3.1. Акционирование, как способ приватизации.
Сама по себе приватизация государственного имущества как метод повышения эффективности национальной экономики известна в мире давно. В Англии в свое время приватизировали угольную промышленность, во Франции - ряд крупных машиностроительных комплексов, которые в военные и первые послевоенные годы были национализированы. В Мексике, Перу, Аргентине государственная собственность также в определенных условиях поступала на торги и переходила в руки частных лиц. И везде, как правило, в первую очередь выставлялись на продажу убыточные предприятия или объекты.
Если говорить о России, то у нас приватизационные процессы начались еще в конце 80-х годов. Тогда советское правительство предприняло определенные шаги в направлении легализации частной собственности в экономической жизни страны. Как известно, в этот период времени появились первые кооперативы, а государственным предприятиям дали некоторую свободу в своей хозяйственной деятельности. Правда, госпредприятия не имели права проводить сделки с оборудованием, для этого требовалось согласие соответствующего министерства, но впоследствии и эти ограничения были сняты.
Помимо этого, ряд юридических лиц были переданы в аренду либо их коллективам, либо третьим лицам. Возникала своеобразная коллизия, когда формальным собственником предприятия оставалось государство, но в тоже время арендатор получал неограниченные права хозяйствования. Он мог продать даже часть оборудования, если это способствовало большей эффективности производства.
Для процесса приватизации характерны различные формы. Наибольшее распространение на Западе получили следующие: продажа государственных предприятий физическим и юридическим лицам, либерализация деятельности различных сфер экономики (телевизионной сети, телекоммуникаций), концессии (общественный транспорт, уборка бытового мусора), безвозмездная передача предприятий в собственность работникам, занятых на производстве на данном приватизированном предприятии.
В качестве официальных причин, побуждающих к проведению приватизации, можно назвать следующие: свертывание государственного вмешательства в экономику, сокращение государственной финансовой помощи предприятиям и расширение использования кредитов на рыночных условиях, снижение потребности государственных служб в финансовых средствах, распространение акций среди широкого круга населения, увеличение заинтересованности граждан в результатах деятельности, поощрение конкуренции на всех уровнях в целях снижения цен и повышения качества продукции.
Независимо от выбора формы приватизации для всех стран, осуществляющих процесс приватизации, характерны общие цели: освобождение бюджета от лишних субсидий, расширение слоя собственников, привлечение капитала, повышение эффективности работы предприятий, получение государством дохода от реализации имущества и расширение конкуренции на рынке. Для стран с рыночной экономикой можно выделить наиболее общие методы приватизации: публичная продажа акций, частная продажа акций, продажа имущества или его частей инвесторам, раздел имущества, новые частные инвестиции, выкуп предприятия его правлением или работниками, аренда предприятий.
Таким образом, приватизация является важнейшим элементом системных преобразований при переходе к рынку, и представляет собой действие, направленное на снижение роли государства, на увеличение роли частного сектора в различных сферах деятельности или во владении активами.
Первые законодательные акты по приватизации в России были приняты Верховным Советом РСФСР летом 1991 г., однако их практическая реализация началась лишь в 1992 г. 29 декабря 1991 г. Президент РФ подписал указ "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий", в соответствии с которым были утверждены разработанные на основе проекта Государственной программы приватизации на 1992 г. "Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ" на этот период. Их реализация началась с 1 января 1992 г. "Основные положения..." стали фактически первым документом, на практике регулирующим приватизационный процесс и давшим старт программной (т.е. не спонтанной) приватизации в России.
Первая программа приватизации (1992 г.) стала основополагающим документом для последующей масштабной приватизации в 1992-1994 гг., и, одновременно, компромиссом, с одной стороны, между платной (для активной части населения) и безвозмездной (ваучеры всему населению и льготы трудовым коллективам) приватизацией, и, с другой стороны, между моделью приватизации для всех и разделом собственности среди работников предприятий. Этот компромисс обусловил такие явные, с экономической точки зрения, недостатки осуществлявшейся модели, как остаточная методика оценки имущества, игнорирование реструктурирования (привлечения инвестиций) предприятий перед и в ходе технической приватизации, проблемы социальной инфраструктуры предприятий, игнорирование демонополизации одновременно с проблемой сохранения технологических цепей, отсутствие инвестиций и т.п.
Предусматривалось четыре способа приватизации:
аукцион,
коммерческий конкурс,
аренда с правом выкупа,
акционирование.
В основу выбора способов приватизации был положен размер предприятий. По этому признаку предприятия разделялись на три категории, для каждой из которых устанавливались свои условия приватизации. Критериями определения размеров предприятия являлись численность работников и стоимость основных фондов.
Малые предприятия, к которым не применялась процедура акционирования, подлежали продаже любому покупателю через аукционы или выставлялись на торги на конкурсной основе. Эти предприятия могли выкупаться и лицами, работающими на них. Такой метод мог использоваться также коллективами предприятий, которые заключили с государством договор аренды, с правом последующего выкупа имущества предприятия.
На средних и крупных предприятиях приватизация проходила в два этапа. Сначала проводилось их акционирование (преобразование в акционерные общества открытого типа), то есть изменение организационно-правовой формы предприятия. Затем выпускались акции, которые распределялись между членами трудового коллектива, руководством предприятия и внешними физическими и юридическими лицами в пропорциях, определенных по выбору коллектива. Часть акций могла закрепляться в государственной или муниципальной собственности. В органы управления таких обществ назначались представители РФ, субъектов РФ или муниципальных образований.
Перечень отраслей, где должны образовываться государственные корпорации устанавливался Указом Президента РФ "О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий" (1992г.).
Органам приватизации и трудовым коллективам в каждом конкретном случае необходимо было решать, что лучше при акционировании: выделять из состава действующих гигантов конкурентоспособные малые и средние предприятия или объединять некоторые группы предприятий, создавая крупные компании, владеющие контрольным пакетом их акций и получившие наименование холдингов.
- Курсовая работа
- Введение
- 1. Возникновение и сущность акционерного капитала и акционерных обществ.
- 1.1.Предпосылки зарождения акционерного капитала.
- 1.2. Способы создания акционерного общества
- 1.3. Достоинства и недостатки акционерных обществ
- 2.Задачи акционерного общества.
- 2.1. Акционерное общество как “коллективный предприниматель”
- 2.2. Структура управления ао.
- 2.3. Отделение собственников от управления. Проблема “принципал-агент”
- 2.4. Формирование и распределение прибыли ао.
- 3. Этапы формирования акционерной собственности в России
- 3.1. Акционирование, как способ приватизации.
- 3.2.Правовые основы функционирования ао в рф.
- 3.3.Проблемы и итоги развития ао в рф.
- Заключение
- Список литературы Основная литература
- Нормативные документы
- Дополнительная литература