2. Система таможенных платежей
Таможенные платежи — это пошлины, налоги и сборы, взимаемые таможенными органами с участников внешнеэкономической деятельности при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. В соответствии со ст. 318 Таможенного кодекса РФ к таможенным платежам относятся:
ввозная таможенная пошлина;
вывозная таможенная пошлина;
НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;
акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;
таможенные сборы.
Рассмотрим существенные элементы таможенных платежей.
Плательщики таможенных платежей — декларанты и иные лица, на которых Таможенным кодексом РФ возложена обязанность по их уплате (например, таможенный брокер — при декларировании им товаров по поручению декларанта; владелец склада — в отношении товаров и транспортных средств, хранящихся на складе временного хранения). Любое лицо вправе уплатить таможенные платежи за товары, перемещаемые через таможенную границу. Объектом обложения таможенными пошлинами и налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу.
Налоговая база для исчисления таможенных платежей в зависимости от установленных ставок — таможенная стоимость товаров и (или) их количество. Система определения таможенной стоимости основывается на общих принципах таможенной оценки, принятых в международной практике, и законодательно закреплена.
Таможенная стоимость ввозимых товаров исчисляется самим заявителем на основе одного из следующих методов:
по цене сделки с ввозимыми товарами;
по цене сделки с идентичными товарами; по цене сделки с однородными товарами;
вычитания стоимости;
сложения стоимости;
резервному (табл. 1).
Таблица 1. Методы определения таможенной стоимости товаров
Метод | Формула расчета | Примечание |
1 | 2 | 3 |
По цене сделки с ввозимыми товарами | Ст = Цсд + Pн | Ст — таможенная стоимость товара; Цсд — цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимый товар; Рн — накладные расходы вне территории РФ:
|
По цене сделки с идентичными товарами | Cт = Цид + Pн | Цид — цена сделки по товару, идентичному ввозимому (идентичным считается товар, одинаковый с ввозимым по значению и характеристикам, качеству, наличию товарного знака и репутации на рынке, стране происхождения) |
По цене сделки с однородными товарами | Ст = Цод + Рн | Цод — цена сделки по товару, однородному ввозимому (однородным считается товар, который выполняет те же функции, что и ввозимый, является коммерчески взаимозаменяемым, имеет одинаковые характеристики по назначению, качеству, наличию товарного знака и репутации на рынке, стране происхождения) |
Вычитания стоимости | Ст = Цпр - РиРФ | Цпр — цена продажи товара на территории РФ; РиРФ — накладные расходы на территории РФ:
|
Сложения стоимости | Ст = Зи + Рн + Пэ | 3и — затраты изготовителя импортного товара; Пэ — прибыль, получаемая экспортером от продажи товара |
Резервный | Ст = Цмир | Цмир — цена, устанавливаемая таможней с учетом мировых цен на товары (используются официальные прейскуранты цен на товары или торговые предложения фирм по поставкам конкретных товаров и их ценам; издания, содержащие подробное описание конкретного товара и четкое определение структуры цены; биржевые котировки цен; и др.). |
Срок уплаты таможенных платежей устанавливается следующий:
при ввозе — не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию РФ или со дня завершения процедуры внутреннего таможенного транзита,
а при вывозе — не позднее дня подачи таможенной декларации.
Существенное значение для практики таможенного налогообложения имеет деление таможенных платежей на пошлины, налоги и обязательные платежи неналогового характера — таможенные сборы (рис. 2).
Рис. 2. Классификация таможенных платежей
Таможенная пошлина представляет собой обязательный взнос, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Однако вопрос об экономической сущности таможенной пошлины является спорным. Многие экономисты относят ее к налоговой категории, поскольку согласно определению пошлина предполагает оказание услуги. Если сравнить стоимость услуг, оказываемых таможенными: органами участникам внешнеэкономической деятельности, с размерами уплачиваемой ими таможенной пошлины, становится очевидным, что величина последней значительно превосходит эту стоимость. Кроме того, за сам факт таможенного оформления товаров таможенными органами взимаются сборы в установленном размере, которые и являются, по сути, платой за услуги. Однако с 1 января 2005 г. таможенная пошлина была исключена из состава федеральных налогов (ст. 13 Налогового кодекса РФ) и отнесена к неналоговым доходам федерального бюджета (ст. 51 Бюджетного кодекса РФ).
Вывозные (экспортные) пошлины на отдельные виды товаров были введены в России в 1992 г. вместо действовавшего ранее налога на экспорт и просуществовали до середины 1996 г. Отмена вывозных пошлин была обусловлена стремлением России стать членом ВТО. В начале 1999 г. для стабилизации экономической ситуации, повышения доходов федерального бюджета, а также оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности взимание вывозных пошлин было возобновлено. В настоящее время экспортные пошлины имеют широкое применение в таможенной практике России и распространяются в основном на топливно-энергетические и другие сырьевые товары (на которые приходится большая часть российского экспорта), а также рыбопродукты, лесоматериалы и др. Применение экспортных пошлин преследует чисто фискальные цели, чем бы ни было аргументировано их введение.
Ввозные (импортные) пошлины до середины 1992 г. в России не применялись. В течение второй половины 1992 г. действовал временный импортный тариф, который охватывал 14 товарных позиций. В 1993 г. был принят постоянный импортный тариф, перечень подлежащих налогообложению товаров расширился, а ставки таможенных пошлин были дифференцированы от 5 до 50%. В течение последующих лет ставки ввозных таможенных пошлин на отдельные виды товаров многократно изменялись, как правило, в сторону увеличения. В 2001 г. в России произошла унификация импортного тарифа, многие товарные позиции были объединены в группы с едиными ставками таможенных пошлин — 5; 10; 15 и 20%. -
Таможенный тариф представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Ставки таможенных пошлин устанавливаются Правительством РФ.
Различают следующие виды ставок таможенных пошлин:
адвалорные, устанавливаемые в процентах к таможенной стоимости товаров;
специфические определяемые в фиксированном размере за единицу облагаемого товара;
комбинированные, сочетающие адвалорную и специфическую ставки.
Ставки ввозных таможенных пошлин дифференцированы в зависимости от страны происхождения товара. В таможенном тариф установлены базовые ставки таможенных пошлин. Они применяются к товарам, происходящим из стран, в торгово-политических отношениях с которыми Россия применяет режим наиболее благоприятствуемой нации (РНБ). Если же товары ввозятся из стран, к которым Россия не применяет РНБ или страна их происхождения не установлена, то базовые ставки увеличиваются в два раза. Такие ставки получили название максимальных.
Импортные пошлины широко используются в тарифных преференциях. Так, в отношении товаров, ввозимых на территорию РФ происходящих из развивающихся стран — пользователей схемой преференций РФ, ставки таможенных пошлин применяются в размере 75% базовых. Такие ставки получили название преференциальных. Если ввозимые товары происходят из слаборазвитых стран — пользователей схемой преференций РФ и стран — участниц СНГ, то таможенные пошлины не применяются. Важным элементом любого налога являются налоговые льготы, которые применительно к таможенной пошлине называются тарифными льготами. Они не могут носить индивидуального характера. Основной вид тарифных льгот — освобождение от уплаты пошлины.
Льготы в виде освобождения от уплаты пошлины предусмотрены в отношении следующих товаров (за исключением подакцизных):
ввозимых в качестве вклада в уставный капитал организации с иностранными инвестициями в порядке и сроки, установленные учредительными документами;
ввозимых на территорию РФ или вывозимых с нее и предназначенных для официального или личного пользования дипломатическими представителями иностранных государств;
товаров, перемещаемых под таможенным контролем в режиме транзита через таможенную территорию РФ и предназначенных для третьих стран;
в виде российской и иностранной валюты (кроме используемой для целей нумизматики), а также ценных бумаг;
подлежащих обращению в собственность государства в случаях, предусмотренных законодательством РФ;
ввозимых в качестве гуманитарной помощи и в целях ликвидации последствий катастроф и стихийных бедствий;
транспортных средств, осуществляющих международные перевозки грузов, багажа и пассажиров;
ввозимых на таможенную территорию РФ и вывозимых на благотворительные цели по линии государств, правительств, международных организаций, включая оказание технического содействия и др.
НДС при ввозе товаров на территорию РФ стал взиматься с 1 февраля 1993 г. Налоговой базой для исчисления НДС является сумма таможенной стоимости товара, ввозной таможенной пошлины и акциза (по подакцизным товарам). К ввозимым товарам применяются ставки НДС, действующие на территории РФ: 18 и 10%. Статьей 150 Налогового кодекса РФ предусмотрено освобождение от уплаты НДС при ввозе некоторых товаров на таможенную территорию РФ.
Так, НДС не уплачивается при ввозе:
товаров (за исключением подакцизных, ввозимых в качестве безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации (согласно порядку, устанавливаемому Правительством РФ));
важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники; протезно-ортопедических изделий; технических средств, для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов; очков линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных) (по перечню, утверждаемому Правительством РФ);
материалов для изготовления медицинских иммунобиологических препаратов для диагностики, профилактики и (или) лечения инфекционных заболеваний (по перечню, утверждаемому Правительством РФ);
художественных ценностей, передаваемых в качестве дара учреждениям, отнесенным в соответствии с законодательством РФ к особо ценным объектам культурного и национального наследия народов РФ;
всех видов печатных изданий, получаемых государственными и муниципальными библиотеками и музеями по международному книгообмену, а также произведений кинематографии, ввозимых специализированными государственными организациями в целях осуществления международных некоммерческих обменов;
продукции, произведенной в результате хозяйственной деятельности российских организаций на земельных участках, являющихся территорией иностранного государства с правом землепользования РФ на основании международного договора;
технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций;
необработанных природных алмазов;
товаров, предназначенных для официального пользования иностранных дипломатических и приравненных к ним представительств, а также для личного пользования персонала этих представительств, включая членов семей;
валюты РФ и иностранной валюты, банкнот, являющихся законными средствами платежа (за исключением предназначенных для коллекционирования), а также ценных бумаг;
продукции морского промысла, выловленной и (или) переработанной рыбопромышленными предприятиями (организациями) РФ.
Акцизами при ввозе облагаются подакцизные товары по перечню установленному ст. 181 Налогового кодекса РФ. К ввозимым подакцизным товарам применяются единые ставки акцизов, действующие на территории РФ.
Налоговой базой акцизов по ввозимым товарам, по которым установлены адвалорные ставки, является таможенная стоимость, увеличенная на сумму таможенной пошлины; при применении специфических ставок — объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении (объем, масса, количество). При использовании комбинированной ставки налоговая база определяется та же, как при применении адвалорной и специфической ставок.
Таможенный сбор — это платеж, уплата которого является одни из условий совершения таможенными органами действий, связанны с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров.
Размеры сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством РФ. Они дифференцированы в зависимости от таможенной стоимости товаров и ограничены приблизительной стоимостью оказанных услуг — 100 тыс. руб. (табл. 2).
Таблица 2 Размеры сборов за таможенное оформление товаров
Таможенная стоимость товара | Размер сбора за таможенное оформление, руб. |
До 200 тыс. руб. (включительно) | 500 |
Свыше 200 тыс. до 450 тыс. руб. (включительно) | 1000 |
Свыше 450 тыс. до 1200 тыс. руб. (включительно) | 2000 |
Свыше 1200 тыс. до 2500 тыс. руб. (включительно) | 5500 |
Свыше 2500 тыс. до 5000 тыс. руб. (включительно) | 7500 |
Свыше 5000 тыс. до 10 000 тыс. руб. (включительно) | 20 000 |
Свыше 10 000 тыс. до 30 000 тыс. руб. (включительно) | 50 000 |
Свыше 30 000 тыс. руб. | 100 000 |
Размеры сборов за таможенное сопровождение дифференцированы в зависимости от расстояния. Так, за таможенное сопровождение на расстояние до 50 км взимается сбор в размере 2000 руб., от 50 до 100 км — 3000 руб., от 100 до 200 км - 4000 руб., свыше 200 км - 6000 руб. При таможенном сопровождении морских, речных или воздушных судов размер сбора составляет 20 000 руб. и не зависит от расстояния перемещения. Таможенные сборы за хранение на складе временного хранения или таможенном складе таможенного органа уплачиваются в размере 1 руб. с каждых 100 кг веса товаров в день, а в специально приспособленных помещениях для хранения отдельных видов товаров — 2 руб. с каждых 100 кг веса товаров в день.