Понятие и методы бюджетного регулирования.
Бюджетное регулирование – это перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разного уровня, являющиеся способом передачи части средств из вышестоящего бюджета нижестоящему. В основе бюджетного регулирования лежат межбюджетные отношения, представляющие собой взаимоотношения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.
Межбюджетные правоотношения в большинстве случаев складываются по поводу межбюджетных трансфертов, под которыми понимаются средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ.
В зависимости от того, из какого бюджета поступают трансферты, они классифицируются на трансферты из федерального бюджета, из бюджета субъекта РФ или бюджета муниципального образования. Исходя из содержательного признака межбюджетные трансферты из федерального бюджета в адрес региональных бюджетов имеют следующие формы:
дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ;
субсидий бюджетам субъектов РФ;
субвенций бюджетам субъектов РФ.
Среди межбюджетных трансфертов большая роль принадлежит дотациям, которые представляют собой межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе для установления направлений или условий их использования. Критерием для выделения дотаций из бюджета является минимальный уровень расчетной бюджетной обеспеченности, который представляет собой совокупность имеющихся доходов региональных бюджетов вместе с полученными из Федерального Бюджета дотациями и рассчитываются правительством РФ. Также как и для бюджетов субъектов РФ, для бюджетов муниципальных образований предусмотрены дотации на выравнивание их бюджетной обеспеченности, причем, предусматриваются дотации для муниципальных районов и для поселений. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений предусматриваются в бюджете субъекта РФ в целях выравнивания финансовых возможностей поселений по осуществлению органами МСУ полномочий по решению вопросов местного значения исходя из численности жителей или бюджетной обеспеченности. Они образуют региональный фонд финансовой поддержки поселений, создаваемый в структуре бюджета каждого субъекта РФ и утверждаются вместе с принятием соответствующего закона о бюджете субъекта РФ. Дотации для муниципальных районов и городских округов предусматриваются в виде региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов, создаваемых в структуре бюджетов соответствующих бюджетов субъектов РФ, порядок определения объема и использования которых подлежит утверждению законом субъекта РФ о бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Субсидии бюджетам субъектов РФ из бюджета Федерального уровня – это межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам ведения субъектов РФ и предметам совместного ведения РФ и ее субъектов. Таким образом, субсидии имеют целевой характер, т.к. предназначены для обеспечения реализации трех видов полномочий:
полномочий органов государственной власти, субъектов РФ по предметам ведения субъектов РФ;
полномочий по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ;
полномочий органов МСУ по вопросам местного значения (т.к. субсидии предназначены для финансирования расходных обязательств по выполнению полномочий органов МСУ по вопросам местного значения).
Субсидии в адрес местного бюджета из бюджетов субъектов РФ – это межбюджетные трансферты, предоставляемые муниципальным образованиям в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов МСУ по вопросам местного значения. Эти средства аккумулируются в региональном фонде софинансирования расходов, создаваемого в структуре регионального бюджета.
Субсидии бюджету субъекта РФ из местных бюджетов. Такой механизм подлежит установлению законом субъекта РФ, согласно которому из бюджетов поселений или муниципальных районов деньги должны перечисляться в бюджет субъекта РФ. Основанием для такого перечисления является ситуация, когда в отчетном финансовом году расчетные налоговые доходы местных бюджетов превышали уровень, установленный законом субъекта РФ.
Если субсидии поступили из бюджетов поселений, то они подлежат учету в доходах бюджета субъекта РФ и в бюджетных ассигнованиях регионального фонда. Если субсидии поступили из бюджетов муниципальных районов и городских округов, то они подлежат перечислению в бюджет субъекта РФ и учитываются в доходах бюджета субъекта РФ и в бюджетных ассигнованиях регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов и городских округов.
Субсидии из бюджетов поселений бюджетам муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера. В этом случае, поселения, входящие в состав муниципального района обязаны перечислять в бюджет муниципального района межбюджетные субсидии на решение вопросов местного значения межмуниципального характера.
Субсидии федеральному бюджету из бюджета субъекта РФ – это межбюджетные трансферты, предоставляемые федеральному бюджету из бюджета субъекта РФ в целях софинансирования исполнения расходных обязательств РФ, возникающих при выполнении полномочий, отнесенных к компетенции органов государственной власти РФ, в случаях, установленных ФЗ.
Субвенции – это межбюджетные трансферты, предназначенные для финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ или органам МСУ. По своему назначению они выполняют форму оплаты деятельности региональных или местных органов власти по исполнению переданных полномочий соответствующего вышестоящего публично-правового образования. Субвенции аккумулируются в федеральном фонде компенсаций, создаваемом в структуре федерального бюджета.
- Финансовое право как отрасль права, наука и учебная дисциплина.
- Понятие финансового права, особенности предмета и метода.
- Финансово-правовые нормы.
- Финансовые правоотношения.
- Система финансового права. Источники финансового права.
- Финансовое право как наука и учебная дисциплина.
- Место финансового права в системе права рф*.
- Финансовая деятельность государства.
- Понятие финансов и их особенности.
- Понятие и состав финансовой системы рф.
- Понятие финансовой деятельности государства, ее задачи, принципы и методы.
- Понятие и виды финансово-правовых актов.
- Дефицит бюджета.
- Бюджетное устройство и бюджетная система рф.
- Понятие и методы бюджетного регулирования.
- Бюджетный процесс в рф.
- Налоговое право.
- Понятие налогового права.
- Понятие и виды налогов.
- Юридическая конструкция налога.
- Налоговая система рф.
- Банковское право.
- Понятие института банковского права, его особенности.
- Банковская система.
- Правовой статус Центрального Банка.
- Правовой статус кредитных организаций.
- Финансово-правовые основы денежного обращения и расчетов.
- Понятие денежного обращения.
- Денежная система рф.
- Правила осуществления кассовых операций.
- Понятие и виды расчетных правоотношений.
- Финансово-правовые основы валютных правоотношений.
- Понятие и основные направления валютно-финансовых отношений.
- Субъекты валютно-финансовых отношений.
- Валютный контроль в сфере валютно-финансовых правоотношений.
- Финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий.