logo
5ballov-41092

Планирование поступления акцизов

Планирование поступления тех или иных налогов в бюджет входит в процесс планирования бюджета как одна из главных его составляющих. Цель бюджетного планирования – на основе сложившихся тенденций, конкретных социально-экономических условий и перспективных оценок разработать и обосновать оптимальные пути развития бюджета и на этой основе дать предложения по его укреплению. Своевременный учет результатов такого прогнозирования является важным условием для принятия наиболее эффективных мер в финансовой политике государства, региона.

Финансово-бюджетное прогнозирование является сравнительно молодой отраслью науки. Ее развитие связано с необходимостью составления сводных финансовых балансов на перспективу. Существенный вклад в разработку методов перспективных финансовых расчетов внесли А.М. Волохов, В.А. Галанов, Л.П. Евстегнеева, В.С. Павлов, Г.Б. Поляк, Г.Я. Шахова.

Прогнозирование налоговых поступлений связано с разработкой перспективных комплексных планов экономического и социального развития территорий. При разработке прогноза поступлений налогов могут быть использованы 3 основных метода:

  1. Метод экстраполяции, т.е. составление перспективы исходя из практики предшествующих периодов. Однако этот метод пригоден для прогнозирования поступлений таких акцизов, которые имеют более или менее стабильный характер. Таким образом удобно подсчитывать акцизы на газ, нефть, бензин, сигареты и алкогольную продукцию. При расчете берутся данные по оборотам подакцизных товаров в натуральном выражении в предыдущем периоде, корректируются на предполагаемый экономический рост и на основании этих данных рассчитываются предполагаемые поступления, исходя из планируемых цен и изменений в налоговом законодательстве.

  2. Метод экспертных оценок, т.е. прогноз, строящийся на базе оценок, сделанных и обоснованных компетентными специалистами в отдельных отраслях науки и народного хозяйства, также не лишен недостатков, поскольку имеет элемент субъективизма. Тем не менее, важность данного метода может быть подтверждена следующим примером. Августовский финансовый кризис привел к резкому повышению курса американского доллара по отношению к рублю и, следовательно, привел к росту цен на легковые автомобили иностранного производства, что в свою очередь привело к росту продаж отечественных производителей и значительно изменило структуру поступлений акциза на легковые автомобили. Естественно, что поступления от данного акциза значительно изменились. Такие изменения невозможно прогнозировать методом экстраполяции.

  3. Применение 2-х первых методов одновременно, при этом используются как объективные тенденции развития, так и мнение экспертов.

Одним из способов экстраполяции могут быть линии регрессии, надежность которых повышается при построении многошаговых корреляционных моделей, ставящих прогнозируемые бюджетные показатели в зависимость от нескольких переменных. Поэтому работу над прогнозом следует начать с выявления и изучения факторов (переменных величин), влияющих на поступление акцизов. К таким факторам следует относить развитие производительных сил страны, демографические изменения, внешнеэкономическая ситуация и т.д.

Например, наиболее простой моделью применяемой при регрессионном анализе может послужить следующего уравнения линейного вида:

y=a0+a1x,

где

y – объем акцизных поступлений;

x – произведенный национальный доход;

a0, a1 – коэффициенты регрессии, определяющие ее конкретный вид на основе исходных данных.

При планировании объемов поступления следует использовать глубокий экономический и статистический анализ сложившихся тенденций, позволяющий в среднем с определенной вероятностью нивелировать влияние множества факторов, выявить наиболее общее в совокупности тенденций.

Краткосрочное планирование поступлений акцизов можно осуществлять на основе отчетности предприятий производящих и реализующих подакцизную продукцию.