2.4. Необходимые условия реализации новой модели пенсионной системы
К основным условиям для реализации предлагаемой модели следует отнести наличие развитого рынка капитала, позволяющего принять постоянно растущие объемы пенсионных активов и обеспечивающего, на достаточно длительном накопительном периоде, превышение доходности их инвестирования над инфляцией (чистая доходность) не менее 4%.
В свою очередь, создание эффективно функционирующих рынков ценных бумаг и институциональных инвестиций, обладающих вышеуказанными возможностями, потребует создания современной инфраструктуры финансового рынка, совершенствования российской законодательной базы, внедрения адекватной регулятивной системы. Фактически потребуются проведение всех тех мероприятий, которые уже предусмотрены Концепцией развития Москвы как международного финансового центра.
Таким образом, создание МФЦ позволит приступить к практическим шагам по реализации предлагаемой модели пенсионной системы. В свою очередь реализация новой модели пенсионной системы будет способствовать значительному росту отечественной инвестиционной базы и тем самым укрепит позицию Москвы как международного финансового центра.
Дополнительные условия, необходимые для успешной реализации предлагаемой модели пенсионной системы, связанные со спецификой её функционирования, как накопительной системы, практически полностью совпадают с предложениями по повышению эффективности и надежности накопительного компонента обязательной пенсионной системы, подготовленные Экспертным советом при Общественном совете по инвестированию средств пенсионных накоплений при Президенте Российской Федерации.
Заключение
В своем текущем состоянии российская пенсионная система убыточна и неэффективна, с каждым последующим годом она будет требовать все больших отвлечений ресурсов государства и тем самым тормозить развитие экономики, не обеспечивая при этом сколько-нибудь сносного уровня пенсионного обеспечения своим гражданам. Основной причиной этой ситуации в коренном противоречии между постиндустриальным характером экономики XXI века и догматическими принципами социального страхования XIX века, заложенными в основу российской пенсионной системы.
В силу этого необходимость реформирования российской пенсионной системы выходит далеко за рамки просто обеспечения способности государства выплачивать своим гражданам приличную пенсию. Не сводится она и к только совершенствованию финансовых рынков РФ.
Эффективное решение проблемы возможно только на основе синергетического эффекта интеграции государственной системы социального обеспечения для лиц, не имеющих по каким-либо причинам возможности для формирования трудовой пенсии, и частной пенсионной системы, объединяющей широкий спектр различных финансовых институтов и граждан России, которые осуществляют инвестиции в своё будущее в течение активной трудовой деятельности. Граждане при этом становятся фактически коллективными инвесторами.
Полученные в ходе исследований результаты действительно свидетельствуют о теоретической возможности замены существующей модели пенсионной системы на две составляющие. Первая обслуживает получателей государственных и социальных пенсий (20% от всех пенсионеров), вторая – получателей трудовых пенсий (80% от всех пенсионеров).
После решения основных вопросов совершенствования финансового рынка РФ (предусмотренных Концепцией создания международного финансового центра в Москве), рассмотренная модель пенсионной системы (модель партнерства) сможет в течение 25 – 30 лет выйти на свое устойчивое функционирование (без последующего привлечения средств федерального бюджета), гарантировав при этом обеспечение коэффициента замещения по трудовым пенсиям 40%.
Помимо социального и экономического эффекта (соответственно: улучшения благосостояния будущих пенсионеров и роста внутренней инвестиционной базы для экономики страны), процесс реализации изложенной модели будет способствовать установлению некоего консенсуса между государством, гражданами и бизнесом по вопросу построения пенсионной системы, необходимость компромиссного решения которого, в конечном итоге, будет признано всеми сторонами. Последнее обстоятельство потребует проведения кропотливой и систематической разъяснительной работы государственных органов и самого бизнеса среди своих граждан и работников с целью значительного повышения их финансовой культуры и социальной сознательности.
Приложения
Промышленно развитые страны в соотношении ВВП и пенсионных активов (Таблица).
Страна | ВВП (млн. $) | Пенсионные активы (млн. $) | Доля активов от ВВП в % |
США
| 14 260 000 | 18 088 000 | 126,84% |
Япония
| 5 068 000 | 1 043 000 | 20,58% |
Германия
| 3 353 000 | 174 000 | 5,19% |
Франция
| 2 676 000 | 219 000 | 8,18% |
Великобритания
| 2 184 000 | 2 545 000 | 116,53% |
Италия
| 2 118 000 | 99 000 | 4,67% |
Бразилия
| 1 574 000 | 288 000 | 18,30% |
Испания
| 1 464 000 | 138 000 | 9,43% |
Канада
| 1 336 000 | 1 600 000 | 119,76% |
Россия
| 1 255 000 | 32 000 | 2,55% |
Индия
| 1 236 000 | 62 000 | 5,02% |
Мексика
| 1 017 000 | 115 000 | 11,31% |
Австралия
| 997 200 | 836 000 | 83,83% |
Список литературы
1)http://www.bibliofond.ru/download_list.aspx?id=41525
2)Финансы России. 2010: Стат. сб. / Росстат. – М., 2010. – С. 113.
3)Данные официального сайта министерства финансов РФ. URL: 4)http://www1.minfin.ru/ru/nationalwealthfund/statistics/volume/index.php?id4-6412
4)URL: http://www1.minfin.ru/ru/reservefund/statistics/volume/index.php?id4-5796
http://www.gks.ru/wps/wcm/myconnect/rosstat/rosstatsite/main/af4c80804486acdf8eaabe44e368dad7?qstring=%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9+%D1%84%D0%BE%D0%BD%D0%B4
5) http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=103163
6) URL: http:// www.pfrf.ru/uk_results_info/;
7) официальные данные Росстата URL: http:// www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/price/#
8) Российский статистический ежегодник. 2009: Стат. сб. / Росстат, – М., 2009. – С. 587.
9) Федеральный закон Российской Федерации от 30.11.2009 г. № 307-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»
10) Российская газета. – 2009. – 7 дек
11) Журнал «Российское предпринимательство» ¹ 4 Вып. 1 (181) за 2011 год, cтр. 17-22.
12) World Bank (1994), Averting the Old-Age Crisis, World Bank Policy Research Report, Oxford: Oxford University Press. P. 1–23, 233–254
13) Стат. сб. М.: Росстат, 2008
14) Росстат. http://www.vestnikevropy.com/all-articles/2011/3/10/766895476176.html
- Глава I Современное состояние пенсионной системы России
- Глава II Тенденции развития пенсионной системы в России
- Глава і. Современное состояние пенсионной системы России
- 1.1. Общая характеристика пенсионной системы России
- 1.2.Результаты и проблемы пенсионной реформы
- Глава і і. Тенденции развития пенсионной системы в России
- 2.1. Перспективы реформирования пенсионного законодательства
- 2.2. Направления совершенствования пенсионного законодательства
- 2.3. Итоги реформирования и перспективы пенсионной системы России.
- 2.4. Необходимые условия реализации новой модели пенсионной системы