Тема 4. Прогнозирование бюджетных доходов.
Экономические основы и организация прогнозирования бюджетных доходов.
Прогнозирование доходов на основе прогноза социально-экономического развития территории в условиях действующего на день внесения проекта закона (решения) о бюджете в законодательный (представительный) орган законодательства о налогах и сборах и бюджетного законодательства Российской Федерации, а также законодательства Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, устанавливающих неналоговые доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Методика прогнозирования бюджетных доходов: расчет базовых показателей, порядок применения поправочных коэффициентов.
Прогнозирование налоговых доходов: федеральных, региональных и местных налогов и сборов, налогов, взимаемых по специальным налоговым режимам.
Планирование поступлений в бюджеты разных уровней неналоговых доходов: доходов от продажи и использования государственной и муниципальной собственности, от внешнеэкономической деятельности, оказания платных услуг бюджетными учреждениями, лицензионных сборов, таможенных пошлин и таможенных сборов и др.
Прогнозирование налоговых и неналоговых доходов с учетом установленных налоговым и бюджетном законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации нормативов зачисления данных доходов в бюджеты разных уровней.
Особенности планирования безвозмездных поступлений в форме дотаций, субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов от бюджетов других уровней бюджетной системы.
В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ доходы бюджета планируются на основе прогноза социально-экономического развития территории в условиях действующего на день внесения проекта закона (решения) о бюджете в законодательный (представительный) орган законодательства о налогах и сборах и бюджетного законодательства Российской Федерации, а также законодательства Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, устанавливающих неналоговые доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Федеральные законы, законы субъектов РФ, решения представительных органов муниципальных образований, предусматривающие внесение изменений в соответствующее законодательство о налогах и сборах, принятые после дня внесения в проекта закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год и плановый период, приводящие к изменению доходов (расходов) бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, должны содержать положения о вступлении в силу указанных законов не ранее 1 января года, следующего за очередным финансовым годом.
Особенности планирования налоговых и неналоговых доходов
Налоговые и неналоговые доходы бюджета прогнозируются по утвержденным Бюджетным кодексом РФ нормативам зачисления с учетом ожидаемой оценки поступлений налоговых и неналоговых платежей в бюджет в текущем финансовом году, индексов-дефляторов на планируемые периоды, поступлений недоимки прошлых периодов, реструктурированной задолженности юридических лиц, на основании данных администраторов доходов, а также с учетом мер по дальнейшему совершенствованию администрирования обязательных платежей.
Законодательно не установлено требование об утверждении финансовыми органами методики планирования налоговых и неналоговых доходов бюджета, но вместе с тем Минфин рекомендует это делать. Поэтому в регионах и муниципалитетах свои методики, существенно отличающиеся друг от друга.
Примеры прогнозирования налоговых и неналоговых доходов.
Налог на прибыль организаций
Расчет поступлений налога на прибыль организаций (далее - налог на прибыль) производится в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации и Законом Брянской области от 26.11.2004 № 73-3 «О понижении ставки налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков».
Основой для расчета поступлений налога на прибыль является налогооблагаемая прибыль без исключения дополнительных региональных льгот, отражаемая в разделе 1 (строка 1010, графа 1), отчета по форме 5-ПМ (без учета налогоплательщиков, состоящих на налоговом учете в межрегиональных ИФНС России), предоставляемого Управлением ФНС России по Брянской области за последний отчетный год.
Сумма поступлений налога на прибыль рассчитывается по формуле:
Н = [(НБ x ТР)/100 -ИЗ] х С x КС - Л + НЕД x КН+ ОП + МИ,
где:
Н - прогнозируемая сумма поступлений налога на прибыль;
НБ - значение налоговой базы за отчетный период;
ТР - прогнозируемый темп роста налоговой базы на планируемый год с учетом прогноза социально-экономического развития территории;
ИЗ - уменьшение (увеличение) налоговой базы в связи с изменениями налогового законодательства;
С - ставка налога в бюджет (2%-в федеральный, 18% - в региональные) в соответствии с законодательством Российской Федерации на планируемый год;
КС - коэффициент собираемости по налогу на прибыль на планируемый год;
Л - сумма льгот по налогу на прибыль, вступающих в силу с планируемого года в соответствии с областным законодательством (согласно расчетов Финансового управления Брянской области по результатам оценки эффективности налоговых льгот областного бюджета);
НЕД - прогнозируемый размер недоимки по налогу на прибыль на начало планируемого года (по сведениям Управления ФНС России по Брянской области);
КН - прогнозируемый коэффициент поступления недоимки по налогу на прибыль на планируемый год;
ОП - прогнозируемая сумма поступлений налога на прибыль по обособленным подразделениям, головные организации которых находятся за пределами Брянской области (по сведениям Управления ФНС России по Брянской области);
МИ - прогнозируемая сумма поступлений налога на прибыль по налогоплательщикам, состоящим на налоговом учете в межрегиональных ИФНС России (по сведениям налогоплательщиков);
- Тема 4. Прогнозирование бюджетных доходов.
- Расчет поступлений налога на доходы физических лиц
- Расчет поступлений налога на имущество организаций
- Расчет поступлений транспортного налога
- Расчет акцизов на алкогольную продукцию, производимую на территории Российской Федерации
- Расчет поступлений единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (местный бюджет)
- Расчёт доходов, получаемых в виде арендной платы, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды за земли, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации
- Расчет поступлений платы за негативное воздействие на окружающую среду