logo
Лекции модуль деньги ФДОК

3. Организация безналичного денежного оборота. Система безналичных расчетов

Безналичные расчеты – это расчеты, осуществляемые без использования наличных денег, посредством перечисления денежных средств по счетам в кредитных учреждениях и зачетом взаимных требований. Безналичные расчеты имеют важное экономическое значение в ускорении оборачиваемости средств и снижении издержек обращения, связанных с использованием наличных денег.

Также как и весь денежный оборот, его безналичная сфера делится на две группы:

  1. Расчеты по товарным операциям;

  2. Расчеты по финансовым обязательствам.

Организация системы безналичных расчетов и технология их осуществления в Российской Федерации регламентируются Гражданским Кодексом РФ (гл.46) и инструкцией Банка России от 12.04.2001г. №2-п «Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации». Нормативная база определяет основные принципы организации системы безналичных расчетов на территории страны.

В том случае, когда это требование не выполняется, и средств на счете недостаточно для полного выполнения всех обязательств, предусматривается следующая последовательность действий и очередность списания средств:

  1. в первую очередь происходит списание средств по исполнительным документам, предусматривающим перечисление и выдачу денег для удовлетворения требований о возмещении вреда жизни и здоровью, алиментов и т.д.

  2. во вторую очередь осуществляется списание средств по исполнительным документам, предусматривающим перечисление и выдачу денег для расчетов по выплате выходных пособий, и др.;

  3. в третью очередь производится списание по платежным документам, которые предусматривают перечисление или выдачу денежных средств для оплаты труда лиц, работающих по трудовым договорам или контрактам, а также отчисления в государственные социальные внебюджетные фонды;

  4. в четвертую очередь происходит списание средств по исполнительным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди;

  5. в пятую очередь производится списание средств по прочим требованиям, которые предусматривают удовлетворение других денежных требований.

  6. в последнюю очередь осуществляются платежи по документам в порядке календарной очереди поступления платежных документов.

Основой платежно-расчетной системы выступают формы безналичных расчетов. Формы расчетов – это установленные законодательством способы исполнения денежных обязательств предприятий, организаций и населения, посредством банковских учреждений.

В настоящее время применяются следующие основные формы безналичных расчетов:

Платежное поручение – расчетный документ, установленной формы, содержащий поручение плательщика своему банку о перечислении денег со своего расчетного счета на расчетный счет получателя. Это самая распространенная форма безналичных расчетов, причем ее популярность обусловлена такими преимуществами, как простота и быстрота документооборота, а также возможность ее использования при осуществлении нетоварных платежей.

1. - Отгрузка продукции, выполнение работ, оказание услуг по договору купли-продажи или выставление счета на предоплату;

2. – Выписка и передача в банк платежного поручения на списание средств со счета плательщика;

3. – Перечисление средств со счета плательщика на счет получателя

4. – Предоставление выписки со счета плательщика о списании средств;

5. - Предоставление выписки со счета получателя о зачислении средств.

Рис. 1. Схема расчетов с использованием платежного поручения

Расчеты чеками. Чек – письменное, ничем не обусловленное распоряжение чекодателя своему банку уплатить с его счета, предъявителю чека, указанную в нем сумму. В хозяйственной практике различают два вида чеков: денежные, позволяющие получать наличные деньги со счетов открытых в кредитных учреждениях, и расчетные, предназначенные для осуществления безналичных расчетов между хозяйствующими субъектами.

Расчетные чеки классифицируются на депонированные, по которым требуется предварительное перечисление средств на специальный счет, и гарантированные, которые не предусматривают этого. В российской практике наибольшее распространение получили депонированные чеки. Порядок и процедура использования расчетных чеков регламентируется Гражданским Кодексом РФ.

1. – Заявление на получение чековой книжки и депонирование средств на специальном счете;

2. – Выдача чековой книжки;

3. - Отгрузка продукции, выполнение работ, оказание услуг по договору купли-продажи;

4. – Выписка чека и его передача получателю;

5. – Передача чека получателем в обслуживающий его банк;

6. – Предъявление чека в банк плательщика для оплаты;

7. – Списание средств со счета плательщика и зачисление их на счет получателя.

Рис. 2. Схема расчетов с использованием расчетных чеков

Аккредитивная форма расчетов. Гражданский Кодекс РФ и «Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации» трактуют аккредитив как условное денежное обязательство, принимаемое банком по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств, при условии предъявления последним документов, соответствующим условиями открытого аккредитива.

Сущность данной формы расчетов заключается в том, что участники сделки передают обслуживающим их банкам функции по контролю за соблюдением условий договора в части сумм и сроков оплаты. В банке получателя средств (исполняющий банк) открывается специальный аккредитивный счет, на котором депонируются средства плательщика. Условием перечисления средств с этого счета на счет получателя является полное выполнение им условий договора поставки продукции и предоставление в банк соответствующих документов. После исполнения условий аккредитива, подтверждающие документы передаются в банк плательщика, а затем и самому плательщику.

Современная хозяйственная практика использует несколько форм аккредитивов:

1. – Заявление плательщика на открытие аккредитивного счета;

2. – Списание средств со счета плательщика и депонирование их на специальном аккредитивном счете в банке получателя;

3. – Уведомление получателя об открытии аккредитива;

4. – Отгрузка продукции, выполнение работ, оказание услуг;

5. – Предоставление получателем документов, подтверждающих отгрузку продукции, выполнение работ и услуг, согласно аккредитивному договору;

6. – Списание средств со специального аккредитивного счета на счет получателя;

7. – Уведомление банка-эмитента об использовании средств аккредитива;

8. – Уведомление плательщика об использовании средств аккредитива.

Рис. 3. Схема расчетов с использованием депонированного (покрытого) аккредитива

1. – Заявление плательщика на открытие аккредитивного счета;

2. – Сообщение об открытии гарантированного аккредитива;

3. – Уведомление получателя об открытии гарантированного аккредитива;

4. – Отгрузка продукции, выполнение работ, оказание услуг;

5. Предоставление получателем документов, подтверждающих отгрузку продукции, выполнение работ и услуг, согласно аккредитивному договору;

6. – Контроль выполнения условий аккредитива, списание средств с корреспондентского счета банка эмитента и зачисление их на счет получателя;

7. – Сообщение в банк-эмитент об использовании аккредитива и передача сопроводительных документов;

8. – Списание средств со счета покупателя;

9. – Уведомление плательщика об использовании аккредитива.

Рис. 4. Схема расчетов с использованием гарантированного (непокрытого) аккредитива

Существуют и другие разновидности аккредитивной формы расчетов:

Главными преимуществами данной формы расчетов выступают наличие дополнительных гарантий выполнения условий контракта, как для получателя средств, так и для плательщика, при постоянном банковском контроле за ходом их осуществления. В то же время, данная форма расчетов является достаточно сложной с технической точки зрения, требует значительных затрат времени, является наиболее дорогостоящей и влечет необходимость временного отвлечения из хозяйтвен6ного оборота средств депонированных на аккредитивных счетах.

Расчеты по инкассо. Это банковская операция, при осуществлении которой банк берет на себя обязательство по получению от плательщика платежа, на основании представленных на инкассо документов. Инициатором платежа, и стороной выписывающей распоряжение на списание средств выступает не плательщик, а получатель денежных средств.

Согласно положения Банка России «О безналичных расчетах в Российской Федерации» расчеты по инкассо могут осуществляться с согласия (акцепта) плательщика на платеж, когда он документально подтверждает свое согласие на списание средств со счета, и без акцепта, когда согласия плательщика не требуется. В современной хозяйственной практике используются платежные требования и инкассовые поручения

Платежное требование– требование поставщика к покупателю оплатить на основании направленных в его адрес и обслуживающего его банка расчетных и отгрузочных документов, стоимость поставленной по договору поставки, продукции.

1. - Отгрузка продукции, выполнение работ, оказание услуг;

2. – Выписка и передача платежного требования-поручения вместе с сопроводительными документами в банк-эмитент;

3. – Передача документов в исполняющий банк;

4. – Передача документов для акцепта плательщику;

5. – Акцепт либо отказ от акцепта;

6. – Перечисление средств на счет получателя, при акцепте, или возврат документов при его отсутствии;

7. – Уведомление получателя о зачислении средств на его счет, либо передача документов, подтверждающих отказ от акцепта.

Рис. 5. Схема расчетов с использованием платежных требований, подлежащих акцепту со стороны плательщика

Инкассовые поручения. По действующему законодательству списание денежных средств по инкассовым поручениям производится только в бесспорном порядке.

В том числе для взыскания денежных средств органами, наделенными контрольными функциями (уплата налогов и сборов, уплата средств по решению суда, уплата штрафов), для взыскания по исполнительным документам и в случаях, предусмотренных сторонами по договору, когда банку предоставляется право на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения (требования энергетических, телекоммуникационных и газоснабжающих организаций и т.д.).

1. – Заключение договора банковского счета, предусматривающего возможность безакцептного списания средств по расчетам с определенными контрагентами;

2. – Отгрузка продукции, выполнение работ, оказание услуг;

3. – Выписка и передача платежного требования-поручения вместе с сопроводительными документами в банк-эмитент;

4. - Передача документов в исполняющий банк;

5. – Перечисление средств на счет получателя;

6. – Извещение плательщика о списании денежных средств;

7. – Уведомление получателя о зачислении средств на его счет, либо передача документов, подтверждающих невозможность произвести взыскание.

Рис. 6. Схема расчетов с использованием безакцептных платежных требований – поручений и инкассовых поручений

Очевидное преимущество данной формы расчетов - содействие укреплению договорной дисциплины, главный недостаток – медленная скорость расчетов.