logo
Финансы

9. Пассивные операции коммерческих банков

Вся совокупность банковских операций в первом приближении делится на две крупные группы – пассивные и активные операции. В основе деления банковских операций на пассивные и активные лежит их влияние на формирование и размещение банковских ресурсов. Между пассивными и активными операциями коммерческого банка существует тесная взаимосвязь. Прежде всего, размер и структура активных операций, обеспечивающих получение доходов, во многом определяются имеющимися у банков ресурсами. В этом смысле пассивные операции, формирующие ресурсную базу банка, являются первичными по отношению к активным.

Для успешной деятельности банк должен обеспечить координацию пассивных и активных операций: с одной стороны, не допускать существенного несоответствия сроков пассивов и активов, например выдачи долгосрочных ссуд за счет краткосрочных депозитов; а с другой стороны – не иммобилизовать на длительный срок краткосрочные ресурсы в сумме, значительно превышающей стабильный остаток средств на банковских счетах, достаточный для очередных выплат.

При помощи пассивных операций банки аккумулируют необходимые для своего функционирования денежные средства – собственные, привлеченные и эмитированные. Привлеченные и эмитированные средства образуются банками за счет различных источников.

Активные операции – операции по размещению собственных и привлеченных средств с целью получения дохода. В тоже время ряд операций затруднительно отнести либо к пассивным, либо к активным. В этом случае их называют активно-пассивными операциями. К ним относят посреднические операции, выполняемые банками по поручению клиентов за определенную плату (комиссионно-расчетные и торгово-комиссионные), бухгалтерские и консультативные услуги клиентам и прочее.

Все активные операции банка, связанные с привлечением средств, в зависимости от их экономического содержания делятся на:

- ссудные;

- расчетные;

- кассовые;

- инвестиционные;

- гарантийные.

Пассивные операции коммерческого банка — это деятельность банка по аккумулированию собственных и привлеченных средств в целях их размещения.

Назначение операций коммерческого банка состоит в следующем:

- обеспечение ресурсами деятельности банка;

- формирование дополнительных источников средств для производительного использования в экономике;

- увеличение доходов физических и юридических лиц, получающих банковские проценты по вкладам;

- рост собственного капитала банка;

- создание резервных фондов страхования банковских операций.

Пассивные операции – это операции банка, связанные с формированием и увеличением его пассивов, т.е. под пассивными понимаются такие операции банков, в результате которых происходит увеличение денежных средств, находящихся на пассивных счетах или активно-пассивных счетах в части превышения пассивов над активами. Пассивные операции играют важную роль для коммерческих банков. Именно с их помощью банки приобретают кредитные ресурсы на денежных рынках.

Существуют следующие формы пассивных операций коммерческих банков:

  1. первичная эмиссия ценных бумаг

  2. отчисления от прибыли банка на формирование или увеличение фондов.

  3. получение кредитов от других юридических лиц.

  4. депозитные операции.

Пассивные операции позволяют привлекать в банки денежные средства, уже находящиеся в обороте. Новые же ресурсы создаются банковской системой в результате активных кредитных операций. С помощью первых двух форм пассивных операций создается первая крупная группа кредитных ресурсов - собственные ресурсы. Следующие две формы пассивных операций создают вторую крупную группу ресурсов - заемные, или привлеченные, кредитные ресурсы. Собственные ресурсы банка представляют собой банковский капитал и приравненные к нему статьи. Роль и величина собственного капитала коммерческих банков имеют особенную специфику, отличающуюся от предприятий и организаций, занимающихся другими видами деятельности тем, что за счет собственного капитала банки покрывают менее 10% общей потребности в средствах. Обычно государство устанавливает для банков минимальную границу соотношения между собственными и привлеченными ресурсами. В России это соотношение установлено в размере не менее 1:25 (от 1:15 до 1:25 в зависимости от типа банка).

Привлеченные средства банков покрывают свыше 90% всей потребности в денежных ресурсах для осуществления активных операций, прежде всего кредитных. Роль их исключительно велика. Мобилизуя временно свободные средства юридических и физических лиц на рынке кредитных ресурсов, коммерческие банки с их помощью удовлетворяют потребность народного хозяйства в дополнительных оборотных средствах, способствуют превращению денег в капитал, обеспечивают потребности населения в потребительском кредите.

Ведущая роль среди пассивных операций принадлежит депозитным операциям.

Депозитные операции — это срочные и бессрочные вложения клиентов банка. Средства, хранящиеся на счетах до востребования (бессрочные вклады), предназначаются для осуществления текущих платежей — наличными или через банк при помощи чеков, кредитных карточек или аккредитивов. Другой вид депозитных вкладов — срочные вклады (с определенными сроками погашения). По этим вкладам обычно выплачиваются более высокие проценты, зависящие от срока вклада, поскольку банки могут более длительное время распоряжаться средствами вкладчика и имеют возможность реинвестировать их. Чаще всего на срочные счета помещаются средства целевого назначения, например суммы, предназначенные предпринимателем для покупки оборудования через 6 месяцев.

К пассивным операциям относятся и различные сберегательные операции. Сберегательные депозиты служат для накопления средств клиента, о чем клиенту выдается свидетельство (сберегательная книжка).

К пассивным операциям коммерческого банка можно отнести:

Основополагающие принципы организации пассивных операций:

  1. содействие получению прибыли или создание условий для получения прибыли в будущем;

  2. разнообразие и ведение с различными субъектами;

  3. уделение особого внимания в процессе организации пассивных операций срочным вкладам;

  4. обеспечение взаимосвязи и согласованности между депозитными операциями и кредитными операциями по срокам и суммам депозитов и кредитных вложений;

  5. стремление и минимизации своих свободных ресурсов при осуществлении банком депозитных и кредитных операций.

Среди депозитных операций выделяют следующие группы:

- депозиты до востребования;

- срочные и сберегательные депозиты.

К недепозитным пассивным операциям банков относятся:

  1. получение займов на межбанковском рынке;

  2. соглашение о продаже ценных бумаг с обратным выкупом, учет векселей и получение ссуд у ЦБ РФ;

  3. продажа банковских акцептов;

  4. выпуск коммерческих бумаг;

  5. получение займов на рынке евродолларов;

  6. выпуск капитальных нот и облигаций.

В целом пассивы банка обычно возрастают по мере расширения своей коммерческой деятельности.

Увеличение пассивов банка укрупнено имеет две группы причин, или факторов роста:

1. Общерыночные причины. Например, если экономика страны развивается, то это обязательно отражается и на увеличении количества денег в обращении, что проявляется в росте денежного капитала участников рынка, или капитала, существующего в денежном выражении. Это находит свое выражение и в росте остатков денежных средств клиентов банка – владельцев банковских счетов;

2. Специфические причины. Связаны с деятельностью именно данного банка, например, повышение его конкурентоспособности. На рынке действует конкуренция. Если банк функционирует более успешно, чем другие банки - его конкуренты, то он сосредотачивает у себя относительно больше свободного капитала небанковских участников рынка, а потому идет процесс увеличения его собственных пассивов за счет перемещения части пассивов от других банков.

Следует отметить, обе группы факторов роста пассивов банка обычно проявляются в увеличении одних и тех же их конкретных видов, например в увеличении остатков денег на банковских счетах. Отсюда вытекает очень важная и трудная задача для банка, состоящая в том, чтобы выяснить истинные причины роста этих остатков. Есть ли они результат общего подъема экономики, или результат общей работы самого банка, или тат или иная комбинация этих групп факторов. Главное состоит в том, что успех коммерческой деятельности банка не может опираться исключительно на благоприятную общеэкономическую ситуацию, а в неменьшей степени он должен быть результатом хорошей работы самого банка.