logo
Экономический анализ

8. Анализ и управление объемом производства и продаж

Объем производства и объем реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать.

Для характеристики объема производства и реализации продукции используются следующие показатели – валовая, товарная и реализованная продукция.

Валовая продукция – это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается обычно в сопоставимых ценах.

Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства. Выражается она обычно в оптовых ценах, действующих в отчетном году.

На многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.

Реализованная продукция или объем продаж – это полученная от покупателей выручка за стоимость отгруженной продукции, на которую перешло право собственности.

Объем производства и реализации продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и стоимостных измерителях.

Натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.) используют при анализе выполнения производственной программы по отдельным видам однородной продукции. Достоинством натуральных показателей является их сопоставимость в любой момент времени, что делает возможным их применение без предварительной подготовки.

Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции. Например, на ремонтных предприятиях используется такой показатель, как количество условных ремонтов; в сельском хозяйстве – количество условных эталонных гектар, на консервных заводах – количество условных банок и т.д.

Стоимостные показатели для анализа объема производства и реализации продукции должны быть приведены в сопоставимый вид.

Для устранения влияния инфляционного фактора в современных условиях могут применяться следующие методы:

- пересчета объема производства продукции за отчетный год по ценам аналогичной продукции базисного периода (по относительно небольшой номенклатуре выпускаемой продукции);

- корректировки на агрегатный индекс изменения цен () по группе однородных товаров (работ, услуг) или по отрасли в целом:

 

Целесообразно определять следующие показатели динамики объема производства и реализации продукции:

1. Абсолютный прирост объема производства за анализируемый период по сравнению с предыдущим периодом, который позволяет дать оценку скорости изменения и определяется по формуле:

 

где Q1- объема производства за анализируемый период;

Q0- объема производства за предыдущий период.

2. Общий прирост продукции за рассматриваемые годы:

где n - число лет, за которые рассматривается динамика объема товарной продукции.

3. Среднегодовой абсолютный прирост продукции, определяемый путем деления общего прироста продукции на число лет:

4. Темп роста (ТР) (динамический индекс) и темп прироста (ТПр) продукции (цепной индекс), которые позволяют измерить интенсивность и направление изменения выпуска продукции за рассматриваемые годы:

5. Среднегодовой темп роста () и среднегодовой темп прироста продукции (), определяемые по формуле средней геометрической:

На практике организации очень важно добиться пропорционального соотношения между темпами роста различных видов продукции. Считается, что оптимальным является следующее неравенство:

В этом случае растущий объем производства обеспечивает не только выполнение плана поставок, но поддержание необходимого запаса готовой продукции, который может понадобиться в случае непредвиденных обстоятельств.