Основные направления социальной политики российских бизнес-структур
Социальная политика корпораций (крупных бизнес - структур) становится в России значимым компонентом общей социальной политики, реализуемым в тесном взаимодействии с органами местного самоуправления. Эффективность социальной политики для корпораций определяется необходимостью накопления ими социального капитала. Эта политика может быть направлена как на внешнюю социальную среду предприятия, так и на персонал предприятия (условно можно выделять внешнюю и внутреннюю социальную политику). В настоящее время приоритетом в социальном инвестировании российских корпораций является внутренняя социальная политика, рассчитанная на стимулирование и поддержание работников компании. В то же время социальная политика корпораций существенно способствует социальному развитию и обеспечению политической стабильности на территориях их деятельности.
Особое значение для практики развития социального партнерства бизнеса и власти имеет моделирование их взаимодействия. Одни исследователи предлагают трехзонную модель взаимодействия власти и бизнеса.
1. "Белая зона" охватывает формальные практики, такие как регулирование законодательством налоговых отношений, административное и экономическое регулирование бизнеса (регистрация, лицензирование, контроль и принуждение к исполнению установленных норм и т.п.), конкурсы по распределению государственных заказов и т.п. Эта зона отношений власти и бизнеса основывается на создании единых правил игры для всех предпринимателей и на неизбирательном их принуждении государством к выполнению данных правил в случае допущенных кем-либо нарушений.
2. "Серая зона" охватывает неформальные практики поборов с бизнеса, непосредственно не связанные с коррупцией, и практики его неформального торга с властью относительно условий функционирования конкретного бизнеса. Отношения "серой зоны" основаны на заинтересованности сторон в выживании территории, инструментом достижения интересов предпринимателя становится добровольный или добровольно-принудительный взнос (в натуральной или денежной форме) в дофинансирование территории его размещения.
3. "Черная зона" охватывает неформальные криминальные практики, прежде всего коррупцию. Отношения этой зоны основаны на индивидуальных корыстных интересах отдельного чиновника, а инструментом достижения интересов предпринимателя оказываются взятка, вовлечение в бизнес чиновника.
Другие же исследователи выделяют иные модели взаимодействия власти и бизнеса:
- модели "подавления" и "принуждения" предусматривают административное давление. Власть требует от бизнеса определенных вложений в реализацию ее социальных программ и проектов, используя административный аппарат и структуры, призванные осуществлять контроль за деятельностью бизнеса;
- модель "патронажа" предполагает компенсации затрат бизнеса на реализацию социальных программ и проектов за счет определенного доступа для бизнеса к контролируемым властью ресурсам. Эта модель предполагает возможность торга вокруг условий поддержки бизнесом социальных программ и проектов власти;
- модель "невмешательства" власти. Власть не занимает активной позиции по отношению к социальной политике, проводимой бизнесом;
- модель "партнерства", в рамках которой представители власти и бизнеса достигли компромисса. В современных социально-экономических российских условиях эта модель является наиболее приемлемой, работающей по принципу "выгодно каждому - выгодно всем".
Учитывая всё вышесказанное привлечение частного бизнеса к участию в решении социальных проблем гражданского общества является перспективным – т.к. накопленные ими знания и опыт эффективного менеджмента являются остро необходимы.
Исследование политико-правовых механизмов взаимодействия
государства и бизнеса в 2000-2005 годах невозможно без детального анализа
предшествующего периода. Для упрощения исследовательской задачи
обозначим данный период 1985-2005 годами, разделив его на несколько под-
этапов, совпадающих с электоральными циклами.
Мы сможем проанализировать взаимосвязь между состоянием
нормативных баз, регулирующих деятельность экономических агентов,
сменяемостью элит, экономическими и политическими показателями:
1. 1985-1988 годы. Поиск концепции реформ, способных реанимировать
коммунистическую систему, не меняя базовых характеристик ее
функционирования.
2. 1989-1991 годы. Углубление экономических реформ. Выход за
традиционные рамки коммунистической системы при сохранении тезиса о
приверженности «социалистическому выбору». Начало пересмотра
коммунистических традиций по отношению к собственности, начало
конституционных реформ.
3. 1992-1993 годы. Становление новой экономической, политической и
нормативной систем.
4. 1994-1996 годы. Формирование базовых правовых предпосылок,
обеспечивающих достижение макроэкономической стабилизации и
функционирование рыночной экономики и, прежде всего, Гражданского
кодекса (1 и 2 части), а также приватизационного и валютного
законодательства.
5. 1997-1998 годы. Усиление внимания к институциональным
предпосылкам экономического развития. Разработка и принятие
нормативных актов, регулирующих функционирование рыночных
институтов в условиях, как казалось тогда, финансовой стабильности и
начала экономического роста.
6. 1998-2000 годы. Преодоление последствий кризиса, либерализация
экономического и нормативного пространства
7. 2000-2004 годы. Ряд изменений в нормативной системе
ужесточающих контроль за деятельностью предприятий, выстраивание
вертикали власти и смена элит.
8. 2004 –2005 годы. Дальнейшее развитие политико-правовых
отношений между государством и бизнесом.
9. 2005-2009 годы. Снижение влияния бизнеса в отношениях с
государством, влияние мирового финансового кризиса.
Среди политических моделей взаимного влияния государственной
власти и бизнеса можно выделить следующие:5
Модель функционального представительства. В рамках теории
функционального представительства можно оценивать динамику влияния
бизнес ассоциаций на государство, корпоративного бизнеса на политическую
и нормативную системы. Ключевыми параметрами данной модели являются
политические механизмы взаимодействия государства и бизнеса, количество
законопроектов и поправок, инициированных к рассмотрению бизнес –
организациями, а также степень включенности корпоративного бизнеса в
процессы принятия политических процессов.
1.Конфликтная модель. В рамках данной модели взаимодействия
государства и бизнеса рассматриваются через конфликт интересов,
выраженный как в правовой, экономической форме, так и политической
форме. В рамках данной модели рассматривается гипотеза об имущественной
экспансии государства и усиления его роли не только в политической
системе, но и в экономической.
2.Системная модель. Согласно системному анализу, любая система, в том
числе и политическая, имеет следующие характеристики:
система состоит из многих частей;
части составляют единое целое;
система имеет границы.
Политическая жизнь рассматривается как функционирующая система, а
между многообразными аспектами политики и политическими явлениями
существует относительно стабильная взаимосвязь.
3.Нормативная модель. Нормативную модель взаимодействия бизнеса и
власти образуют всевозможные нормы, которые определяют поведение
людей в политической жизни, а именно их участие в процессах выдвижения
требований, превращения этих требований в решения и осуществления
решений. Эти нормы - основные правила участия бизнеса во всех типах
политического процесса.
4.Корпоративистская модель. Гораздо адекватнее суть этой модели
отражает такое понятие, как государственный корпоративизм.
5.В отличие от
предлагаемых автором формул оно несет в себе более основательное
политическое начало и если учесть, что и сама модель выстраивается сверху
и в основном политическими способами, есть резон дать ей именно такое
толкование. Ключевым, здесь выступает политический контроль. Пока ещё
рано утверждать, что эта система уже установилась в России, или процесс ее
становления принял уже необратимый характер, но то, что процесс этот уже
начался, сомневаться не приходится. Если несколько лет назад в
публикациях чаще встречались упоминания о неокорпоративистской модели,
то сейчас речь чаще идет о государственном или, что в данном случае одно и
то же, бюрократическом корпоративизме, который приходит ему на смену
неокорпоративной модели.