logo
свс_экз

Проблемы конкурентоспособности российской промышленности и естественных российских монополий на внешних рынках.

(Это не совсем то, что надо, но лучше хоть что-нибудь)

Сегодня наша страна занимает весьма низкие места в международных рейтингах глобальной конкурентоспособности. Имеются в виду, прежде всего, два наиболее известных рейтинга: рейтинг конкурентоспособности IMD (Международного института развития менеджмента, г. Лозанна, Швейцария) и Индекс глобальной конкурентоспособности WEF (Всемирного экономического форума). В рейтинге IMD за 2008 г., включающем 55 стран, наша страна заняла 47-е место. В Индексе глобальной конкурентоспособности WEF за 2008 г., включающем 131 страну, Россия заняла 58-е место.

Если брать отдельные параметры, то Россия в международных рейтингах глобальной конкурентоспособности входит в десятку лидирующих стран лишь по двум показателям: 1-е место по запасам сырьевых ресурсов (30 трлн. долл. США) и 7-е место по средней продолжительности школьного образования (10,5 лет). Столь низкие места России объясняются как объективными российскими трудностями в данной области, так и определенной условностью и ангажированностью существующих рейтингов 

Конкурентоспособность по алюминию на внешнем рынке

В производстве первичного алюминия конкуренция происходит на мировом уровне. Все, что нужно делать — это производить алюминий с конкурентоспособной себестоимостью. Алюминий — сырьевой товар, он продается на бирже, и если компания произвела его по низкой себестоимости, она его продаст и заработает денег. Таким образом, конкурентоспособность зависит от того, где компания находится на кривой затрат. Российская алюминиевая промышленность сейчас достаточно хорошо расположена — ниже, чем средняя по мировой отрасли. С увеличением цен на энергоносители такие компании, как «Алкан», «Алкоа» и др., будут двигаться вверх по кривой затрат, если не станут инвестировать в новые проекты в странах с избытком энергии (Россия, Ближний Восток). Учитывая мировую энергетическую конъюнктуру, есть надежда, что российская алюминиевая промышленность останется достаточно конкурентоспособной.

У СУАЛа есть долгосрочные клиенты в Азии, в Европе и в Америке, но здесь имеет значение не цена, а качество. Цена определяется на Лондонской бирже металлов, важно качество доставки, сроки исполнения контрактов, соблюдение обязательств. В upstream в основном конкурируют за новые проекты. Источники сырья и энергии не бесконечны, они лимитируются достаточно четкими географическими границами. У СУАЛа и РУСАЛа есть конкурентное преимущество по отношению к другим международным алюминиевым компаниям, заключающееся в развитии проектов в России, и компании над этим работают.