Оставшаяся у предприятия прибыль расходуется по его усмотрению на потребление, накопление и развитие, в том числе на инвестиции. Известны три метода формирования прибыли:
1.Метод прямого счета. Пункт первый приведенной схемы показывает две основные границы прибыли как предпринимательского дохода и одновременно характеризуют метод прямого счета его планирования и формирования. Этот метод предполагает как глобальный расчет прибыли – по всему объему выпуска продукции, так и локальный – по каждому виду товара с последующим суммированием.
2.Нормативный метод оценивающий массу прибыли по коэффициенту рентабельности.
3.Контрольный или экономический или аналитический (факторный) метод, предпочтительный в условиях инфляции, что позволяет учесть индексы инфляции минимум по четырем факторам: 1)отпускным ценам; 2)покупным ценам и товарам на компоненты производства; 3)заработной плате; 4)нормам амортизации, стоимости основных средств.
- Финансовый менеджмент
- Тема 1.Финансовый менеджмент – управленческий комплекс
- Тема 2.Финансовый механизм
- Тема 3.Управление финансовыми ресурсами и капиталом
- Тема 4.Инвестирование капитала и его виды
- Тема 5.Дисконтирование и индексация капитала
- Тема 6.Оценка недвижимости, приносящей доход
- Тема 7.Управление текущими затратами предприятия
- Тема 8.Управление оборотными средствами
- Тема 9.Управление финансовыми рисками
- Тема 10.Распределение прибыли
- Тема 11.Формирование и распределение чистой прибыли
- Тема 12.Амортизация
- Тема 13.Финансовое обеспечение процесса хозяйствования
- Приемы финансового менеджмента