logo
9,10,11,12 - 11 неполный!

Основные направления социальной политики российских бизнес-структур

Социальная политика корпораций (крупных бизнес - структур) становится в России значимым компонентом общей социальной политики, реализуемым в тесном взаимодействии с органами местного самоуправления. Эффективность социальной политики для корпораций определяется необходимостью накопления ими социального капитала. Эта политика может быть направлена как на внешнюю социальную среду предприятия, так и на персонал предприятия (условно можно выделять внешнюю и внутреннюю социальную политику). В настоящее время приоритетом в социальном инвестировании российских корпораций является внутренняя социальная политика, рассчитанная на стимулирование и поддержание работников компании. В то же время социальная политика корпораций существенно способствует социальному развитию и обеспечению политической стабильности на территориях их деятельности.

Особое значение для практики развития социального партнерства бизнеса и власти имеет моделирование их взаимодействия. Одни исследователи предлагают трехзонную модель взаимодействия власти и бизнеса.

1. "Белая зона" охватывает формальные практики, такие как регулирование законодательством налоговых отношений, административное и экономическое регулирование бизнеса (регистрация, лицензирование, контроль и принуждение к исполнению установленных норм и т.п.), конкурсы по распределению государственных заказов и т.п. Эта зона отношений власти и бизнеса основывается на создании единых правил игры для всех предпринимателей и на неизбирательном их принуждении государством к выполнению данных правил в случае допущенных кем-либо нарушений.

2. "Серая зона" охватывает неформальные практики поборов с бизнеса, непосредственно не связанные с коррупцией, и практики его неформального торга с властью относительно условий функционирования конкретного бизнеса. Отношения "серой зоны" основаны на заинтересованности сторон в выживании территории, инструментом достижения интересов предпринимателя становится добровольный или добровольно-принудительный взнос (в натуральной или денежной форме) в дофинансирование территории его размещения.

3. "Черная зона" охватывает неформальные криминальные практики, прежде всего коррупцию. Отношения этой зоны основаны на индивидуальных корыстных интересах отдельного чиновника, а инструментом достижения интересов предпринимателя оказываются взятка, вовлечение в бизнес чиновника.

Другие же исследователи выделяют иные модели взаимодействия власти и бизнеса:

- модели "подавления" и "принуждения" предусматривают административное давление. Власть требует от бизнеса определенных вложений в реализацию ее социальных программ и проектов, используя административный аппарат и структуры, призванные осуществлять контроль за деятельностью бизнеса;

- модель "патронажа" предполагает компенсации затрат бизнеса на реализацию социальных программ и проектов за счет определенного доступа для бизнеса к контролируемым властью ресурсам. Эта модель предполагает возможность торга вокруг условий поддержки бизнесом социальных программ и проектов власти;

- модель "невмешательства" власти. Власть не занимает активной позиции по отношению к социальной политике, проводимой бизнесом;

- модель "партнерства", в рамках которой представители власти и бизнеса достигли компромисса. В современных социально-экономических российских условиях эта модель является наиболее приемлемой, работающей по принципу "выгодно каждому - выгодно всем".

Учитывая всё вышесказанное привлечение частного бизнеса к участию в решении социальных проблем гражданского общества является перспективным – т.к. накопленные ими знания и опыт эффективного менеджмента являются остро необходимы.

Исследование политико-правовых механизмов взаимодействия

государства и бизнеса в 2000-2005 годах невозможно без детального анализа

предшествующего периода. Для упрощения исследовательской задачи

обозначим данный период 1985-2005 годами, разделив его на несколько под-

этапов, совпадающих с электоральными циклами.

Мы сможем проанализировать взаимосвязь между состоянием

нормативных баз, регулирующих деятельность экономических агентов,

сменяемостью элит, экономическими и политическими показателями:

1. 1985-1988 годы. Поиск концепции реформ, способных реанимировать

коммунистическую систему, не меняя базовых характеристик ее

функционирования.

2. 1989-1991 годы. Углубление экономических реформ. Выход за

традиционные рамки коммунистической системы при сохранении тезиса о

приверженности «социалистическому выбору». Начало пересмотра

коммунистических традиций по отношению к собственности, начало

конституционных реформ.

3. 1992-1993 годы. Становление новой экономической, политической и

нормативной систем.

4. 1994-1996 годы. Формирование базовых правовых предпосылок,

обеспечивающих достижение макроэкономической стабилизации и

функционирование рыночной экономики и, прежде всего, Гражданского

кодекса (1 и 2 части), а также приватизационного и валютного

законодательства.

5. 1997-1998 годы. Усиление внимания к институциональным

предпосылкам экономического развития. Разработка и принятие

нормативных актов, регулирующих функционирование рыночных

институтов в условиях, как казалось тогда, финансовой стабильности и

начала экономического роста.

6. 1998-2000 годы. Преодоление последствий кризиса, либерализация

экономического и нормативного пространства

7. 2000-2004 годы. Ряд изменений в нормативной системе

ужесточающих контроль за деятельностью предприятий, выстраивание

вертикали власти и смена элит.

8. 2004 –2005 годы. Дальнейшее развитие политико-правовых

отношений между государством и бизнесом.

9. 2005-2009 годы. Снижение влияния бизнеса в отношениях с

государством, влияние мирового финансового кризиса.

Среди политических моделей взаимного влияния государственной

власти и бизнеса можно выделить следующие:5

Модель функционального представительства. В рамках теории

функционального представительства можно оценивать динамику влияния

бизнес ассоциаций на государство, корпоративного бизнеса на политическую

и нормативную системы. Ключевыми параметрами данной модели являются

политические механизмы взаимодействия государства и бизнеса, количество

законопроектов и поправок, инициированных к рассмотрению бизнес –

организациями, а также степень включенности корпоративного бизнеса в

процессы принятия политических процессов.

1.Конфликтная модель. В рамках данной модели взаимодействия

государства и бизнеса рассматриваются через конфликт интересов,

выраженный как в правовой, экономической форме, так и политической

форме. В рамках данной модели рассматривается гипотеза об имущественной

экспансии государства и усиления его роли не только в политической

системе, но и в экономической.

2.Системная модель. Согласно системному анализу, любая система, в том

числе и политическая, имеет следующие характеристики:

 система состоит из многих частей;

 части составляют единое целое;

 система имеет границы.

Политическая жизнь рассматривается как функционирующая система, а

между многообразными аспектами политики и политическими явлениями

существует относительно стабильная взаимосвязь.

3.Нормативная модель. Нормативную модель взаимодействия бизнеса и

власти образуют всевозможные нормы, которые определяют поведение

людей в политической жизни, а именно их участие в процессах выдвижения

требований, превращения этих требований в решения и осуществления

решений. Эти нормы - основные правила участия бизнеса во всех типах

политического процесса.

4.Корпоративистская модель. Гораздо адекватнее суть этой модели

отражает такое понятие, как государственный корпоративизм.

5.В отличие от

предлагаемых автором формул оно несет в себе более основательное

политическое начало и если учесть, что и сама модель выстраивается сверху

и в основном политическими способами, есть резон дать ей именно такое

толкование. Ключевым, здесь выступает политический контроль. Пока ещё

рано утверждать, что эта система уже установилась в России, или процесс ее

становления принял уже необратимый характер, но то, что процесс этот уже

начался, сомневаться не приходится. Если несколько лет назад в

публикациях чаще встречались упоминания о неокорпоративистской модели,

то сейчас речь чаще идет о государственном или, что в данном случае одно и

то же, бюрократическом корпоративизме, который приходит ему на смену

неокорпоративной модели.