logo
РЦБ материалы к экз

15. Международные ценные бумаги

Прямым следствием глобализации стало развитие международного рынка ценных бумаг. Появились международные ценные бумаги, которые номинируются в иностранной валюте и размещаются за пределами страны происхождения. Посредниками при их первичном размещении выступают инвестиционные и коммерческие банки, а также банкирские дома.

К главным видам международных ценных бумаг относятся:

Существуют различные типы еврооблигаций. Наиболее распространены обычные (прямые), по которым выплачивается фиксированный доход. Различают также еврооблигации с плавающей и с индексируемой процентной ставкой, с нулевым купоном, конвертируемые и с опционом.

Посреднические услуги при размещении новых выпусков еврооблигаций оказывают инвестиционные и коммерческие банки, а также банкирские дома. С этой целью, как правило, создаётся банковский консорциум, подписывающий соглашение с эмитентом, называемое "андеррайтингом".

Российские еврооблигации (евробонды) начали выпускаться с 1996 г. Они приносили относительно высокие доходы (9 - 10% годовых), поскольку были недостаточно надёжными по оценке иностранных инвесторов. Сроки обращения первых эмиссий составляли 5 - 10 лет. Они размещались с невысоким успехом на рынках стран Азии, Европы и Америки. Эмиссию еврооблигаций в стране осуществлют также отдельные субъекты Федерации и муниципальные образования, в частности крупные города.

20. Система залоговых аукционов в РФ в 90-е годы.

Правительство РФ, начиная с 1991 г., практиковало привлечение средств в бюджет на конкурсной основе. Разновидностью такого метода стали залоговые аукционы - способ привлечения средств в федеральный бюджет путем передачи в залог акций, находящихся в федеральной собственности, с их последующим отчуждением в соответствии с действовавшим законодательством о приватизации.

Залоговые аукционы проводились на основании Указа Президента РФ "О порядке передачи в 1995 г. в залог акций, находящихся в федеральной собственности" № 889 от 31.08.95. Правительству РФ было дано право передавать в залог акции, находящиеся в федеральной собственности, под кредиты, выдаваемые для выполнения т.н. бюджетных заданий по приватизации в 1995 г. Право кредитования РФ предоставлялось организациям, выигравшим аукцион и обязавшимся предоставить больший, по сравнению с другими претендентами, кредит в обмен на передаваемые в залог кредитору акции.

Средства, полученные РФ в виде кредита, засчитывались в доходы федерального бюджета в качестве доходов от приватизации. Залогодержатель мог продать полученные акции любым способом, предусмотренным действовавшим законодательством о приватизации. Законодательная основа такого способа вызывала серьезные нарекания, в частности потому, что кредитные ресурсы, получаемые РФ, отражались как доходы от приватизации. В связи с этим в ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ" от 1997 г. содержится прямой запрет на подобного рода операции.

18. Азиатский финансовый кризис 1997 года и его влияние на национальные рынки ценных бумаг, включая российский.

Интеграция российского рынка ценных бумаг в мировую финансовую систему, безусловно, привнесла ряд положительных аспектов для деятельности резидентов, но в то же время привела к усилению зависимости отечественного фондового рынка от конъюнктуры международных рынков капитала.

Мировой финансовый кризис ("азиатский кризис"), разразившийся в 1997 г., поразил в большей степени развивающиеся страны, в т.ч. и молодой рынок ценных бумаг Российской Федерации. Первая стадия кризиса проявилась оттоком капитала с отечественного рынка государственных и корпоративных ценных бумаг в конце 1997 - начале 1998 гг. Репатриация государственных займов, увеличив спрос на иностранную валюту, привела к понижению цен на корпоративные бумаги. Падение мировых цен на сырьё в сочетании со снижением золотовалютных резервов страны, вызывало очевидную необходимость девальвации рубля, однако, последняя проведена не была. Установленный вместо этого валютный коридор до 2000 г., помимо других негативных последствий, в определённой мере дезориентировал участников фондового рынка. Котировки акций быстро снижались, что отражало падение отечественных фондовых индексов. Индекс RTS, например, за этот период снизился более чем на50%. Затем, вследствие временной стабилизации финансового рынка, имела место непродолжительная тенденция некоторого роста биржевых индексов.

Весенний правительственный кризис 1998 г. и ухудшение состояния платёжного баланса страны инициировали вторую стадию кризиса российского рынка ценных бумаг. По-прежнему остро стоял вопрос о девальвации рубля и, кроме того, назрела необходимость срочного удешевления обслуживания внутреннего государственного долга, сформированного в основном за счёт краткосрочных и высокодоходных ГКО-ОФЗ и превысившего к этому времени 20% валового национального продукта. Однако необходимые меры и в этот раз приняты не были. Напротив - доходность, а значит и риск, этого рынка возросли. Кроме того, было введено законодательное ограничение доли владения нерезидентами акциями федеральных энергетических компаний (до 25%), например РАО"ЕЭС России". Это послужило причиной снижения инвестиционных рейтингов страны, ухода многих инвесторов с рынка ценных бумаг и, как следствие, очередного повышения доходности ГКО, превысившей в июне 1998 г. 50% -й рубеж. В результате произошло 20%-ное снижение цен акций и существенно усилилась неустойчивость отечественной валюты. Обострению ситуации способствовала и эмиссия в это же время высокодоходных облигаций двух внешних займов на общую сумму около 4 млрд.долл., снизившая котировки еврооблигаций предыдущих выпусков.

Усугубление положения на рынке, продолжавшееся в течение июля 1998 г., сопровождалось беспрецедентным ростом средневзвешенной доходности ГКО-ОФЗ (до 126%), отменой ряда аукционов по их размещению и, наконец, конвертацией ГКО в среднесрочные (до 2005 г.) и долгосрочные (до 2018 г.) облигации, номинированные в долларах США. Некоторое улучшение ситуации, наметившееся в середине июля, после решения международных кредиторов оказать мощную финансовую поддержку России, было недолгим.

Третья стадия фондового кризиса, начавшаяся в августе 1998 г., ознаменовалась активизацией бегства отечественных и иностранных инвесторов с рынка государственных ценных бумаг, что повлекло за собой дальнейшее ухудшение ситуации и на рынке корпоративных бумаг (Сводный индекс РТС-Интерфакс понизился на 30%). Падение котировок государственных облигаций, традиционно служивших обеспечением иностранных кредитов, вынудило банки, срочно изыскивая дополнительные ресурсы, продавать ценные бумаги из своих портфелей и закупать валюту, т.е. серьёзно обострился банковский кризис. Последствия - очевидны: дальнейшее падение цен на ГКО-ОФЗ и корпоративные бумаги, а также значительное повышение неустойчивости рубля.

Кульминацией кризиса российского рынка ценных бумаг стал день 17 августа 1998 г. Во-первых, была проведена давно назревшая девальвация рубля (отмена валютного коридора). Во-вторых, Правительством были приняты такие беспрецедентные решения, как приостановление обращения ГКО-ОФЗ, принудительная реструктуризация долгов по ним, а также трехмесячная отсрочка погашения внешней задолженности российских банков (дефолт). Их последствия носили сугубо негативный характер. Рынок ценных бумаг, особенно корпоративных, практически полностью потерял свою ликвидность, а Российская Федерация - инвестиционную привлекательность. Инвесторы - резиденты и нерезиденты, понесли огромные убытки, что надолго подорвало их доверие к российскому фондовому рынку. Мало этого - буквально "рухнула" банковская система страны, серьёзно снизились объёмы экспортно-импортных операций и масштабы деловой активности в стране. До конца года, вследствие отсутствия чётких правительственных мер по выходу из кризиса, в стране, помимо стагнации фондового рынка, наблюдался застой производства, торговли и т.д.

Кризис существенно сузил возможности ведения бизнеса для профессиональных участников рынка ценных бумаг, что привело к сокращению их количества, расширению универсализации деятельности и укрупнению институциональных образований (см. табл.5).

Таблица 5. Сокращение количества профессиональных участников фондового рынка в 1998 г.

Вид профессиональной деятельности

Количество на начало месяца (ед.)

январь

июль

декабрь

Итого:

1561

1947

1698

Брокерская

393

507

376

Дилерская

61

94

76

Брокерская и дилерская - совместно

1102

1207

1110

Доверительное управление

--

9

8

Брокерская, дилерская и доверительное управление - совместно

5

130

128

Значительно сократились объёмы операций, проводимых профессиональными участниками через ведущих организаторов фондового рынка.