logo
ТИН 07

Глоссарий

Акцизы – косвенные налоги, которые взимаются в процессе движения доходов и оборота товаров, работ и услуг, в виде надбавки к цене товара, а также тарифа на работы или услуги и, как правило, оплачиваются потребителем.

Встроенный стабилизатор налоговый — механизм, обеспечивающий воздей­ствие на величины налоговых поступлений, на размер государственного бюджета в периоды колебаний экономической активности без вмеша­тельства иных регулирующих механизмов. Способствует увеличению дефицита государственного бюджета при снижении налоговых поступ­лений в период экономической рецессии и снижению его дефицита при увеличении налоговых поступлений в период экономического оживления.

Государственный внебюджетный фонд — фонд денежных средств, образуе­мый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Фе­дерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социаль­ное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Достижение оптимальности по Парето в налогообложении — ситуация, когда у государства нет иной возможности, чтобы улучшить положение одних налогоплательщиков без одновременного ухудшения положения других.

Единица налога — элемент налога, представляющий собой количественную меру изменения объекта обложения и характеризующий условную единицу принятого масштаба налога, используемую для количественно­го выражения налоговой базы (1 руб., 1 л.с, 1 л, 1 т, 1 га).

Источник налога – элемент обложения, характеризующий экономический показатель (фонд) налогоплательщика, за счет которого уплачивается налог. Объект налога и источник налога, из которого выплачивается налог, могут не совпадать вследствие временных и экономических факторов.

Источники налогового права — взаимосвязанная совокупность нормативных правовых актов, в которых содержатся нормы налогового права: Конституция РФ, Решения Конституционною суда Российской Федерации, Международные договоры Российской Федерации, Федеральные конституционные законы Российской Федерации, иные федеральные законы, содержащие отдельные нормы налогового права, подзаконные нормативные правовые акты.

Кейнсианство — экономическое учение середины XX в. о необходимости и значимости государственного регулирования экономики посредством активного использования государством методов налоговой, бюджетной, денежно-кредитной политики, согласно которому целенаправленное использование этих методов позволит стимулировать эффективный спрос и предотвратить цикличность развития экономики.

Классификация налогов — обоснованное разнесение налогов и сборов по группам, произведенное на основании определенных признаков и обусловленное целями систематизации.

Классическая политическая экономия — экономическое учение XVIII- XIXвв. о целесообразности абсолютного невмешательства государства в функционирование механизмов рыночной саморегуляции, согласно которому объективные экономические законы как «невидимая рука» рынка наилучшим образом будут обеспечивать развитие экономики. Основоположниками классической политической экономии являются А. Смит, Д. Рикардо.

Косвенные налоги — условное понятие, обычно обозначающее группу нало­гов на товары и услуги, которые включаются в виде надбавки к продаж­ным ценам (тарифам), оплачиваются в конечном итоге потребителями и потому успешно перелагаются на них в процессе обмена ценностями.

Механизм управления налоговой системой (налоговый механизм) — совокуп­ность правовых норм, организационных мер и различных рычагов воз­действия, определяющих порядок управления и функционирования на­логовой системой страны и направленных на приведение этой системы в соответствие с целями, моделью и методами государственной налого­вой политики.

Мультипликатор — множитель или коэффициент, характеризующий зави­симость изменения одного показателя на величину изменения другого показателя; категория, используемая в экономической теории для характеристики сложных взаимосвязей, где имеет место мультипликативный эффект.

Мультипликатор государственных расходов — коэффициент, показывающий величину изменения ВВП, полученного в результате изменения государ­ственных расходов (как правило, больше единицы), т.е. увеличение го­сударственных расходов приводит к существенно большему увеличению ВВП.

Мультипликатор налоговый — коэффициент, показывающий величину из­менения ВВП, полученного в результате изменения налоговых поступ­лений (всегда меньше единицы), т.е. увеличение налоговых изъятий приводит к существенно меньшему снижению ВВП.

Налог как финансовая категория — важнейшая экономико-правовая категория, представляющая собой совокупность денежных отношений, опосредующих движение части стоимости валового (чистого) продукта общества от налогоплательщиков к государству в форме законодательно установленных обязательных платежей в государственную казну для покрытия расходов государства при выполнении им общественно-необходимых функций.

Налоговая база — обязательный элемент, характеризующий количественное выражение объекта налогообложения, к которому применяется налого­вая ставка.

Налоговая декларация — это официальное заявление уста­новленной формы, в котором налогоплательщик представляет налоговым органам информацию, характеризующую элементы налогообложения (объект налогообложения, на­логовая база, налоговые льготы). Эти и другие данные необходимы для исчисления и уплаты налогового оклада, а в отдельных случаях — для зачета или возврата средств из бюджета.

Налоговая льгота — предоставление налоговым законодательством отдель­ным категориям налогоплательщиков (плательщикам сборов) исключи­тельных преимуществ, включая возможность не уплачивать налог (сбор) или уплачивать их в меньшем размере.

Налоговая нагрузка номинальная — показатель, характеризующий отношение суммы начисленных налогов и сборов к величине произведенного обще­ственного продукта (добавленной стоимости, дохода).

Налоговая нагрузка реальная — показатель, характеризующий отношение суммы фактических поступлений налогов и сборов к величине произве­денного общественного продукта (добавленной стоимости, дохода).

Налоговая политика — комплекс стратегических и тактических мероприятий в области управления налоговым процессом в ходе осуществления общей социально-экономической политики, которые направлены на максимально возможную реализацию всех функций налогов в целях достижения определенного эффекта (результата), связанного с достаточным наполнением бюджета средствами и сглаживанием неравенства в доходах населения.

Налоговая политика дискреционная — сознательное манипулирование налогами (ставками, льготами, режимами) и государственными расхо­дами, осуществляемое правительством для изменения уровня занято­сти, контроля за инфляцией и стимулирования экономического роста. В период экономического спада правительством должна применяться стимулирующая фискальная политика, ориентированная на уменьшение налогового бремени и создание бюджетного дефицита, т.е. на пре­вышение госрасходов над налоговыми поступлениями. В период подъ­ема должна применяться сдерживающая фискальная политика, направ­ленная на повышение налогового бремени и создание бюджетного профицита, т.е. на превышение налоговых поступлений над государст­венными расходами.

Налоговая политика недискреционная — это автоматическое изменение налоговых поступлений и государственных расходов, наблюдаемое в ре­зультате изменения совокупного дохода (ВВП), где автоматизм обеспе­чивается за счет действия встроенного налогового стабилизатора.

Налоговая система — закрепленная в налоговом законодательстве комбинация налоговых форм и видов налоговых платежей, элементов, принципов налогообложения, а также прав, обязанностей и ответственности субъектов налоговых отношений (налогоплательщиков, налоговых агентов, органов, осуществляющих контроль и управление налоговым процессом).

Налоговое администрирование — управление налоговым процессом на государственном уровне, осуществляемое налоговыми и иными органами (налоговыми адми­нистрациями), обладающими определенными властными полномочиями в отношении налогоплательщиков и плательщиков сборов.

Налоговое бремя (нагрузка) — показатель, характеризующий совокупное воздейст­вие налогов на экономику страны в целом, на отдельный хозяйствую­щий субъект или иного плательщика, который определяется как доля произве­денного общественного продукта (добавленной стоимости, дохода), перераспределяющаяся в пользу государства посредством налого­обложения.

Налоговое обязательство — налоговое правоотношение, в силу которого налогоплательщик обязан выполнить все необходимые требования по правильному исчислению, полной и своевременной уплате налогового оклада, а государство в лице уполномоченных органов вправе требовать от него исполнения данного обязательства.

Налоговые администрации — государственные налоговые и иные органы, которым на законодательной основе предоставлены определенные вла­стные (административные) полномочия в отношении налогоплательщи­ков, налоговых агентов и плательщиков сборов.

Налоговый иммунитет — льгота, освобождающая от обязанности по уплате налогов отдельные категории лиц, имеющих особо привилегированное положение либо соответствующий статус согласно нормам международ­ного и (или) национального права.

Налоговый контроль — комплекс мероприятий, реализуемый налоговыми администрациями, по проверке законности и обоснованности действий налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов и иных лиц в целях обеспечения ими полноты, правильности и своевременно­сти исчисления и уплаты налогов и сборов, а также исполнения ими иных обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

Налоговый оклад — вспомогательный элемент, характеризующий сумму налога, причитающуюся к уплате налогоплательщиком с одного объекта налогообложения.

Налоговый период — обязательный элемент, характеризующий срок, по ис­течении которого завершается процесс формирования налоговой базы и определяется конечный размер налогового обязательства.

Носитель налога – лицо, на которое ложится налоговое бремя в процессе переложения налогов.

Объект налогообложения — обязательный элемент, характеризующий юри­дический факт (действие, событие, состояние) по отношению к предме­ту налогообложения, который обусловливает возникновение обязанно­сти субъекта по уплате налога.

Переложение налога — процесс перенесения бремени уплаты налога с плательщика на иных лиц (носителей налога), осуществляе­мый через соответствующее повышение продажных цен (переложение вперед — на покупателей) или снижение покупных цен (переложение назад — на поставщиков).

Подати, тягости —принуди­тельные изъятия в пользу государства натуральных по­винностей и обязательных денежных платежей.

Признаки налога — неотъемлемые существенные свойства налога универ­сального характера, по наличию полной совокупности которых в зако­нодательной практике из всей совокупности обязательных платежей в пользу государства можно идентифицировать налоговые платежи. Нало­гу присущи признаки: императивности (обязательности), законности, индивидуальной безвозмездности, периодичности (регулярности) уплаты и цели — уплаты в целях финансового обеспечения деятельности госу­дарства.

Принципы налогообложения — четыре максимы налогообложения: справедливости, определенности, удобности и экономии налогообложения, предложенные в рамках классической налоговой теории А. Смитом, впо­следствии названные «Великой хартией вольностей плательщика».

Прогрессивное налогообложение — обложение, предполагающее применение возрастающих налоговых ставок при увеличении налоговой базы.

Пропорциональное налогообложение — обложение, предполагающее приме­нение неизменных налоговых ставок вне зависимости от величины на­логовой базы.

Прямые налоги — налоги с доходов и имущества налогоплательщиков, которые практически невозможно (трудно) переложить, как правило, это реальные (имущественные) и личные налоги.

Регрессивное налогообложение — применение убывающих налоговых ставок при увеличении налоговой базы.

Сбор — это обязательный, индивидуально возмездный и законодательно установленный государством платеж, уплачиваемый организациями и физическими лицами с целью получения ими от уполномоченных орга­нов и должностных лиц юридически значимых действий.

Таможенные пошлины (ввозные, вывозные, транзитные) — как правило, это косвенные налоги, облагающие соответственно ввоз, вывоз или транзит товаров через таможенную границу страны. В настоящее время в нашей стране таможенные пошлины являются неналоговым обязательным пла­тежом, взимаемым таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию или вывозе товара с этой территории и являющимся неотъемлемым условием его ввоза или вывоза.

Теории единого налога — группа частных налоговых теорий XVII—XIX вв., обосновывающих целесообразность замены множества налогов единственным (исключительным) налогом с какого-либо одного объекта налогообложения (земли, недвижимости, расходов и т.п.).

Теория налоговая — система обобщенных положений и научных взглядов на сущность и природу налогов, их роль и значение в экономической, социальной и политической жизни общества.

Теории налоговые общие — учения, объектом исследования которых является природа и экономическая сущность налога и налогообложения в целом, а предметом исследования выступает обоснование отношений, складывающихся между экономическими субъектами и государством в процессе установления и взимания налогов.

Теории налоговые частные — учения, объектом исследования которых явля­ется какой-либо отдельный проблемный аспект налогообложения, а предметом исследования выступает обоснование отношений, склады­вающихся между экономическими субъектами и государством в процес­се реализации данной проблемы.

Фискальная политика дискреционная — сознательное манипулирование налогами (ставками, льготами, режимами) и государственными расхо­дами, осуществляемое правительством для изменения уровня занято­сти, контроля за инфляцией и стимулирования экономического роста. В период экономического спада правительством должна применяться стимулирующая фискальная политика, ориентированная на уменьшение налогового бремени и создание бюджетного дефицита, т.е. на пре­вышение госрасходов над налоговыми поступлениями. В период подъ­ема должна применяться сдерживающая фискальная политика, направ­ленная на повышение налогового бремени и создание бюджетного профицита, т.е. на превышение налоговых поступлений над государст­венными расходами.

Фискальная политика недискреционная — это автоматическое изменение налоговых поступлений и государственных расходов, наблюдаемое в результате изменения совокупного дохода (ВВП), где автоматизм обеспечивается за счет действия встроенного налогового стабилизатора.

Элементы налогообложения обязательные — количественные и качественные характеристики и параметры, без определения которых невозможно установление на законодательном уровне обязанности налогоплательщиков по уплате налогов и сборов. В нашей стране к таковым относятся: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисле­ния налога, порядок и сроки уплаты налога.

Элементы налогообложения факультативные — дополнительные характеристики, раскрытие которых при установлении обязательства по уплате налогов и сборов возможно, но отсутствие которых не может приводить к ситуации, когда это обязательство будет считаться не установленным. К таковым относятся: налоговые льготы и основания для их примене­ния, порядок возмещения налога, отчетный период, налоговая деклара­ция, налоговый учет, получатель налога и др.