4.2.Антиинфляционная политика Украины в период независимости.
Наиболее существенным негативным явлением в экономике Украины на этапе ее рыночного реформирования оказалась инфляция.
Период 1992-1994 гг. характеризовался чрезвычайно высоким уровнем
инфляции, обвальным ростом цен, ослаблением контроля над финансово-хозяйственной деятельностью предприятий.
По данным Мирового банка, уровень инфляции в Украине во второй половине 1993 г. был наивысшим в мире. Если в1992 г. ее уровень вырос в 21 раз, то за 1993 г. - в 103 раза. И хотя в 1994 г. уровень инфляции несколько снизился, однако произошло это не в результате проведения комплексных реформ и качественных изменений в системе государственных финансов и внедрения ценовой либерализации, а через отсрочку бюджетных выплат и небывалый рост задолженности бюджета.
К числу инфляционных факторов, которые имели место в течение последних лет, принадлежат:
а) высоковатое поднятие цен на энергоносители и основные виды сырья и
материалов;
б)увеличение денежной массы за счет дополнительной эмиссии денег;
г) рост безналичного обращения как следствие кредитования низко
рентабельных и убыточных предприятий;
д) монопольное ценообразование в условиях монополизации большинства видов промышленного производства, которое ведет к диктатному повышению цен производителями, поскольку потребители, лишенные выбору и отсутствующий сдерживающий контроль по ценам.
Сначала экономике Украины была свойственна инфляция расходов, поскольку опережающими темпами росли цены энергоносителей и сырья, и каждая следующая волна повышения цен начиналась с топлива и сырья. Периодическое опережающее повышение цен на энергоносители было импульсом для общего роста цен и инфляции.
Повышение предприятиями цен на собственную продукцию, с целью покрытия растущих расходов, дало толчок к дальнейшему развитию инфляционных
процессов. При этом типе инфляции роста денежной массы является следствием повышения цен. Невзирая на и дальше растущую денежную эмиссию, возникла нехватка оборотных средств предприятий для расчетов со своими поставщиками
(кризис неплатежей) и для выдачи зарплаты. В результате сложилась типовая инфляционная спираль: цен ведет к увеличению расходов (и в том число зарплаты), какое требует увеличение денежной массы, а последнее, в свою очередь, ведет к новому витку роста цен. Таким образом, инфляция в Украине представляет собой интеграцию инфляции спроса и инфляции расходов, что значительно усложняет осуществления антиинфляционной политики.
К ноябрю 1995 г. уровень цен по сравнению с декабрем 1990 г. вырос в
Украине в 37 тысяч раз. В то же время с ростом цен происходило падение
валютного (долларового) курса украинского карбованца.
Это явление превратилось на могущественный катализатор спада
производства, общего роста производственных расходов и себестоимости товарной продукции, что, в свою очередь, подталкивало производителей к очередному повышению цен. Оптовые цены особенно быстро росли в топливной и химической промышленности, электроэнергетике, черной металлургии и машиностроении, а с розничных этим характеризовались цены на продукты питания, которые в течение многих десятилетий были искусственно занижены и поддерживались из госбюджета. Вообще ранее розничные цены в Украине никогда не росли такими темпами, и это вызвало настоящий шок у основной массы населения.
Опережающий рост оптовых цен разрушает непосредственно производственную сферу, тормозя или даже прекращая инвестиционные процессы. В то же время, хотя и более медленные, но также достаточно бурные темпы роста розничных цен разрушают социальную сферу, удручают экономические интересы людей к активной предпринимательской и трудовой деятельности, т.е. действуют в том же самом негативном направлении.[21.c 78]
Все это вызвало такое явление, как неплатежеспособность большинства
юридических и физических лиц, невзирая на непрерывную накачку денежного обращения, чем дальше, тем большей массой бумажных денег. По оценке СБРР, за 1992 г. неплатежи в Украине составляли 40% всего ее ВВП. У 1993 г. объемы неплатежей продолжали рости, вызывая резкое сокращение и даже прекращение товарного производства на многих предприятиях.
В этих условиях монетарная политика НБУ превратилась на мощный
инфляционный фактор. Государство начало немедленно покрывать растущий денежный дефицит простейшим путем - эмиссией соответствующей массы денег. Они были направлены на покрытие наличного спроса, бюджетные дотации, кредитование производителей и потребителей (включая и явных банкротов).
Только в первом квартале 1993 г. для поддержки АПК было предоставлено почти 1 трлн. крб. льготных кредитов и около 3 трлн. крб. Финансовой помощи. Большой кредитной помощи требовали и другие отрасли народного хозяйства - в марте того же года им был предоставлен кредит в 606 млрд. крб. для проведения зачета взаемо долгов. Общая сумма эмиссии наличности за январь-апрель 1993 г. достигла 598,3 млрд. крб., что в 10 раз превышало эмиссию за такой же период 1992 г. В течение 1993 года монетарная масса увеличилась с 26 до 47,2 трлн. карбованцев, т.е. в 1,8 раза, чем она составляла в предыдущем году. Денежная эмиссия, как и цены быстро вышла из-под надлежащего государственного контроля.
Денежные знаки (купоно-карбованцы), выпущены в Украине в начале 1992 г. вместо русского рубля начали катастрофически обесцениваться. Бурное обесценивание денег подорвало выполнение ими свойственных им рыночных функций, а главное - стимулирующей. Пожирая фонды накопления и потребления, гиперинфляция затормозила предпринимательскую и трудовую активность в страны.
Потеряв контроль над эмиссией денег, за движением расходов и цен,
денежного обращения и кредитных ресурсов, правительство тогда так и не нашло надежных регулирующих механизмов для активного влияния на инфляционные процессы и погашения их негативного влияния на экономическое и социальное положение в стране.
Ценовая и инфляционная спираль, которая стала раскручиваться с начала
1993 г., во втором полугодии опять пошла вверх. До конца 1993 г., когда
инфляционная спираль раскрутилась к наивысшей фазе, банки вынуждены были дополнительно выпустить в обращение огромную массу денег. Это автоматически вызвало очередной прыжок цен. Девальвация карбованца приобрела катастрофический характер. В ноябре правительство административно внедрило его фиксированный курс, что подхлестнуло активность теневого валютного рынка.
Следовательно, в 1992-1994 гг. в Украине проводилась ошибочная
экономическая политика, которая фактически имела не антиинфляционное, а инфляционное влияние на экономическую систему страны.
При этом правительство применяло в основном два антиинфляционных мероприятия-ограничение фондов потребления предприятий и регулирования цен. Административный контроль цен было введено Указом президента “О мерах относительно сдерживания темпов роста цен». Согласно ему предприятия всех
форм собственности могли повышать оптовые цены на продукцию только в случае роста расходов на производство, которое не зависит от их государственной деятельности. Этим же Указом вводилось ограничение размера надбавки для торговых и снабженческо-сбытовых предприятий в размере не больше 55% от цены производителя. Но, как свидетельствуют последствия, эти меры сработали недостаточно эффективно. В первую очередь, цены тогда уже довольно надежно вышли из-под государственного контроля, и опять подчинить их системе жесткого государственного контроля было очень тяжело. Относительно
ограничения фондов потребления, то это имело бы смысл тогда, когда было бы что ограничивать.
Среди наиболее негативных последствий того периода следует отметить:
- серьезное нарушение производственной и финансовой систем функционирования экономики;
- подорваность склонности к сбережению практически у всех экономических агентов;
- разрушение на этом основании системы обеспечения воспроизводящих
процессов в экономике;
- избыточную дифференциацию населения, отдельных отраслей и регионов по уровню доходов.[22,c 29]
Под влиянием инфляции объемы номинальных денежных доходов населения росли, а его реальные доходы, в связи с опережающим повышением розничных цен на товары и услуги, наоборот уменьшались. Методы индексации доходов не обеспечивали компенсации потерь от гиперинфляции. Только в 1993 г. При росте цен на год более чем в 100 раз реальная зарплата уменьшилась на 52%. Эффект от внедрения правительством льгот на налогообложение доходов граждан относительно малообеспеченных, многодетных, чернобыльцев, ветеранов и др. также был минимальным, поскольку самые облагаемые налогом доходы населения были мизерны и не успевали за ростом цен. [17.c 290]
Дилемма, которая предстала перед украинским правительством, заключалась
в том, каким образом, сокращая темпы инфляции, не усилить стагнацию
производства. Но она не была решена должным образом. Возобновить экономику при условиях избыточных налогов, которые удручают производство, сужают базу налогообложения и заставляют плательщиков скрывать свои доходы, невозможно.
Следует отметить хотя бы такой факт: к введению налога на прибыль предприятий с 1993 года, взыскивался налог на доход предприятий. При этом предприятия, за существование специального налога на фонд зарплаты, были вынуждены фактически дважды выплачивать его, поскольку фонд зарплаты с составной частью дохода.
Политика усиления государственного контроля и регулирования (сдерживание цен, завышенный обменный курс, очень высокие налоги) привела к формированию мощного теневого сектору экономики в Украине. За отсутствия эффективного контроля над формированием доходов, большинство усилий государства были сконцентрированы на сокращаемом государственном секторе. В результате на фоне потери государством значительной части доходов, которые можно было бы получить путем проведения разумной налоговой политики, основной груз недофининсирования лег на сектор, который пока что был основой существования самого государства.
Из-за несовершенства нашей налоговой системы спад валового продукта в
Украине и за 1996 год составил около 10%, а в отраслях машиностроения и легкой промышленности достигает 20%.
Следовательно, задания дальнейшего реформирования экономики, которые стоят перед Украиной, могут быть решены только при условиях реализации последовательной политики финансовой стабилизации, и восстановление накоплений населения. Без этого обеспечить стойкий экономический рост на базе возрождения инвестиционной активности и постепенный подъем жизненного уровня с невозможным. Современный период с важнейшей фазой реформ. В последнее временем в этом направлении сделан ряд шагов и важнейшим из них является введение в сентябре в 1996 году национальной валюты-гривни. Это дало возможность в значительной мере стабилизировать денежное обращение в стране.[26,c.2]
Как мера, что массы предотвратить не обусловленный рост заработной платы на предприятиях, Кабинетом Министров в 1995 году было принято постановление о порядке определения сумм, которые вносятся в бюджет в связи с превышением фонда потребления. Т.е. рост зарплаты может происходить только в границах индекса месячной инфляции. Также планируется существенно уменьшить размер налогов и вообще упразднить отчисление в некоторые целевые фонды в составе бюджета на 1996 г.
Время покажет, какие последствия для экономики Украины принесут новые антиинфляционные мероприятия.
- Содержание
- Глава 1. Сущность и причины инфляции
- Понятие, отличительные черты современной инфляции.
- 1.2. Причины инфляции
- 1.3. Виды современной инфляции
- Глава 2. Последствия инфляции.
- 2.1.Социально-экономические последствия инфляции.
- 2.2 Кривая Филлипса.
- Глава 3. Антиинфляционная политика.
- 3.1 Фискальная политика
- 3.2 Кредитно-денежная политика.
- 3.3 Гипотеза естественного уровня
- 3.4 Антиинфляционная стратегия
- 3.5 Антиинфляционная тактика
- Глава 4.Инфляция в Украине
- 4.2.Антиинфляционная политика Украины в период независимости.
- 4.3 Инфляция в современной Украине
- Заключение:
- Список литературы: