logo
Sistema_gosudarstvennogo_i_munitsipalnogo_uprav

1.2. Администрация муниципального образования

Кроме представительного органа (совета и др.) и выборного главы муниципального образования в муниципальном образовании могут функционировать и другие, невыборные органы и должностные лица.

Это - администрация муниципального образования. Структура, компетенция, сроки полномочий органов и должностных лиц определяются муниципальными образованиями на основе законов субъектов РФ о местном самоуправлении. Наиболее важное значение среди таких органов и должностных лиц местного самоуправления имеют исполнительно-распорядительные органы и должностные лица, занимающиеся общим администрированием. Если муниципальную администрацию возглавляет не глава муниципального образования (как говорилось, он избирается), то руководитель исполнительного органа и всей администрации, ее члены не избираются, а нанимаются, как управленцы, по контракту. Среди них есть не просто рядовые муниципальные чиновники, а должностные лица, обладающие в сфере своей деятельности дискреционными4.

Исполнительные органы, число и номенклатура должностных лиц, содержание их деятельности различаются в зависимости от уровня муниципального образования, численности жителей, развития инфраструктуры, экономического положения, разнообразия функций, требующих диверсификации управления, и др. Обычно такие органы называются местными администрациями, а их руководитель — главой администрации. Выше уже говорилось, что эту должность, как правило, занимает глава муниципального образования. В таком случае глава администрации (он же - глава муниципального образования) оказывается выборным должностным лицом. Если же устав муниципального образования предусматривает отдельные должности главы муниципального образования и главы администрации (исполнительного органа), то последний назначается либо главой муниципального образования, либо представительным органом муниципального образования, либо он может быть наемным администратором по контракту. Глава администрации возглавляет группу чиновников - начальников отделов по различным отраслям управления (местной промышленности, сельского хозяйства и т.д.), которые могут составлять под его председательством коллегиальный исполнительно-распорядительный орган, своего рода муниципальное «правительство», коллегию, имеющую совещательный характер. Разумеется, это бывает только в крупных муниципальных образованиях.

Глава местной администрации может иметь своих заместителей, которых назначает либо самостоятельно (если это предусмотрено уставом муниципального образования), либо по согласованию с представительным органом или главой муниципального образования (в соответствии с уставом). На практике, однако, такие назначения всегда делаются после предварительных обсуждений с главой муниципального образования или совещания в представительном органе, после беседы с его председателем, другими членами. Обычно руководитель администрации (независимо от того, занимает или нет эту должность глава муниципального образования) имеет заместителей по финансово-экономической деятельности, коммунально-бытовому обслуживанию, социальной поддержке населения и др.

Структура, штатное расписание и численность местной администрации определяются главой местной администрации и утверждаются главой муниципального образования, а иногда — и представительным органом муниципального образования. В структуру администрации входят различные департаменты, отделы, секторы, комитеты и другие структурные подразделения отраслевого, функционального, территориального характера, в том числе подразделения по управлению муниципальной собственностью, местными финансами, жилищно-коммунальным хозяйством и т.д. В крупных муниципальных образованиях создаются отделы здравоохранения, образования, транспорта и связи и др. Местная администрация имеет свой обслуживающий аппарат (управление делами, бухгалтерия, отдел кадров, юридическая служба и т.д.). Состав каждого структурного подразделения исполнительного органа местного самоуправления возглавляет руководитель (начальник управления, заведующий отделом и т.д.)5.

Муниципальная администрация занимается подготовкой проектов решений, их обоснованием и текущей работой. Она разрабатывает и после согласования с главой муниципального образования вносит в представительный орган проекты планов и программ социально-экономигческого развития муниципального образования как в целом, так и по различным сферам (строительство, транспорт, бюджет и т.д.); организует выполнение решений представительного органа и главы муниципального образования; управляет муниципальной собственностью на основах, установленных представительным органом; выступает заказчиком для выполнения разного рода работ и услуг, необходимых для населения (например, строительство школы, открытие нового транспортного маршрута); заключает договоры с другими организациями о сотрудничестве по вопросам экономического и социального развития муниципального образования; осуществляет контроль за правильностью цен, тарифов на товары, расчеты, услуги, осуществляемые в пределах муниципального образования; обеспечивает санитарию и гигиену на своей территории; контролирует соблюдение правил торговли, рынки, ярмарки; содержит учреждения образования, здравоохранения, культуры и другие, находящиеся в муниципальной собственности, и заботится об их развитии; выдает разрешения на строительство; принимает меры по улучшению жилищных и бытовых условий нуждающихся граждан; разрабатывает и реализует программы по повышению занятости населения и организации общественных работ (строительство дорог, благоустройство и т.д.); в соответствии с законом принимает меры, связанные с проведением публичных манифестаций, спортивных, зрелищных мероприятий (например, установление маршрутов демонстраций, соблюдение порядка на спортивных состязаниях и др.); обеспечивает охрану общественного порядка и противопожарную безопасность, а также осуществляет также иные полномочия, возложенные на нее в пределах закона представительным органом муниципального образования или его главой.

Как указывалось выше, руководителем муниципальной администрации может быть лицо, занимающее такую должность по контракту и подчиненное главе муниципального образования. Контракт заключается по результатам конкурса на срок, предусмотренный уставом муниципального образования.

Порядок проведения конкурса устанавливается представительным органом муниципального образования. О нем оповещается не менее чем за 20 дней и создается конкурсная комиссия (ее члены обычно назначаются представительным органом). Если конкурс проводится в муниципальном районе или городском округе, 1/3 конкурсной комиссии назначается представительным органом субъекта РФ по представлению высшего должностного лица субъекта. По результатам конкурса заключается контракт.

Полномочия главы администрации, действующего на основании контракта, прекращаются вследствие отставки по своему желанию, расторжения контракта (по соглашению стороны или в судебном порядке), отрешения от должности, прекращения гражданства РФ, выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства, признания его судом недееспособным, безвестно отсутствующим, вступления в силу в отношении главы администрации обвинительного приговора суда. Если главой администрации является глава, то возможны и другие основания для прекращения его полномочий.