logo
Финансовый менеджмент 1-11

Актуальные задачи финансового менеджмента. Особенности управления кредитными организациями в условиях финансового кризиса.

Целью финансового менеджмента является максимизация прибыли, благосостояния предприятия с помощью рациональной финансовой политики. Задачи фин. менеджмента:

В ситуации кризиса большинство управленцев думает о том, чтобы элементарно выжить, - в трудные времена это видится им единственно возможной стратегией.

Сложившаяся ситуация с банковским кредитованием может быть охарактеризована наличием четырех проблемных вопросов:

1. У большинства украинских банков отсутствуют свободные денежные ресурсы (пассивы) для выдачи новых кредитов. Проблема в принципе не нова. До августа 2008 года банки преимущественно решали ее за счет займов за рубежом. Однако в этом году занять, как прежде не удается, и проблема проявила себя во весь рост: за рубежом, как было сказано, не дают, а внутри страны денег, доступных большинству банков, попросту нет. Положение усугубляется необходимостью возвращать ранее полученные займы.

2. Рост просрочки по частным и корпоративным кредитам приводит к еще большему сжатию объема доступных для кредитования денежных средств. Из-за не возвратов банки вынуждены наращивать резервы и, одновременно, возвращать депозиты клиентам. Согласно общей по банковской системе статистике в 2007-2008 годах, доля просроченных кредитов предприятиям, как правило, не превышала 1% от объема кредитных портфелей. В 2009 году просрочка выросла до 4,3% по всем банкам. В наихудшей ситуации оказались крупнейшие частные банки, по которым доля просроченных кредитов превысила 5% и продолжает расти. Просрочка растет темпами, угрожающими существованию всей банковской системы, и по оценкам экспертов уже сегодня превышает 10%.

3. Возрастает убыточность кредитования предприятий малого и среднего бизнеса. К потерям по кредитному портфелю добавляется общая операционная неэффективность деятельности банков, выраженная в том, что затраты на выполнение операций превышают размер дохода с этих операций. В период общего роста рынка вопрос о себестоимости банковских операций и, в частности, кредитования, практически не стоял. Об издержках не думали, а высокая себестоимость операций компенсировалась приростом дохода от выдачи новых кредитов. В условиях сокращения кредитных портфелей, сопровождаемого резким падением доходов, любой банк вынужден задумываться о себестоимости сопровождения старых кредитов и выдачи новых. Однако прошедшие 1 и 2 кв. 2009 г показали, что единственное, что предпринимают банки - это сокращение невостребованного в условиях снижения числа операций персонала. При этом вопросы сопровождения ранее выданных кредитов как бы остаются за кадром: считается, что с этой задачей справятся оставшиеся работники. Очевидно, что при таком подходе на операции по выдаче новых кредитов у банков банально не хватает ресурсов оставшегося персонала.

4. Появились сомнения в достаточности применяемых банками методик и технологий для оценки уровня кредитоспособности заемщиков. Раньше считалось, что наличие у заемщика надежного залога практически снимает риски с банка. Однако в сегодняшних условиях, когда залог уже не может быть реализован по желаемой стоимости, вопросы качества бизнеса заемщика и его актуальное финансовое состояние выходят на первый план. Было бы несправедливо говорить, что банки об этом не знают. Знают, но система слишком долго работала при других ориентирах, что хоть и требует изменений, но обладает колоссальной инерцией.

В такой ситуации банки оказываются перед необходимостью отвечать на ключевой вопрос: «На чем банкам зарабатывать завтра?». Здесь возможны различные ответы: либо полностью прекратить кредитование, либо приспосабливаться под новые условия. Банки выбирают второй путь.

Большинство участников банковского рынка, регуляторы, правительство страны обозначенные вопросы понимают и с некоторыми из них пытаются бороться в той или иной мере. Например, задача доступности денежных ресурсов решается на федеральном уровне, в том числе с участием Центрального банка и крупных государственных банков.

Задача повышения эффективности кредитной деятельности является общей для всех банков и, на мой взгляд, может быть решена за счет привлечения профессиональных компаний в различных областях деятельности. Появляющиеся на рынке кредитные рейтинговые агентства нового поколения могут стать для банков существенным подспорьем для снижения операционных издержек и повышения качества принимаемых кредитных решений. Их принципиальное отличие от традиционных рейтинговых агентств состоит в том, что они, взяв лучшие решения из столетней практики существования рейтинговых агентств, дополнили их новыми технологиями. Это позволяет им выходить на новые для рейтинговых агентств рынки.

Еще один эффект для банка заключается в возможности снизить собственные расходы: в отличие от банков, рейтинговое агентство изначально выстраивает свои бизнес-процессы оптимальным способом. В условиях нехватки собственного персонала банки получают возможность передать часть операций на плечи рейтингового агентства, снижая тем самым издержки.

чтобы повернуть кризисную ситуацию себе на пользу, недостаточно просто осознать, что правила игры изменились и надо искать новые возможности.

Новыми возможностями являются появление на рынке кредитных рейтинговых агентств нового поколения.