Сущность, задачи и функции государственного финансового контроля.
Государственный контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти.
Большое значение для развития государственного финансового контроля имеет Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ» от 25 июля 1996 г. Данным Указом установлено, что в РФ государственный контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ. Одновременно в соответствии с установленным законодательством РФ разграничением функций и полномочий указываются конкретные субъекты государственного финансового контроля: Счетная палата РФ, Центральный банк РФ, Минфин РФ (Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и Федеральная служба по финансовому мониторингу), Федеральная таможенная служба РФ, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов. Было признано необходимым проведение не реже одного раза в год соответствующими контрольными и финансовыми органами комплексных ревизий и тематических проверок поступления и расходования бюджетных средств не только в федеральных органах исполнительной власти, но и на предприятиях и в организациях, использующих средства федерального бюджета.
Государственный контроль осуществляют также органы представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов РФ.
Государственный финансовый контроль проводится органами законодательной (представительной) и исполнительной власти РФ. На федеральном уровне органом, осуществляющим финансовый контроль по линии законодательной власти, является Парламент РФ — при рассмотрении и утверждении проекта федерального бюджета и отчета об его исполнении.
Органом финансового контроля Совета Федерации и Государственной Думы РФ (представительная власть) является Счетная палата РФ. Согласно Федеральному закону от 11.01.95 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», она является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образованным Федеральным Собранием и подотчетным ему. Деятельность Счетной палаты РФ направлена на все субъекты хозяйствования, независимо от форм собственности, ведомственной и общественной принадлежности; органы местного самоуправления, общественные организации, если они оперируют средствами федерального бюджета, используют или управляют федеральной собственностью, если им предоставлены налоговые, таможенные льготы либо иные преимущества. При этом Счетная палата не может осуществлять финансовый контроль в организациях, подведомственных субъектам Федерации и органам местного самоуправления.
По результатам деятельности сотрудники Счетной палаты составляют представления и направляют их руководителям проверенных организаций для принятия мер по устранению нарушений, а в случае выявления хищения государственных средств дела передаются в правоохранительные органы. При выявлении нарушений даются обязательные для исполнения предписания, при неоднократном нарушении по согласованию с Государственной
Думой может быть принято решение о приостановлении всех видов расчетных операций нарушителя. При этом Счетная палата не наделена правами применения административных мер воздействия к нарушителям. На уровне субъекта Федерации схожие задачи и функции выполняют контрольно-счетные палаты.
Основным органом государственного финансового контроля по линии исполнительной власти является Министерство финансов РФ, осуществляющее возложенные на него задачи контроля в ходе исполнения бюджета и расходования государственных средств. Финансовые органы субъектов Федерации также наделены правами осуществления государственного финансового контроля за использованием бюджетных средств соответствующего уровня.
Из всех подразделений Министерства финансов РФ особая роль при осуществлении государственного финансового контроля отводится департаменту Государственного финансового контроля и аудита, имеющему территориальные и местные органы. В соответствии с действующим законодательством он проводит ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, использующих средства федерального бюджета; контролирует фактическое наличие денежных средств и товарно-материальных ценностей в бюджетных учреждениях; осуществляет встречные проверки организаций, связанных с ревизируемым объектом; разрабатывает предложения по результатам ревизии и контролирует их выполнение; сообщает заинтересованным органам факты и обстоятельства крупных хищений и недостач денежных средств и товарно-материальных ценностей.
Схожие по своему характеру функции по осуществлению государственного финансового контроля за соблюдением действующего федерального законодательства в части исполнения бюджета РФ и бюджетов федеральных внебюджетных фондов осуществляет Федеральное казначейство, созданное в соответствии с Указом Президента РФ от OS. 12.92 г. № 1556 и Положением «О Федеральном казначействе РФ» от 27.09.93 г. Федеральное казначейство является органом государственного финансового контроля в составе Министерства финансов РФ. Его система состоит из главного управления, проводящего работу по контролю за соблюдением действующего законодательства в части исполнения федерального бюджета РФ и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, и территориальных органов, которые контролируют поступление и использование бюджетных средств федерального бюджета и федеральных бюджетных фондов на территории субъекта РФ.
Для осуществления государственного финансового контроля за соблюдением налогового законодательства созданы органы государственного налогового контроля. Задача работы этих органов заключается в систематизации учета, отчетности, контроля за
налогоплательщиками и объектами, подлежащими налогообложению и налоговой проверке. В соответствии с действующим законодательством полномочиями органов налогового контроля обладают Государственная налоговая служба РФ, созданная согласно Закону РФ № 943-1 от 2.1.03.91 г. «О Государственной налоговой службе РСФСР'> (в настоящее время — Министерство по налогам и сборам РФ), и таможенные органы — в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.
Таможенные органы РФ в соответствии с положениями Таможенного кодекса РФ имеют полномочия в области государственного контроля, связанные с перемещением товаров через таможенную границу России.
В целях контроля за соблюдением налогового законодательства, предупреждения и пресечения экономических преступлений в России создана Федеральная служба налоговой полиции РФ, деятельность которой регламентируется положениями Закона РФ № 5238-1 от 24.06.93 г. «О федеральных органах налоговой полиции». Согласно положениям Налогового кодекса, Федеральная служба налоговой полиции РФ к налоговым органам не относится. Она призвана выполнять функции по предупреждению, выяв-11 лению, пресечению и расследованию нарушений налогового законодательства, которые являются преступлениями или административными правонарушениями, Следовательно, деятельность органов налоговой полиции в области государственного финансового контроля носит оперативно-розыскной характер.
Государственный финансовый контроль осуществляется также и рядом других государственных органов: Центральным банком РФ, Министерством государственного имущества РФ, Министерством по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ, ВЭК России, ФККЦБ России.
54. Счётная палата Российской Федерации — парламентский орган финансового контроля в Российской Федерации.
Статус Счётной палаты Российской Федерации определяется Конституцией РФ и Федеральным законом «О Счётной палате Российской Федерации», согласно которому Счётная палата Российской Федерации — это постоянно действующий орган финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием и подотчетный ему. В своей деятельности Счётная палата руководствуется федеральным законодательством, выполняет поручения Совета Федерации и Государственной думы. В рамках своих задач Счётная палата обладает организационной и функциональной независимостью. Она является контрольным органом Федерального Собрания, но не является его структурным подразделением и формально не относится к законодательной, исполнительной или судебной ветви власти.
Председатель и половина состава (шесть аудиторов) Счётной палаты назначаются Государственной Думой, Заместитель председателя и другая половина состава (шесть аудиторов) — Советом Федерации. Счётная палата РФ состоит из коллегии и аппарата. Коллегия рассматривает вопросы организации работы, а также отчёты и сообщения. Председатель (а в его отсутствие — его заместитель) осуществляет руководство Счётной палатой, организует её работу, аудиторы возглавляют определённые направления деятельности. Аппарат состоит из инспекторов (которые непосредственно организуют и проводят контроль) и других штатных работников.
Внутренние вопросы деятельности Счётной палаты, распределение обязанностей между аудиторами[1] Счётной палаты, функции[2] и взаимодействие структурных подразделений аппарата Счётной палаты, порядок ведения дел, подготовки и проведения мероприятий всех видов и форм контрольной и иной деятельности определяются Регламентом Счётной палаты, утверждаемым ее Коллегией.
Счётная палата осуществляет оперативный контроль за исполнением федерального бюджета, а также контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, за использованием кредитных ресурсов, за внебюджетными фондами, за поступлением в бюджет средств от управления и распоряжения федеральной собственностью, за банковской системой (включая Банк России), проводит ревизии и проверки, проводит экспертизу и даёт заключения, информирует палаты Федерального Собрания. При осуществлении своих функций Счётная палата обладает некоторыми государственно-властными полномочиями, она имеет право направлять представления и предписания.
- Международный валютный фонд.
- Международный банк реконструкции и развития.
- 42.Сущность и принципы социально обеспечения.
- Содержание и виды пенсионного обеспечения.
- Социальные пособия.
- Социальные компенсации.
- 50. Сущность и система финансового контроля
- Принципы организации финансового контроля.
- 52.Формы и методы финансового контроля.
- Сущность, задачи и функции государственного финансового контроля.
- 55. Финансовый контроль Правительства рф и Президента рф
- 56. Сущность и функции страхования
- 57.Основные понятия, классификация и формы страхования.
- 58.Личное страхование.
- 59.Имущественное страхование
- 60. Страхование ответственности
- 61.Страховой рынок и его структура
- 62.Принципы функционирования страхового рынка
- 64. Системы страхования.
- Системы страхования