Классификация налогов и методики определения налоговой нагрузки.
Налоги, входящие в налоговую систему РФ, классифицируются:
1. По способу изъятия:
- прямые – налоги, непосредственно падающие на плательщика, которые не могут быть переложены в сфере обращения и связаны с результатом финансово-хозяйственной деятельности, оборотом капитала и пр. (налог на прибыль предприятий, подоходный налог, налоги на имущество и пр.)
- косвенные – налоги на товары и услуги, устанавливаемы в виде надбавки к цене или определяются в зависимости от размера добавленной стоимости, оборота и уплачиваемы конечным потребителем (НДС, налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины, налог на реализацию ГСМ)
2. По субъекту налога:
- с физических лиц (подоходный налог, налог на имущество физ. лиц и пр.)
- с юридических лиц (налог на прибыль, налог на имущество юр. лиц, пр.)
- смешанные (налог на рекламу, взносы в гос. соц. внебюджетные фонды, таможенные пошлины)
3. По уровню власти:
- федеральные (НДС, акцизы, налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физ. лиц, взносы в гос. соц. внебюджетн. фонды и пр.)
- региональные (налог на имущество организаций, дорожный налог, налог с продаж и пр.) - местные (земельный налог, налог на имущество физ. лиц, налог на рекламу и пр.)
4. По назначению:
- общие – обезличивание налогов в доходах бюджета при направлении их на расходы (НДС, налог на прибыль и пр.)
- целевые – происходит привязка налогов к конкретным видам расходов бюджета (дорожный налог, земельный налог, взносы во внебюджетные фонды, пр.)
5. По источнику уплаты налоговых сумм:
- себестоимость – налоги, включаемые в себестоимость продукции (ресурсные платежи, взносы во внебюджетные фонды социального характера, лесной налог и пр.)
- цены и тарифы (выручка) – налоги, включаемые в выручку (это косвенные налоги) (НДС, налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины)
- финансовый результат (налог на рекламу, налог на имущество предприятий, земельный налог)
- доход (прибыль, зарплата) – налоги на прибыль или доход юридических и физических лиц (налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физ. лиц, единый налог на вмененный доход)
- чистая прибыль – налоги и сборы, вносимые в бюджет за счет прибыли, после уплаты налога на прибыль (штрафы, пени за нарушение налогового законодательства).
6. По объекту налогообложения:
- имущественные - ресурсные (рентные)
- с доходов - налоги на потребление
- с отдельных видов деятельности, операций
7. По методу исчисления:
- прогрессивные / регрессивные
- пропорциональные / линейные
- ступенчатые / твердые
8. По способу обложения:
- кадастровые / безналичные
- декларационные / налично-денежные
9. По фискальной потребности:
- раскладочные – размер определяется исходя из потребностей в финансировании конкретных видов расходов (строительство дорог, заводов и пр.) (в РФ таких нет)
- количественные – учитывают финансово-экономические, имущественные возможности налогоплательщиков
10. По порядку зачисления в бюджет:
- закрепленные – постоянно или на долговременной основе закреплены за данным бюджетом
- регулирующие – поступающие из вышестоящего бюджета в целях погашения дефицита бюджета
11. По порядку ведения:
- общеобязательные – устанавливаются федеральным законодательством и взимаются на всей территории страны (НДС, акцизы, налог на прибыль, подоходник, налог на имущество и пр.).
- факультативные – вводятся нормативными актами субъектов РФ или местными органами самоуправления (налог с продаж, единый налог на вмененный доход).
Применяемые методики определения налоговой нагрузки различаются, как правило, только по двум основным направлениям:
- по структуре налогов, включаемых в расчет при определении налогового бремени;
- по показателю, с которым сравнивают уплачиваемые налоги.
Методика 1. Уровень налоговой нагрузки представляет собой отношение всех уплаченных организацией налогов к выручке, включая выручку от прочей реализации.
Методика 2. Сумма уплаченных налогов и платежей во внебюджетные фонды увеличивается на сумму недоимки по налоговым платежам. Иными словами, налоговая нагрузка определяется не уплаченными организацией налогами, а суммой налогов, которая должна быть уплачена, то есть суммой начисленных платежей.
Методика 3. По этой методике показатель налоговой нагрузки определяется как отношение всех налогов к сумме источника средств для их уплаты.
Методика 4. Налоговую нагрузку как функцию типа производства, изменяющуюся в зависимости от колебаний затрат на материальные ресурсы, оплату труда или амортизацию.
Государственный кредит как экономическая и финансовая категория.
Государственный кредит представляет собой одну из форм существования государственных финансов наряду с бюджетами и внебюджетными государственными фондами и входит в число основных способов привлечения государством дополнительных денежных средств и увеличения его финансовых возможностей.
Государственный кредит – это особая, во многом обособленная часть финансовой системы. Она имеет свои источники доходов, их особое назначение и порядок использования.
Существование государственного кредита вполне закономерно, так как кредитное финансирование расходов государства обусловлено объективным противоречием между действием закона неуклонного возрастания общественных потребностей и ограниченными бюджетными возможностями государства.
Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений – финансов и кредита – и несет черты как тех, так и других. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т. е. и внебюджетных фондов.
Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий. Он имеет добровольный характер.
Государственный кредит отличается от других видов кредита. При заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.
На уровне центрального правительства государственные займы не имеют конкретного целевого характера.
Как финансовая категория государственный кредит выполнял три функции финансов: распределительную, регулирующую и контрольную.
Управление государственным кредитом.
Управление государственным кредитом – совокупность действий государства, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга, выпуском и размещением новых займов, регулированием рынка государственного кредита. Регулируют и осуществляют эту деятельность Минфин и ЦБ РФ, которые определяют общий объем бюджетного дефицита и характер займов, необходимых для его финансирования, разрабатывают кредитную политику и ее институциональное обеспечение.
В системе действий по управлению государственным кредитом важнейшим является обслуживание и погашение государственного долга, поскольку все затраты такого рода осуществляются за счет бюджетных средств, создавая для бюджета дополнительную нагрузку, а несвоевременность выплат ведет к увеличению суммы долга за счет штрафных санкций.
Рефинансирование – это погашение старой задолженности путем выпуска новых займов.
Конверсия – изменение доходности займов.
Консолидация – изменение срока действия уже выпущенных займов в сторону увеличения или сокращения. Она предполагает облегчение условий выплаты долга в виде отсрочки платежей и погашения.
Унификация займов – объединение нескольких займов в один, когда облигации уже выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа.
Отсрочка погашения займа отличается от консолидации тем, что в этом случае не только отодвигаются сроки погашения, но и, как правило, прекращается выплата доходов.
- Финансы как историческая и экономическая категория.
- Финансы как неотъемлемая часть денежных отношений.
- Роль и сущность финансов в процессе расширенного воспроизводства.
- Распределительная, перераспределительная и контрольная функции финансов.
- Финансовая система. Централизованные и децентрализованные финансы.
- Сущность управления финансами, финансовая политика.
- Типы финансовой политики.
- Сущность, роль и функции бюджета государства.
- Бюджетная система и бюджетное устройство.
- Принципы функционирования бюджетной системы.
- Консолидированный бюджет рф.
- Сущность и принципы финансово-бюджетного федерализма.
- Доходы и расходы федерального бюджета.
- Сущность и значение бюджетной классификации.
- Классификация доходов и расходов бюджета рф.
- Сущность межбюджетных отношений.
- Бюджетный процесс и его участники.
- Сущность, состав и роль территориальных финансов.
- Доходы территориальных бюджетов.
- Регулирование территориальных бюджетов и их расходы.
- Принципы организации налоговой системы, ее влияние на деятельность хозяйствующих субъектов.
- Классификация налогов и методики определения налоговой нагрузки.
- Понятие и формы государственного долга. Внутренний и внешний долг рф.
- Управление государственным долгом.
- Понятие, функции и виды рынка ценных бумаг.
- Инфраструктура рынка ценных бумаг.
- Фондовая биржа.
- Регулирование рынка ценных бумаг.
- Понятие, свойства, признаки и классификация ценных бумаг.
- Понятие и классификация акций, облигаций, векселей.
- Понятие и виды государственных ценных бумаг.
- Производные ценные бумаги.
- Понятие и классификация валюты.
- Валютная система.
- Понятие, виды и регулирование валютного курса.
- Понятие, функции и виды валютного рынка.
- Признаки, субъекты и объекты валютного рынка.
- Международный валютный фонд.
- 41. Международный банк реконструкции и развития.
- 42.Сущность и принципы социально обеспечения.
- 43. Содержание и виды пенсионного обеспечения.
- 44. Социальные пособия.
- 45. Социальные компенсации.
- 46. Государственные федеральные внебюджетные фонды
- 47.Пенсионный фонд Российской Федерации
- 49.Фонд Обязательного Медицинского Страхования
- 50. Сущность и система финансового контроля
- 51. Принципы организации финансового контроля.
- 52.Формы и методы финансового контроля.
- 53. Сущность, задачи и функции государственного финансового контроля.
- 54. Счётная палата Российской Федерации
- 55. Финансовый контроль Правительства рф и Президента рф
- 56. Сущность и функции страхования
- 57.Основные понятия, классификация и формы страхования.
- 58.Личное страхование.
- 59.Имущественное страхование
- 60. Страхование ответственности
- 61.Страховой рынок и его структура
- 62.Принципы функционирования страхового рынка
- 64. Системы страхования.
- 65. Возникновение денег и их необходимость.
- 66. Сущность и функции денег.
- 67. Действительные деньги. Бумажные деньги.
- 68. Кредитные деньги. Электронные деньги.
- 69. Денежный оборот. Денежная масса.
- 70. Закон денежного обращения.
- 72. Понятие и элементы денежной системы.
- 73. Денежная система металлического обращения.
- 74. Денежная бумажно-кредитная система.
- 75. Принципы функционирования денежной системы.
- 76. Эмиссия денежных знаков.
- 77. Регулирования денежного обращения рф
- 78. Принциппы организациии безналичных расчетов. Значение безналичных расчетов.
- 79. Межбанковские расчеты.
- 80. Субъекты и механизмы организации безналичных расчетов.
- 81. Формы безналичных расчетов.
- 82. Сущность кредита. Функции кредита.
- 83. Условия существования кредита.
- 84. Принципы кредитования.
- 85. Субъекты и объекты кредитных отношений.
- 86. Ссудный процент.
- Классификация кредитов.
- Функции Центрального банка рф.
- Регулярный контроль Центрального банка рф за деятельностью кредитных организаций.
- Понятие, цели, задачи и операции коммерческого банка.
- Виды коммерческих банков.
- Собственный капитал коммерческого банка.
- Доверительное управление как услуга банков.
- Система обязательного страхования вкладов.
- Домашние хозяйства как субъект экономической системы.
- Функции финансов и финансовые ресурсы домохозяйств.
- Бюджет домашнего хозяйства, его доходы и расходы.
- Понятие, функции и принципы финансов организаций.
- Понятие и состав капитала коммерческой организации.
- Активы и пассивы организации.
- Понятие и источники инвестиций организации.
- Понятие и принципы инвестиционной деятельности.
- Понятие инвестиционного цикла.
- Субъекты и объекты инвестиций.
- Эффективность инвестиций.
- Понятие, формы и особенности реального инвестирования.
- Управление реальным инвестированием.