logo
Статистика - ответы из старого архива / таможенная статистика

Экономико-статистические методы анализа экспорта товаров во взаимосвязи с макроэкономическими показателями.

При всем многообразии применяемых методов статистического анализа и прогнозирования внешней торговли специалисты делят их на 3 основные группы:

    1. экспертные оценки;

    2. логическое и математическое моделирование.

Изучаемые процессы в области внешней торговли развиваются в тесной взаимосвязи с экономической и политической обстановкой в стране. Поэтому внешнеторговые показатели трудно поддаются анализу без учета экономического развития страны и экономической политики.

Всесторонний анализ направления развития внешней торговли характеризуется целым набором показателей. Внешняя торговля характеризуется экономической политикой конкретной страны и влиянием на нее экономический факторов.

, где

X – размер экспорта;

Px – цены экспортной продукции;

Py – цены внутренние;

γ – производственные мощности;

GAP – избыточный внутренний спрос.

Значит на объем экспорта влияют:

- объем производства;

- ценовой фактор.

Например, экспорт продукции добывающей промышленности зависит от объема производства и внутреннего потребления, а также от уровня мировых цен и от внешнеэкономического режима страны. Экспорт обрабатывающей промышленности зависит от конкурентоспособности. В условиях спада производства в некоторых странах из-за узости внутреннего рынка экспорт не снижается, а даже увеличивается.

Анализ и прогнозирование импорта товаров имеет большое значение:

- импорт дает основные доходы в Федеральный бюджет;

- конкуренция, вызванная предложением импортных товаров, способствует развитию отечественной продукции;

- импорт является необходимым условием международного обмена.

Уравнение спроса на импорт:

, где

М – стоимость;

Рm – цена.

Объем импорта увеличивается при увеличении переменной – реальный доход населения. Переменная конкурентоспособности цен отражает реакцию объема импорта на изменение относительных цен и изменение курса валют.

Если доллар падает, цены на импорт падают согласно моделям МВФ.

Основными экономическими факторами, определяющими объем импорт являются:

- внутренний доход или реальный валовый внутренний продукт;

- ценовой, выраженный соотношением внутренних импортных цен на импортные товары.