logo
Lektsii_REU

Тема 7. Демографические факторы регионального развития.

В условиях современной реформы региональная демографическая политика приобретает новые возможности, качества и формы. Так в условиях обретения независимости субъектами федерации существенно возрастает роль национального фактора в формировании демографической политики (в отдельных случаях уже может идти речь не о региональной, а о национальной демографической политике). Вопросы формирования региональной демографической политики должны рассматриваться в тесной связи с проблемами комплексного социально-экономического районирования разных территориальных уровней (экономическое микрорайонирование, выделение внутриобластных районов и т.д.)

Проведение эффективной демографической политики без учета региональных демографических особенностей практически неосуществимо. По видимому, инструментом способствующим комплексному решению задач регионального развития могут быть региональные программы воспроизводства населения. Эти программы должны являться составной частью комплексного плана социально-экономического развития территории и финансироваться за счет местных источников. При недостатке материальных возможностей для проведения демографической политики ее отдельные направления можно реализовывать в рамках программ по социальной поддержке наиболее уязвимых категорий населения, а так же исходить из приоритетности мероприятий по стабилизации демографической ситуации для тех районов и городских поселений, где она наиболее неудовлетворительна.

Разработка демографической политики в каждом регионе должна соответствовать стратегическим целям регионального развития. При ее проведении следует учитывать множество элементов, которые выпадают из общегосударственной демографической политики, а иногда попросту ею игнорируются.

Исследование социально-демографических процессов по отдельным субъектам федерации должно сильнее увязываться с задачами региональной политики, в том числе и демографической. Преимущество региональных социально-демографических исследований в том, что они дополняют общегосударственную демографическую политику с учетом специфики демографической ситуации в различных республиках и областях страны. В связи с этим представляется очевидным, что содержание региональной демографической политики и способы ее осуществления необходимо четко дифференцировать в территориальном плане, одновременно не нарушая при этом основных принципов политики общегосударственной.

Следовательно, региональную демографическую политику можно понимать как системную деятельность местных органов власти в сфере развития населения, направленную на согласование с одной стороны интересов страны и региона, с другой стороны стратегических целей развития населения и текущих вопросов социально-экономического развития региона.

Применительно к новым условиям реорганизации народного хозяйства, формирования основ рыночного экономического механизма необходимо переосмыслить систему принципов, содержание целей и задач разработки и реализации демографической политики любого территориального уровня. Процесс создания новых подходов к этому вопросу потребует пересмотра методики и методологии изучения проблем демографической политики, выбора ее новых приоритетов.

В последние годы проблемы демографической ситуации вышли на первый план в повестке социально-экономического развития России. В настоящее время ухудшение основных демографических характеристик населения России является очевидным фактом. Демографические тенденции в России приобрели устойчивый негативный характер, имеющий долгосрочные последствия. Они проявляются в низкой продолжительности жизни, высокой смертности населения (прежде всего трудоспособного возраста), низком уровне рождаемости и старении населения.

Складывающаяся демографическая ситуация снижает темпы и качество экономического роста, затрудняет переход к интенсивным формам развития экономики, а сохранение такой тенденции скажется на нехватке и снижении качества рабочей силы, производительности труда; ограничении роста заработной платы и, соответственно, снижении уровня доходов работающего населения.

Одной из наиболее тревожных тенденций демографического развития страны является стабильно увеличивающийся уровень смертности населения, особенно в трудоспособном возрасте и в первую очередь мужчин.

Уровень смертности и инвалидности населения России в трудоспособном возрасте существенно (в несколько раз) превосходит соответствующие показатели в странах с сопоставимым экономическим развитием и радикально превосходит аналогичные показатели развитых стран.

Каждый год страна по разным причинам теряет почти миллион человек, из них в трудоспособном возрасте в среднем умирает 450 тыс. мужчин и 60 тыс. женщин. Основными причинами смертности населения являются сердечно-сосудистые заболевания, инфекционные заболевания и внешние факторы, включая производственный травматизм.

По прогнозу Росстата, после 2010 г. в стране ожидается естественная убыль трудоспособного населения, которая составит за 10 лет 14%. К этому времени каждый третий из числа пожилых людей будет относиться к группе самых старых (75 лет и старше). В Пермской области за 3 квартала 2005 г. естественная убыль населения составила более 14 тыс. человек. За 9 месяцев 2005 г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года рождаемость снизилась на 5,5%, перевес умерших над родившимися в Прикамье остается значительным - в 1,6 раза.

Высокий уровень смертности трудоспособного населения связан не только с недостаточным уровнем развития здравоохранения и лекарственного обеспечения в стране, но и испытывает воздействие социальных и политических факторов. В России получили широкое распространение алкоголизм, курение, наркозависимость и маргинальное социальное поведение.

В настоящее время не существует комплексных программ, направленных на снижение смертности населения, в первую очередь в трудоспособном возрасте. В этой ситуации приоритетом становится разработка комплекса мер, направленных на достижение указной цели. Это должны быть меры в области медицины, профилактики заболеваемости, снижения предотвратимой смертности и травматизма, создание механизмов, способствующих повышению мотивации работодателей к созданию безопасных и безвредных условий труда. Кроме того, среди мер должны быть совершенствование системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, мероприятия по профилактике и борьбе с алкоголизмом и наркоманией, заболеваниями социального характера (включая ВИЧ-СПИД). Национальный проект «Здоровье» может дать положительный импульс в улучшении состояния здоровья работающего населения, снижении смертности и повышении продолжительности жизни.

В результате ухудшающейся демографической ситуации в России происходит старение населения. По классификации ООН, население считается «старым», когда население в возрасте 65 лет и старше составляет 7% и выше в общей численности населения. В Пермской области доля таких жителей 12,8%. К началу 2005 г. в Прикамье проживало 2,8 млн человек постоянного населения, в том числе 527 тыс., или 19% - старше трудоспособного возраста. В Коми-Пермяцком автономном округе, соответственно, насчитывалось 23,8 тыс. человек пенсионного возраста, или 18% в общей численности населения округа.

При этом российская специфика, по оценкам экспертов, заключается в том, что старение населения происходило и происходит не за счет роста продолжительности и качества жизни, а за счет снижающейся в связи с высокой смертностью трудоспособного населения и низкой рождаемостью, доли лиц молодых возрастов в общей численности населения. В то же время для развитых стран современные технологии в борьбе со смертностью становятся все более эффективными, существенно увеличивая длительность относительно здоровой жизни в пожилом возрасте.

Старение населения и сокращение предложения рабочей силы требуют принятия комплекса мер, направленных на повышение экономической активности граждан старших возрастов, разработку эффективных механизмов ее стимулирования.

Сокращение численности занятого населения, обусловленное демографической ситуацией, может стать фактором, ограничивающим возможности экономического и социального роста. Рабочая сила станет самым дефицитным ресурсом. По прогнозам, в ближайшие годы нас ожидает дефицит рабочей силы от 5 до 7 млн человек.

Решение этой проблемы во многом связано с широкомасштабной миграцией в страну из-за ее пределов. Сегодня для России крайне остро стоит проблема привлечения иностранной рабочей силы. По оценкам экспертов, только для решения проблемы сокращения численности трудоспособного населения ежегодный миграционный прирост должен составлять не менее 600?700 тыс. человек.

В области регулирования миграционных процессов Россия столкнулась с теми же проблемами, что и большинство развитых стран. С одной стороны, экономика нуждается в иностранной рабочей силе, с другой, из-за отсутствия эффективной миграционной политики растет незаконная трудовая миграция, занятость в теневой экономике, и вытекающие отсюда последствия - рост преступности, увеличение расходов социальной сферы при отсутствии адекватных доходов из-за неуплаты налогов.

Для России характерен ряд факторов, обостряющих миграционные процессы. К числу таких факторов следует отнести несовершенство российского законодательства. Прежде всего, это неадекватность миграционного и трудового законодательства реалиям современного российского рынка труда, а также существование в России теневой занятости, поддерживающей повышенный спрос на низкооплачиваемые, социально уязвимые категории работников, особенно на иммигрантов-нелегалов (по данным Федеральной миграционной службы, только 15% иностранных мигрантов имеют письменный контракт с работодателем). Среди других факторов - несовершенство механизма координации действий российских федеральных и региональных органов власти по выработке и реализации миграционной политики в России, управлению миграционными потоками.

Для повышения эффективности регулирования миграционных потоков необходимо обладать точными данными о потребностях в иностранной рабочей силе на уровне России в целом и конкретного экономического региона. Необходимо оптимизировать порядок оформления разрешительных документов для иностранных работников, сняв эту обязанность с работодателей и делегировав ее государственным институтам, скоординировать действия органов исполнительной власти по регулированию миграционных процессов.

Миграционные потоки и снижение смертности населения могут решать проблемы восстановления демографического потенциала России в кратко- и среднесрочной перспективе.

Если по тенденциям смертности Россия сильно расходится с развитыми странами, то по тенденциям рождаемости она имеет много общего именно с развитыми, в частности, с европейскими странами. Текущий уровень рождаемости в России, по разным оценкам, составляет 1,3-1,4 детей в расчете на одну женщину за всю жизнь - у нас такой же, как в нескольких европейских странах.

Решение задачи роста рождаемости в России должно осуществляться за счет реализации целого комплекса мер как социального, так и экономического характера. Прежде всего, решающее значение имеет стабильность социально-экономического положения и укрепление системы социальных, политических и гражданских гарантий, в том числе расширение реального доступа к качественному образованию и здравоохранению.

Запланированные средства федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на формирование базового материнского капитала и ряд пособий, связанных с материнством (195 млрд руб.), и пособия по уходу за детьми в возрасте до 1,5 лет (53 млрд руб.), являются беспрецедентно высокими. Вместе с тем только лишь материальный фактор, используемый без иных мер, сможет стабилизировать уровень рождаемости, предотвратить ее дальнейшее снижение, но вряд ли приведет к ее росту.

Важно, чтобы государственная политика в данной области создавала стимулы для участия всех заинтересованных сторон в реализации соответствующих действий. Так, большинство российских предприятий в рамках корпоративных социальных программ реализуют серьезные меры, связанные с поддержкой материнства (помощь дошкольным учреждениям, здоровье и отдых детей и матерей, образование и т.д.).

Практически все реформы, предпринимаемые в социальной сфере в последние годы, ставя перед собой задачи повышения доступности и качества медицинских услуг, образования, социального обеспечения и пр., в конечном счете, в качестве одной из целей предполагали и улучшение демографической ситуации. На практике применяемые для реализации декларируемых целей механизмы не позволили решить поставленные задачи.

Так, в результате непродуманных действий, направленных на решение сиюминутных задач, из системы обязательного социального страхования исключается все большее число работников («два дня» и оплата работодателями дней временной нетрудоспособности в организациях, перешедших на специальные налоговые режимы).

В итоге в 2005 г. сохранилась общая тенденция к снижению обращений работников в лечебные учреждения за выдачей больничных листов (на 2,4 млн случаев) и сокращению числа оплаченных страховщиком дней временной нетрудоспособности (на 58,45 млн дней).

Пенсионная реформа не смогла решить задачи снижения зависимости пенсионного обеспечения неработающих граждан от ухудшающейся демографической ситуации.

Реформирование социальной политики должно осуществляться с учетом необходимости решения демографических проблем. В этих целях должна проводиться демографическая экспертиза принятых и принимаемых решений в этой сфере.

Так, негативные демографические процессы, приведшие к увеличению нагрузки на трудоспособную часть населения, сопровождаются усилением давления на систему здравоохранения и социального обеспечения, способствуют обострению проблемы с выплатами пенсий и социальных пособий, сдерживают рост их размеров.

Решение задач повышения здоровья трудящихся и увеличения рождаемости все острее ставит вопрос о необходимости реформирования системы обязательного социального страхования, в первую очередь обязательного медицинского страхования и обязательного социального страхования.