logo
Экономика

Обеспечение прав акционеров: реальное и мнимое

В условиях затянувшейся паузы развития законодательства о рынке ценных бумаг и об акционерных обществах 31 июля 1995 года Президентом РФ был подписан Указ № 784 “О дополнительных мерах по обеспечению прав акционеров”. Казалось бы, появление нового правового акта должно закрыть многочисленные “белые пятна“ и противоречия отечественного корпоративного законодательства, однако правовой анализ данного документа вызывает ряд вопросов, связанных с его соответствием нормам гражданского законодательства РФ. Прежде всего, Указ президента РФ от 31 июля 1995 года № 784 (в дальнейшем — Указ) содержит ряд положений, призванных регулировать порядок созыва и проведения общего собрания акционеров. Кроме того, Указом внесены изменения и дополнения к Указу Президента РФ от 27 октября 1993 года № 1769, который применялся вот уже полтора года. В соответствии с изменениями и дополнениями установлены новые правовые нормы по вопросам открытости реестра акционеров, обязанностей и статуса регистратора, порядка условий и последствий увеличения уставного капитала, прав акционеров при осуществлении акционерным обществом ряда корпоративных действий, ограничений акционерного общества в возможности отчуждения выкупленных на баланс собственных акций, имущественной ответственности акционеров.

Таким образом, исходя из того, что Указ призван регулировать правовое положение акционерных обществ, а также права и обязанности его акционеров, возможность его применения по отношению к акционерным обществам, создание которых не связано с приватизацией, вступает в противоречия с новым ГК РФ. Применение Указа по отношению к акционерным обществам, созданным путем приватизации, также весьма сомнительно. В этом случае законодатель хотя и допускает возможность регулирования правоотношений помимо законов иными правовыми актами (к которым в силу ст. 3 нового ГК РФ отнесены указы Президента РФ), но рассматриваемый Указ вряд ли может быть причислен к сфере правовых актов о приватизации. Вызывают сомнения и некоторые нормы Указа. Так, в соответствии с ч. 2 п. 1 Указа “список акционеров, имеющих право на участие в общем собрании акционеров акционерного общества, не может быть составлен его советом директоров ранее, чем за 60 дней до даты проведения общего собрания акционеров”. Нормы этого пункта Указа затрагивают один из наиболее больных практических вопросов, возникающих при созыве и проведении общего собрания акционеров, о допуске к участию в собрании определенных категорий акционеров. Некоторые эмитенты в период подготовки к проведению общего собрания акционеров принимают решение о так называемом “закрытии реестра акционеров” (кстати, следует отметить, что столь распространенное среди специалистов определение “закрытие реестра акционеров“ в действующем законодательстве и иных правовых актах отсутствует). Объясняется данное действие, как правило, прагматическими задачами эмитента и регистратора, направленными на техническое упрощение процедуры регистрации акционеров на общем собрании.

На практике встречаются два варианта “закрытия реестра акционеров“. Первый вариант — так называемое “жесткое закрытие реестра”. Эмитент, имеющий (в соответствии с п. 95 “Положения об акционерных обществах”, утвержденного постановлением СМ РСФСР от 25 декабря 1990 г. № 601 и п. 9.10.7 Государственной программы приватизации) обязательства направить каждому акционеру не позднее 30 календарных дней до даты проведения собрания письменное уведомление о времени и месте проведения общего собрания, выполняет последнее на основании данных, предоставленных ему регистратором, который, в свою очередь, производит так называемый “сбор реестра”, включающий в себя список акционеров на дату, предшествующую рассылке уведомлений акционерам. При этом принимается решение о том, что в течение времени между датой сбора реестров и датой проведения общего собрания реестродержатель не осуществляет внесения записей в реестр, направленных на переоформление прав собственности зарегистрированного в реестре владельца ценных бумаг. К участию в общем собрании акционеров допускаются только лица, включенные в “собранный реестр” и, соответственно, получившие уведомление о проведении собрания. Совершенно очевидно, что рассмотренный порядок “жесткого закрытия реестра” является абсолютно незаконным, и его следует рассматривать как действия, направленные на нарушение гражданских прав акционеров и иных лиц, участвующих в отчуждении акций общества, со всеми вытекающими последствиями, предусмотренными гражданским законодательством.

Второй вариант — так называемое “мягкое закрытие реестра”. Данный вариант аналогичен рассмотренному выше “жесткому закрытию реестра” в части того, что к участию в общем собрании акционеров допускаются только акционеры (полномочные представители акционеров), имеющиеся в списке “собранный реестр акционеров” и, следовательно, получившие уведомление о проведении общего собрания. Однако в период времени с момента “сбора реестра” до момента проведения общего собрания реестродержатель продолжает вносить записи в реестр акционеров, осуществляя тем самым переоформление прав собственности на новых владельцев ценных бумаг. При этом, с одной стороны, лица, вступившие в права собственности на акции в рассматриваемый период времени к участию на общем собрании акционеров не допускаются, с другой стороны, лица, фактически потерявшие права собственности на акции в результате их отчуждения в рассматриваемый период времени, но имеющиеся в списке “собранного реестра”, — имеют возможность принять участие в общем собрании. Именно такой вариант “мягкого закрытия реестра” и предусматривается нормой п. 1 Указа, в соответствии с которой “список акционеров, имеющих право на участие в общем собрании акционеров акционерного общества, не может быть составлен ранее, чем за 60 дней до даты проведения общего собрания”. Данный порядок созыва и проведения общего собрания также нельзя назвать законным, так как он нарушает гражданские права лиц, ставших акционерами общества после составления “списка акционеров”, предусмотренные, в частности, новым ГК РФ. Таким образом, если акционер, вступивший в свои права после составления “списка акционеров, имеющих право на участие в общем собрании” и не получивший уведомления о проведении собрания (а эмитент или регистратор, действующий по поручению эмитента, действительно не обязаны и не должны высылать уведомления лицам, не вошедшим в “список акционеров”), все же изъявит желание принять участие в общем собрании акционеров, но получит от эмитента отказ, он вправе посчитать нарушенными свои гражданские права и обратиться за их защитой в суд.