logo
Принудительно взыскание платежей и налогов

1. Понятие таможенных пошлин, налогов

Согласно Таможенному кодексу таможенная пошлина — обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу. Функция взимания таможенных пошлин в Российской Федерации возложена на государственный орган, уполномоченный в области таможенного дела — Федеральную таможенную службу.

Ставки таможенных пошлин в Таможенном союзе ЕврАзЭС определяются в соответствии с Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О едином таможенно-тарифном регулировании" и зависят от вида товара (по классификации ТН ВЭД), страны происхождения, а также условий, определяющих применение специальных видов пошлин. С 1 июля 2010 года вступил в силу новый Таможенный кодекс Таможенного союза трёх государств: России, Белоруссии и Казахстана. Единый таможенный тариф Таможенного союза утверждён решением Совета ЕЭК № 54 от 16.07.2012.

Определение налога представлено в ст.8 Налогового кодекса РФ. Согласно данному кодексу, налог – Обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

К налогам, взимаемым при перемещении товаров и транспортных средств через Таможенную территорию Таможенного союза, относятся: НДС и акциз.

    1. Экономическая сущность и виды таможенных пошлин

При перемещении товаров через таможенную границу ТС у участника внешнеэкономической деятельности возникает обязанность по уплате таможенных платежей, которые являются экономическим инструментом управления внешнеторговой деятельностью. На протяжении уже двух десятилетий система таможенных платежей постоянно развивается, изменяется и совершенствуется. На современном этапе экономического развития происходят изменения в этой системе в условиях создания и функционирования ТС.

Правовые отношения уплаты таможенных платежей регулируются Таможенным кодексом ТС (далее – ТК ТС), международными договорами государств-членов ТС, решениями Евразийской экономической комиссии (правопреемница Комиссии ТС) и национальным законодательством стран - участниц ТС.

В соответствии с таможенным законодательством ТС система тамо-женных платежей включает в себя следующие виды [2]:

1. Таможенные пошлины:

а) ввозная пошлина;

б) вывозная пошлина;

в) особые виды пошлин:

2. Налоги:

а) налог на добавленную стоимость;

б) акциз.

3. Таможенные сборы:

а) за таможенные операции;

б) за таможенное сопровождение товаров;

в) за хранение товаров.

Функция взимания таможенных платежей в Российской Федерации возложена на Федеральную таможенную службу, как государственный орган, уполномоченный в области таможенного дела.

Экономическая сущность таможенных платежей определяет выполняемые ими функции, среди которых можно выделить две основные:

а) фискальная (пополнение федерального бюджета);

б) регулирующая (влияние на направление движения товаров).

Для начала необходимо разобраться в сущности вывозной таможенной пошлины, которая является обязательным платежом, взимаемым таможенными органами ТС в связи с экспортом товаров.

При вывозе товаров наряду с экспортной также может взиматься се-зонная таможенная пошлина, которая применяемая для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров, носящих сезонный характер, путем корректирования ставок пошлин. К примеру, на период сбора урожая и его реализации устанавливается высокая ставка таможенной пошлины как для защиты отечественного производителя на внутреннем рынке, так и для препятствия вывоза сельскохозяйственных товаров для обеспечения потребностей национального рынка. Ставки сезонных пошлин устанавливаются Правительством РФ. Законодательно установлено, что такой вид пошлин может применяться до полугода.

Являясь инструментом внешнеторговой деятельности, пошлина, как элемент системы таможенных платежей, выполняет фискальную и регули-рующую функции.

Как уже говорилось выше, таможенная пошлина (как экспортная, так и импортная) является существенным источником пополнения доходной части федерального бюджета РФ. В этом и состоит сущность фискальной функции таможенной пошлины, которая в современных условиях развития российской экономики является, к сожалению, наиболее значимой для государства. Общемировая практика показывает, что уровень обложения перемещаемых через таможенную границу товаров в странах с высоким уровнем экономического развития минимален. Между такими показателями как уровень экономического развития и доля таможенных платежей (в том числе и таможенных пошлин) в мире существует обратно пропорциональная зависимость. Это ещё раз доказывает факт того, что наше государство на сегодняшний день находится не на столь высоком уровне своего экономического развития.

Кроме роли источника пополнения федерального бюджета, таможенная пошлина выполняет функцию одного из основных экономических инструментов регулирования перемещения товаров через таможенную границу. Путем установления ставок таможенных пошлин, взимаемых при ввозе товаров на таможенную территорию ТС, государственные органы защищают отечественных производителей от иностранной конкуренции (в том числе недобросовестной), способствуя тем самым протекционистской политике государства. Применение ставок вывозных таможенных пошлин, в свою очередь, способствует предотвращению нежелательного экспорта товаров, стоимость которых на территории государства ниже общемирового уровня цен (к примеру, из-за доступности природных ресурсов в стране их себестоимость минимальна в сравнение с их добычей на территории других государств).

В этом контексте необходимо отметить высокую значимость грамотного установления ставок как ввозных, так и вывозных таможенных пошлин таможенными органами РФ, как государства, носящего именно сырьевой характер экспорта. Ведь именно с помощью высоких ставок таможенных пошлин можно подтолкнуть либо даже вынудить отечественного производителя обрабатывать товары внутри страны, вывозя в результате товары с более высокой степенью обработки по более высоким ценам. Тем самым, производитель сможет как увеличить прибыль от своей внешнеэкономической деятельности, так и способствовать развитию обрабатывающей промышленности внутри страны и росту уровня экономического развития государства в целом.

22 августа 2012 года после 18 лет переговоров РФ официально вступила во Всемирную торговую организацию. Подписанный и ратифицированный Госдумой договор о вступлении в ВТО предполагает значительную либерализацию таможенно-тарифной политики в отношении импортных товаров, снижение заградительных пошлин, отмену части преференций российским производителям. К сожалению, в результате этого вступления наблюдается снижение ставок вывозных таможенных пошлин и на товары с низкой степенью обработки.

Например, после вступления страны в ВТО ожидается снижение по-шлин на вывоз древесины. В рамках квот, которые составляют около 6 млн. кубометров для стран Евросоюза и 286 тыс. кубометров для других государств, таможенная пошлина на вывоз необработанных хвойных пород снизится почти вдвое. В результате экспортировать необработанную древесину станет выгоднее, что может негативно сказаться на российских производителях мебели [5].

Такая политика организации несколько противоречит внешнеэкономической политике РФ, которая велась ранее, а именно принципу эскалации, который был введён для создания барьеров на пути ввоза готовых изделий и стимулирования импорта сырья и механизмов, необходимых для производства и последующего развития обрабатывающего секторы и вывоза товаров с более высокой степенью обработки.

Основной целью функционирования Всемирной торговой организации является либерализация международной торговли, которая заключается в минимизации экономических барьеров при входе компании на зарубежный рынок, а также в устранении нетарифных барьеров и количественных ограничений [6]. В связи с этим государства - члены Всемирной торговой организации при своём вступлении в это интеграционное объединение принимают определённые условия, которые направлены, в основном, на снижение уровня таможенного обложения товаров при их перемещении через таможенную границу участниками внешнеэкономической деятельности для облегчения им процесса расширения рынков сбыта. Таким образом, ставки таможенных пошлин должны быть снижены, но ведь помимо этого вида таможенных платежей существуют иные экономические рычаги воздействия.

К примеру, на новые ввозимые в РФ автомобили таможенная пошлина после вступления в ВТО снижается с 30% до 25%, а затем в течение 7 лет – с 25% до 15%. При этом, с 1 сентября 2012 г. в России действует утилизационный сбор на подержанные иномарки – от 26 800 до 165 200 рублей [5]. От уплаты сбора освобождаются личные автомобили беженцев, дипломатов, раритетные автомобили старше 30 лет и машины, прибывшие с территории ТС.

Таким образом, существуют некие «обходные пути», с помощью которых государство будет пытаться восполнять потери федерального бюджета после вступления в эту всемирную организацию. А ведь потери, действительно, ожидаются существенными. К примеру, по расчётам Института народно-хозяйственного прогнозирования Российской академии наук ежегодно РФ будет терять порядка 1% ВВП (7,2 млрд. долл. в год). Учёные Российской академии сельскохозяйственных наук подсчитали, что только российский Агропром будет терять около 4 млрд. долл. ежегодно. В отношении федерального бюджета Министерством финансов РФ прогнозируются ежегодные потери в 315 млрд. руб. [7].