Банковское регулирование в сша
В связи с особенностями развития финансовой системы США, банки (банковские учреждения) непосредственно не занимаются андеррайтингом корпоративных ценных бумаг, не приобретают корпоративные ценные бумаги в свои портфели и не предоставляют брокерские (комиссионные) услуги инвесторам по их приобретению. Тем не менее американские банки всегда являлись активными участниками рынка государственных долговых обязательств.
К тому же, трастовые департаменты американских банков всегда работали и с корпоративными бумагами (через брокерские фирмы). Кроме того, американские банки выступали активными участниками рынка корпоративных бумаг за пределами США. А на самом исходе XX в. действовавший на протяжении почти 70 лет законодательный запрет на учреждение банками компаний по ценным бумагам или создание финансовых холдингов, в рамках которых действуют небанковские финансовые учреждения, был отменен. Таким образом,
XXI в. финансовая система США встретила в совершенно новых для нее условиях. Поэтому характеристика системы регулирования рынка ценных бумаг в США была бы неполной без рассмотрения, хотя бы в сжатой форме, банковской системы регулирования.
До 60-х годов XIX в. регулирование банков в США находилось исключительно в ведении штатов, которые устанавливали определенные стандарты для своих банковских учреждений. Единого федерального органа не существовало. При этом штаты, как правило, в борьбе за привлечение капиталов стремились установить наиболее льготные условия для учреждения банков.
В 1863г. на основании Национального банковского акта 1863г. (National Banking Act) было образовано Управление контролера денежного обращения (Office of the Controller of the Currency) – подразделение Министерства финансов, в сферу компетенции которого попал ряд банков (nationally chartered banks).
Национальный банковский акт 1863г. был принят с целью создания круга институциональных покупателей государственных ценных бумаг, выпускавшихся для финансирования Гражданской войны. Согласно этому акту банки с национальной лицензией (nationally chartered banks) получали право выпускать банкноты под обеспечение казначейских облигаций (treasury bonds). Одновременно актом вводился налог на выпуск банкнот банками штатов (state banks). В результате в течение нескольких лет более 1000 банков изменили свои уставы таким образом, чтобы считаться банками с национальной лицензией (nationally chartered). Для национальных банков устанавливались единые резервные требования, вводился запрет на торговлю акциями, а также запрет на открытие отделений национальных банков в других штатах.
В момент принятия акта последний запрет не имел особого значения, поскольку в большинстве штатов существовало подобное ограничение. Однако к 1900г. это правило действительно приняло запретительный характер, поскольку отдельные штаты стали разрешать открытие новых отделений.
К началу Первой мировой войны в США насчитывалось примерно 25000 коммерческих банков, 6000 ссудо-сберегательных ассоциаций и 600 взаимно-сберегательных банков.
На рынке корпоративных бумаг полностью доминировали около 250 инвестиционных банков (крупных брокерско-дилерских компаний), организованных в форме товариществ и сосредоточенных в Нью-Йорке, Бостоне и Филадельфии. Наиболее известные из них – House of Morgan, Kidder, Peabody, Kuhn, Loeb – сколотили состояние во второй половине XIX в. на акциях железнодорожных компаний и компаний городской инфраструктуры.
К 1900г. примерно 300 трастовых компаний (наиболее известные Guaranty, Bankers Trust) выполняли одновременно функции коммерческих и инвестиционных банков, страховых компаний и риелторов. На них приходилось $1 млрд. депозитов – столько же, сколько на банки штатов.
В 1902г. Контролер денежного обращения выразил озабоченность все возрастающим участием национальных банков в торговле ценными бумагами. Были введены ограничения на максимально допустимый размер вложений в корпоративные облигации. В 1912г. специальная комиссия Комитета по банкам Конгресса под руководством Паджо рекомендовала запретить банкам совершать операции с ценными бумагами.
В 1913г. была создана Федеральная резервная система в виде 12 региональных резервных банков и Правления (Совета управляющих) в Вашингтоне – Центральный банк США.
Первая мировая война ускорила развитие финансового сектора. Количество коммерческих банков росло вплоть до 1922г., затем начало сокращаться из-за слияний и банкротств. Численность ссудо-сберегательных ассоциаций превысила 12000, трастовых компаний – 1500, компаний страхования жизни – 400.
За 1913-1930 гг. рост активов депозитных учреждений составил 300%, а компаний страхования жизни – превысил и эту цифру.
В начале века коммерческие банки стали создавать дочерние компании по ценным бумагам, например First National Bank of New York – в 1908г., а в 1922г. таких банков было уже 62.
В 1920-е годы представители Контролера денежного обращения снова выступали с предупреждением о рискованности этой практики, однако никакой реакции на это не последовало. Принятый в 1920-е годы Акт Макфэддена (MacFadden Act) подтвердил законность создания банковских дочерних компаний по ценным бумагам, несмотря на противодействие со стороны сенатора Картера Гласса. И уже к 1931г. 285 национальных банков и еще большее количество банков штатов так или иначе занимались инвестиционным банковским делом через дочерние компании.
Как уже отмечалось выше, Великая депрессия 1929-1933 гг. нанесла страшный удар по финансовой системе Америки. Пятидесятипроцентный спад промышленного производства и тридцатипроцентная безработица подорвали веру в свободный рынок. Сотни тысяч американцев лишились своих сбережений, обанкротилось по разным данным от 8 до 11 тыс. банков. Для предотвращения полного краха президент Рузвельт пошел на беспрецедентный в истории США шаг: 6 марта 1933г. все банки были закрыты на неделю (банковские каникулы).
Реформы, проведенные администрацией Ф.Д.Рузвельта в банковской сфере, базировались в основном на одном нормативном документе – уже неоднократно упоминавшемся нами Банковском акте 1933г. (Закон Гласса-Стигалла). Идея реформы банковской системы США уже несколько лет к тому моменту выдвигалась председателем подкомитета по реформе банков Банковского комитета Сената Картером Глассом. Последний, кстати, был одним из авторов Федерального резервного акта 1913г.
Теоретической основой воззрений К.Гласса стали в основном идеи профессора Колумбийского университета (Нью-Йорк) Паркера Уилиса (Parker Willis), утверждавшего, что основная функция коммерческих банков – краткосрочное кредитование.
Банковским актом 1933г., как уже отмечалось, проводилась непреодолимая граница между расчетно-кредитными и инвестиционными операциями банков. Кроме того, законом вводилась система страхования депозитов, ФРС получила право регулировать уровень ставок по депозитам. Так, акт предусматривал запрет на выплату процентов по текущим вкладам и давал право ФРС регулировать ставку по срочным депозитам (впоследствии названное regulation Q).
Помимо Контролера денежного обращения и Федеральной резервной системы функции регулирования банковской системы выполняют также Федеральная корпорация страхования депозитов (Federal Deposit Insurance Corporation – FDIC; 1933г.), специальные федеральные органы по ссудо-сберегательным ассоциациям (Federal Savings and Loan Insurance Corporation) и кредитным союзам (National Credit Union Administration). В каждом из 50 штатов действует специальная банковская комиссия.
Регулирование осуществляется по трем направлениям: экономика, безопасность, информация.
Экономическое регулирование затрагивает режим установления процентных ставок, контроль над прибылями и режим поддержания определенных банковских нормативов.
Процентные ставки. С середины 1930-х по середину 1980-х годов ФРС поддерживала режим ограничения уровня процентных ставок по депозитам (regulation Q). С 1973г. она стала постепенно ослаблять ограничение, поскольку банки оказались в крайне невыгодном положении по сравнению с другими финансовыми учреждениями, на которые ограничения ФРС не распространялись. Окончательное решение об отмене в течение 6 лет regulation Q было принято в 1980г. В настоящее время остался запрет на выплату процентов по чековым депозитам.
Правительства отдельных штатов время от времени вводят ограничения на максимальный уровень процентных ставок по некоторым видам кредитов.
Допуск в отрасль. Ограничения существуют как на уровне штатов, так и на федеральном уровне. Учреждение нового банка требует разрешения (charter), которое может быть предоставлено либо Контролером денежного обращения (в этом случае банк считается национальным – national bank), либо регулятивным органом штата (в этом случае банк считается банком штата – state bank). Соответственно банки штатов подотчетны Федеральной резервной системе, национальные банки – Контролеру денежного обращения. Вне зависимости от подчиненности банк должен быть застрахован в FDIC.
Законодательство штата регулирует вопросы, связанные с открытием банковских отделений. В некоторых штатах могут существовать ограничения, в других нет. Общая тенденция заключается в уменьшении этих ограничений. (В прошлом в некоторых штатах запрещалось открывать отделения даже вне пределов того или иного населенного пункта).
Ограничения на открытие новых отделений – отголосок популистской политики XIX в. в отношении банков: «...поскольку они являются поставщиками жизненно важных финансовых ресурсов, они должны оставаться небольшими и ориентированными на обслуживание местных жителей». Эти соображения поддерживались многими банкирами, которые тем самым защищали себя от вторжения чужаков на свою территорию.
Лишь с начала 1990-х годов этот запрет был сначала смягчен путем разрешения на открытие дочерних банков и отменен в большинстве штатов в 1994г. принятием специального закона (Riegle-Niel Interstate Banking and Branching Efficiency Act of 1994).
При этом закон ограничивает долю одного банка, образованного в результате слияний и поглощений, в общем объеме застрахованных депозитов в одном штате 30%, в США – 10%. Слияние Bank America-Nations Bank увеличило долю нового банка до 8%, что ограничивает дальнейший рост в этом направлении. Однако запрет не касается роста за собственный счет.
Требования безопасности касаются структуры активов и пассивов, минимального уровня собственного капитала. В 1990-е годы наряду с дерегулированием финансовой системы были ужесточены нормы по предоставлению информации и нормативы, направленные на обеспечение надежности банков. Последние связаны с принятием федеральными регулятивными органами норматива Банка международных расчетов в Базеле по доле собственного капитала в активах (8%) и кризисом системы ссудо-сберегательных ассоциаций в конце 1980-х – начале 1990-х годов. Более тысячи этих учреждений обанкротилось. Государству пришлось возмещать убытки на сумму $150-200 млрд.1
На поддержание безопасности направлена и система страхования депозитов. Частный вкладчик в США в случае банкротства банка, застрахованного в Федеральной корпорации страхования депозитов (а это практически все банки), имеет государственную гарантию на возврат своего вклада полностью в пределах $100 тыс.
Повседневный контроль за соблюдением требований осуществляют специальные контролеры (examiners), производящие проверки на местах (on-site audits), и ревизоры (supervisors), анализирующие информацию, которая предоставлена контролерами, и отчетность банков.
Регулирование вопросов предоставления информации. Законодательство регламентирует объем информации, которую банки обязаны предоставлять клиентам относительно условий предлагаемых услуг.
В ноябре 1999г. в США был принят новый банковский закон, отменивший ряд положений Банковского акта 1933г. (Закона Гласса-Стигалла вступил в силу в марте 2000г.). Новый закон – Закон о финансовой модернизации, или Закон Грэмма-Лича-Блайли – фактически открывает путь для формирования в США колоссальных финансовых холдинговых компаний, которые смогут предоставлять практически все виды финансовых услуг.
В этой связи у банковских регуляторов США появляются новые задачи. Если в рамках финансовой холдинговой компании банки, компании по ценным бумагам и страховые компании регулируются соответствующим регулятором (ФРС, Контролером денежного обращения, SEC и страховыми регулятивными органами штатов), то в отношении всего холдинга действует принцип главного регулятора (umbrella regulator), в роли которого будет выступать банковский регулятор.
- Регулирование рынка ценных бумаг сша
- Закон о фондовых биржах 1934г.
- 2. Регулирование торговли с использованием инсайдерской информации. Законодательство об инсайдерах содержит как бы два направления:
- Санкции
- Раскрытие информации инсайдерами
- Раздел 16 (с) запрещает инсайдерам совершать продажи без покрытия (short sales). При нарушении данного запрета вся выручка должна быть возвращена компании.
- Цели манипулирования
- Классификация
- Комиссия по ценным бумагам и биржам (sec)
- Процедура воздействия на нарушителей законодательства
- Роль nasd и фондовых бирж как регуляторов рынка
- Регулирование рынка производных финансовых инструментов
- Банковское регулирование в сша