logo
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКА2

3.3 Налоговая культура как важный элемент совершенствования налоговой системы России.

Масштабы уклонения от уплаты налогов в России создают угрозу для экономической безопасности государства. Поэтому в современных условиях наиболее актуальной задачей становится совершенствование налогообложения, построение социально ориентированной налоговой системы, формирование и развитие налоговой культуры населения.

В настоящее время в России в сфере налогообложения сложился негативный стереотип поведения, имеют место достаточно низкая налоговая культура общества, недоверие граждан и бизнеса к налоговой системе, стремление уклониться от уплаты налогов. Обо всем этом свидетельствуют как данные о росте правонарушений и преступлений, связанных с сокрытием доходов от налогообложения, в том числе в крупных и особо крупных размерах, так и результаты многочисленных социологических исследований.

Многие нарушения налогового законодательства носят особо опасный для российской экономики характер, так как связаны с "отмыванием" капиталов, добытых преступным путем, утечкой валютных средств за рубеж, сращиванием криминальных структур с рыночными .

По результатам социологического исследования, на вопрос "Нужны ли нам налоги?" всего 62% респондентов ответили утвердительно. При этом 55% опрошенных считают, что уклонение от налогов является благом, остальные 45% назвали это преступлением. Результаты анкетирования жителей по проблемам налогообложения дают право утверждать, что налоговая культура граждан находится на низком уровне.

В этой связи необходимо формировать и развивать налоговую культуру населения. По мнению авторов, налоговая культура - это часть общенациональной культуры страны, связанная с деятельностью участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах и государством, отражающая уровень знания и соблюдения налогового законодательства, правильность исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов, сборов и иных обязательных платежей, знание своих прав, исполнение своих обязанностей, складывающаяся из понимания всеми гражданами важности для государства и общества уплаты налогов.

Заключение

Налоговый кодекс предусматривает обязательность налогового учета. Независимо от того, будет налогоплательщик платить налоги или не будет платить вообще никогда, он обязан стоять на налоговом учете. Данный принцип обязательности учета налогоплательщиков исходит из того, что налоговый учет преследует цель именно выявления всех потенциальных налогоплательщиков и, действительно, используется, как основа для проведения последующих мероприятий налогового контроля, но в то же время сам по себе он имеет еще дополнительную цель – это выявление всех потенциальных налогоплательщиков.

Налогоплательщик встает на учет не только по своему местонахождению, но и по другим обстоятельствам. Поэтому первичный учет налогоплательщиков связан с их местонахождением. А дополнительный учет связан с местонахождением их недвижимого имущества (это дополнительное основание учета), еще одно дополнительное основание – это местонахождение транспортных средств, третье дополнительное основание – местонахождение обособленных подразделений юридических лиц. Поэтому каждый налогоплательщик независимо от того, юридическое это или физическое лицо, в зависимости от наличия дополнительных оснований может подвергаться многократному налоговому учету либо только один раз пройти этот учет и по другим основаниям на учет не вставать.

Налоговый кодекс предусматривает принцип единого ИНН и единого реестра налогоплательщиков. С одной стороны, принцип множественности учета, а с другой стороны, принцип, как бы опровергающий его, принцип единого ИНН и единого реестра.

Налоговый учет осуществляется на основании заявления налогоплательщика, то есть в основе лежит добровольность действий по постановке на налоговый учет. Поэтому организации и граждане- предприниматели встают на налоговый учет в заявительном порядке, что косвенным образом указывает на то, что здесь предусматривается добровольный характер этой постановки.

Литература

1. Конституция Российской Федерации . в ред. ФКЗ №6 от 10.10.2005г.

2 Гражданский кодекс Российской Федерации часть 1 от 30.11.1994 N 51-ФЗ в ред. от 06.12.2007г. 255 - ФЗ

3. Гражданский кодекс Российской Федерации часть 2 от 26.01.1996 N 14-ФЗв ред. от 06.12.2007г. 255- ФЗ

4. Гражданский кодекс Российской Федерации часть 3 от 26.11.2001 146-ФЗ в ред. от 29.11.2007г

5. Гражданский кодекс Российской Федерации часть 4 от 18.12.2006 230-ФЗ в ред. от 01.12.2007 318-ФЗ

6. Налоговый кодекс Российской Федерации часть 1 от 31.07.1998 N 146-ФЗ(принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 17.05.2007)

7. Налоговый кодекс Российской Федерации часть 2 от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000)(ред. от 04.12.2007, с изм. от 06.12.2007) (с изм. и доп., вступающими в силу с 05.01.2008)

8. Федеральный закон от 08.08.2001 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (в редакции Федерального закона от 02.07.2005 № 80-ФЗ)

9. Федеральный закон О Государственной регистрации юридических лиц от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ

10.Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2004 г.№ 506г. Москва «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе»

11. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 110 Правила ведения единого государственного реестра налогоплательщиков ( ред. от 02.04.2008 N 231)

12. РФ. МНС Об обеспечении подготовки к публикации и издания сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц: Приказ МНС РФ от 13 авг.2002 г. N БГ-3-09-431

13. Агапцов С. Государственный финансовый контроль и бюджетная политика Российского государства. – М.: Финансовый контроль, 2006.

14. Астахов «Теория бухгалтерского учета». Москва 2006 год. «ЭБМ-контур»

15. Бабаев В.К. «Государственная налоговая служба». Н.Новгород 2005 год.

16. Бюджетная система Российской Федерации/Под ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской.- М.: Юрайт, 2005.

17. Глухов В.В., Дольдэ И.В. «Налоги. Теория и практика». Санкт-Петербург «Специальная литература» 2006 год.

18. Гончаренко Л.И., Грунина Д.К., Мельникова Н.П. Основы налогообложения. - М.: ФА, 2005.

19. Грунина Д.К., Ивченков Л.С. Государственные налоговые органы в Российской Федерации. - М.: ФА, 2006.

20.Добрынин А.Н «Экономическая теория». Санкт-Петербург 2006 год.

21. Замятина М.Ф., Бескровная В.А., Виноградова Т.И., Торхов Д.О. Оценка прозрачности и общественного участия в бюджетном процессе. Аналитический доклад. - СПб Центр «Стратегия» - СПб, 2006.

22. Крохин Ю.А. Налоговое право России. – М.: Норма, 2006.

23. Колодина И.Г. Предпринимателей построили в очередь "Российская Бизнес-газета" № 570 от 5 сентября 2006 г.

24. Маклева Г.И. Бюджетный учет и отчетность в Российской Федерации и его совершенствование// Финансы. – 2005. - № 2. - 20.

25. Михайлова О.Р. Выездная налоговая проверка как форма налогового контроля // Ваш налоговый адвокат, № 3, 2005 г.

26. Налоги в России: сборник нормативных документов М.: «Юридическая литература», 2006. – с. 15-20.

27. Общественное участие в бюджетном процессе: опыт и технологии / Под ред. Т.И.Виноградовой. - СПб.: Норма, 2006.

28. Окунева лл. Налоги и налогообложение в России: Учебник. - М.: Финстатинформ, 2006.

29 Гарант

30 Консультант плюс