2.1. Инвестиционная политика в переходной экономике Республики Беларусь: направление, проблемы государственного регулирования, особенности реализации, тенденции
С целью максимизации эффективности проведения инвестиционной политики в Республике Беларусь принято ряд законопроектов и программ с целью правового регулирования и поддержания развития инвестиционной деятельности.
Основным документом в сфере инвестиций является «Инвестиционный кодекс Республики Беларусь». Он определяет основные правовые условия осуществления инвестиционной деятельности и направлен на ее стимулирование и государственную поддержку, а также на защиту прав инвесторов на территории Республики Беларусь.
Немаловажным является также постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 декабря 2001г. №1795 «о консультативном совете по иностранным инвестициям при Совете Министров Республики Беларусь.» , принятое в целях повышения эффективности работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику республики, обеспечения проведения последовательной государственной политики в этой области
Национальная программа привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2010 года, разработанная по поручению Совета Министров Республики Беларусь, определяет условия формирования благоприятного инвестиционного климата, главные направления и механизмы привлечения отечественных и иностранных инвестиций. При ее разработке учтены результаты выполнения мероприятий, утвержденных в 1996 г. в рамках Национальной программы привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь, а также принятые в последующие годы нормативные правовые акты, ключевые положения Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь до 2010 г., Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы.
Оценка инвестиционной привлекательности территории является важнейшим аспектом принятия любого инвестиционного решения. Чем сложнее ситуация в стране, тем в большей степени опыт и интуиция инвестора должны опираться на результаты экспертной оценки инвестиционного климата. Инвестиционный климат - это обобщенная характеристика совокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политических предпосылок, предопределяющих целесообразность инвестирования в ту или иную хозяйственную систему.
История сравнительных оценок инвестиционной привлекательности, или инвестиционного климата, насчитывает более 30 лет. В Японии и некоторых других странах используются описательные характеристики инвестиционного климата без попыток его количественной оценки.
В США публикуется "ежегодная статистическая карта", которая включает 4 обобщенных показателя инвестиционного климата: экономическую эффективность инвестиций, деловую жизнеспособность, потенциал развития территории и основные составляющие налоговой политики.
Как правило, в зарубежных странах оценку инвестиционного климата осуществляют применительно к макроэкономической сфере.
Позиции Республики Беларусь и других стран СНГ в зарубежных рейтингах сегодня незавидны. В отличие от СССР, который в рейтинге известного экономического журнала "Euromoney" за 1988 г. занимал 17 место после Италии и Тайваня, ни одна из бывших советских республик не сумела попасть в число 50 стран с наиболее благоприятным инвестиционным климатом. Беларусь находится за пределами первой сотни инвестиционно привлекательных стран. Это является главной причиной дефицита иностранных инвестиций и бегства частного капитала за границу в более привлекательные регионы.
Существует несколько характерных подходов к оценке инвестиционного климата, из которых наиболее приемлемым является факторный, основанный на оценке набора факторов:
· характеристика экономического потенциала;
· общие уровни хозяйствования (развитие отраслей материального производства, степень изношенности основных фондов, незавершенного строительства);
· зрелость рыночной среды (инфраструктура, приватизация, инфляция, степень вовлеченности населения в инвестиционный процесс, емкость местного рынка, экспортные возможности, присутствие иностранного капитала);
· политическая ситуация;
· социальные факторы (уровень жизни населения, величина реальной зарплаты, отношение населения к местным и иностранным предпринимателям, условия работы иностранных специалистов);
· финансовые (доходы бюджета, доступность бюджетных ресурсов, кредитов в иностранной валюте, уровень банковского процента, сумма вкладов на душу населения, удельный вес долгосрочных кредитов).
Необходимо отметить, что методология оценки инвестиционного климата далека от совершенства. Категории инвестиционного климата присуща значительная доля субъективизма.
Инвестиционный климат любой хозяйственной системы характеризуется чрезвычайным динамизмом и постоянно меняется в лучшую или худшую сторону.
В 1996-2000 гг. в развитии белорусской экономики определились два этапа: относительно высокие темпы роста, характерные для начала периода и замедление темпов экономического развития во второй его половине.
Обусловлено это тем, что многие факторы, стимулировавшие экономический рост в начале этого периода, в частности недоиспользованный производственный и научно-технический потенциал, политика денежной экспансии, жесткое регулирование цен, исчерпали себя. Обострились инфляционные процессы. Основная причина этого - денежно-кредитная политика 1998-1999 гг., связанная с опережающим эмиссионным кредитованием государственных программ в области жилищного строительства, а также последствиями августовского (1998 г.) финансового кризиса в России.
С 2000 г. в Беларуси стала проводиться достаточно жесткая денежно-кредитная политика, обеспечившая снижение темпов инфляции и создание условий для оздоровления финансовой сферы. Обеспечение положительного уровня реальных процентных ставок и относительная стабилизация рыночного курса белорусского рубля способствовали достижению сбалансированности спроса и предложения на денежном рынке. Опережающая по сравнению с инфляцией девальвация официального курса белорусского рубля по отношению к доллару США привела к сокращению разрыва, а в сентябре 2000 г. - к единому курсу белорусского рубля на валютном рынке. Однако принятые меры не привели пока к существенному улучшению экономической ситуации.
Усложнение финансовых проблем в свою очередь блокирует рост инвестиций и обновление основных фондов. Не удалось в полной мере обеспечить интенсификацию инвестиционных процессов за счет внутренних сбережений.
С принятием в 2001 г. Инвестиционного кодекса в республике значительно улучшилась правовая среда для инвестиционной деятельности. Вместе с тем сохраняются серьезные недостатки: противоречивость нормативных правовых актов, непоследовательность и наличие взаимоисключающих норм.
Необходимо завершить формирование нормативно-правовой базы в области налогового, кредитного, валютного, таможенного регулирования инвестиций и обеспечить иностранным инвесторам стабильные, благоприятные условия для предпринимательской деятельности.
Весьма актуальной задачей для республики становится проведение ежегодного мониторинга инвестиционного климата. Наиболее подходящим вариантом является отслеживание состояния инвестиционного климата экономики страны без выделения отдельных хозяйственных систем (отраслей, регионов, экономических зон).
Согласно расчетам, потребность в инвестициях на 2002-2010 годы составит 39 млрд. USD. Общий объем инвестиций в основной капитал в 2010 г. должен возрасти по сравнению с 2000 г. в 2,2-2,5 раза (в 2005 г., по сравнению с 2000 г, он возрастет в 1,6-1,7 раза). Доля инвестиций в ВВП составит в 2010 г. 26 - 28% (в 2000 г. - 19,8%). Это даст возможность обеспечить расширение воспроизводственных пропорций, повышение и конкурентоспособности выпускаемой продукции на внешнем и внутреннем рынках и как результат - более полно удовлетворить потребности народного хозяйства и населения страны в средствах производства и потребительских товарах.
В условиях недостатка инвестиционных ресурсов основной упор должен быть сделан на мобилизацию имеющихся внутренних активов, которыми располагают нефинансовые организации, население, банки, страховые организации и предприниматели. Важнейшим источником финансирования инвестиционного спроса по-прежнему остаются собственные средства организаций, удельный вес которых в общем объеме инвестиций по республике составляет более 50%
Рост объемов инвестиций будет обеспечиваться за счет финансового оздоровления организаций. В этой связи главной задачей становится создание стимулов для использования амортизации и прибыли на техническое перевооружение основных производственных фондов, особенно их активной части, имеющих критический коэффициент износа.
С 1 января 2002 года на территории республики осуществляется переход на новые условия начисления амортизации основных средств и нематериальных активов. Механизм реализации новой амортизационной политики отражен в Положении о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, предусматривающем либерализацию существующей системы начисления амортизации. Согласно новым правилам, осуществляющая предпринимательскую деятельность организация, исходя из своего финансово-экономического состояния и конъюнктуры рынка, может определять в соответствии с самостоятельно выбранными (в рамках установленных государством диапазонов) сроками полезного использования амортизируемых объектов, способами и методами начисления амортизации, суммы амортизационных отчислений на воспроизводство основных средств и нематериальных активов. Объекты, используемые в предпринимательской деятельности, амортизируют у каждого нового собственника или балансодержателя. При этом ускорение процесса начисления амортизации по объектам, используемым в предпринимательской деятельности может происходить как посредством выбора нижней границы диапазона сроков полезного использования, применения нелинейных способов амортизации, так и через применение порядка индексации амортизации при использовании линейного способа в сочетании с проведением переоценок основных средств в период высокого уровня инфляции.
Новая амортизационная политика восстанавливает воспроизводственную роль амортизационных отчислений. При этом льгота по прибыли на развитие и расширение производства связана с механизмом формирования и использования амортизационных фондов, потенциальные направления расходования которых расширены.
Поскольку новая амортизационная политика предусматривает формирование амортизационного фонда за счет амортизационных отчислений только той части, которая вошла в себестоимость реализованной продукции, появляется реальный инвестиционный источник воспроизводства основных средств и нематериальных активов.
Проведение мониторинга результатов внедрения новой амортизационной политики и дальнейшая ее унификация в рамках создания Союзного государства Беларуси и России на основе международных стандартов финансовой отчетности позволит уточнить новый порядок начисления амортизации, нормативные сроки службы и сроки полезного использования амортизируемых объектов и применять с 2003 года ее уточненный вариант всеми организациями и индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь.
Важной составляющей, способствующей финансовому оздоровлению и повышению инвестиционной активности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, является установление оптимальных налоговых нагрузок на организации.
В этой связи, в настоящее время готовится пакет документов, предусматривающий:
· расширение круга и улучшение условий применения упрощенной системы налогообложения и бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства и индивидуальных предпринимателей на основе повышения предельного для таких условий размера выручки от реализации товаров (работ, услуг) и численности наемных работников;
· отмена авансовой оплаты патента и ограничения необходимых учетных операций;
· сокращение перечня налогов и сборов, уплачиваемых субъектами малого предпринимательства помимо ставки единого налога по упрощенной системе налогообложения;
· снижение ставки налога на прибыль для субъектов малого предпринимательства, не перешедших на упрощенную систему налогообложения, с 15 до 10%;
· отмена по целому ряду сделок и операций декларирования средств, инвестируемых физическими лицами в малый бизнес.
Смягчение налогового климата с 2002 года будет осуществляться по следующим направлениям:
· установление моратория на введение в течение финансового года новых налогов и обязательных платежей, а также изменение ставок (кроме случаев их индексации в порядке, установленном действующим законодательством) и увеличение базы налогообложения действующих доходных источников;
· расширение базы налогообложения за счет сокращения льгот по налоговым платежам;
· реализация мер по погашению накопленной задолженности юридическими лицами по платежам в бюджет с применением, при необходимости, процедуры банкротства;
· сохранение практики исчисления и уплаты едиными платежами налогов и сборов, взимаемых от одной базы налогообложения.
В дальнейшем предусматривается реализация следующих мер:
· поэтапное снижение налоговой нагрузки на экономику (к 2005 году на уровне не менее 5-6 процентных пункта к ВВП) за счет постепенной отмены и снижения ставок оборотных сборов и отчислений в целевые бюджетные и внебюджетные фонды, взимаемых с выручки от реализации товаров и услуг, и усиления на этой основе роли прямого налогообложения реально полученных доходов;
· выравнивание условий налогообложения для всех налогоплательщиков, в первую очередь за счет поэтапного сокращения льгот по налоговым и таможенным платежам;
· введение общепринятых в мировой практике правовых основ и правил налогообложения на основе введения в действие общей части проекта Налогового кодекса Республики Беларусь;
· введение в действие второй специальной части проекта Налогового кодекса Республики Беларусь, обеспечивающей создание эффективной и четкой налоговой системы, свободной от оборотных платежей и унифицированной по основным параметрам с системой налогообложения Российской Федерации;
· продолжение работы по унификации налоговых законодательств Республики Беларусь и Российской Федерации в рамках Договора о создании Союзного государства и подготовка проекта Налогового кодекса Союзного государства.
Реализация указанных мероприятий будет побуждать юридических лиц и население к накоплению средств и инвестированию, создаст благоприятные условия для финансового оздоровления организаций.
В целом снижение налоговых ставок должно поощрять выявление хозяйственной деятельности, скрытой в настоящее время в "теневой экономике". Это еще один из существенных элементов накопления и развития капитала.
Механизм реализации указанных конкретных предложений найдет свое отражение в пакете документов, основными из которых являются - Налоговый кодекс Республики Беларусь и в дальнейшем - Союзного государства, проекты Законов и Декретов Президента Республики Беларусь. Сроки их разработки приведены в мероприятиях к настоящей программе.
В то же время весьма важным для белорусской экономики являются прямые государственные инвестиции, финансируемые из государственного бюджета. Они являются основой для развития материально-технической базы социальной сферы (здравоохранение, образование, культура, социальное обеспечение, наука, спорт, жилищно-коммунальное хозяйство и др.). Учитывая, что в среднесрочной перспективе снижается возможность резкого увеличения масштабов прямого государственного инвестирования, основными принципами инвестиционно-финансовой деятельности государства должны стать: строгое выполнение инвестиционно-бюджетных обязательств государства; разграничение инвестиционных обязательств республиканских и региональных органов власти; сохранение адресно-целевого подхода к распределению бюджетных инвестиций в годовых государственных инвестиционных программах; инвестиции в новое поколение, прежде всего в материально-техническую базу здравоохранения, образования и культуры; инфраструктурное обеспечение системы правоохранительных органов; участие в создании материальной базы для развития секторов новой экономики; решение экологических проблем и осуществление природоохранных мероприятий; выравнивание социально-экономического развития областей республики.
Необходимость развития инфраструктурных объектов для обеспечения воспроизводственных процессов требует увеличения бюджетной поддержки инвестиционных проектов, связанных с экспортом продукции, решением проблемы импортозамещения и основанных на использовании новых и высоких технологий. Сохранится финансирование производственной сферы на условиях конкурсного размещения централизованных инвестиционных ресурсов в рамках Государственной инвестиционной программы на очередной финансовый год с использованием на эти цели 10% от общего объема государственных капитальных вложений, финансируемых за счет средств республиканского бюджета.
С целью привлечения в инвестиционную сферу заемных и собственных средств юридических лиц и усиления роли государства в поддержке указанных направлений необходимо:
· установить в размере 10 процентов ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь оплату за пользование бюджетными средствами, предоставляемыми для реализации инвестиционных проектов в отраслях материального производства;
· предусмотреть возвратность указанных средств на инвестиции в основной капитал для дальнейшего реинвестирования в инвестиционные проекты на платной и возвратной основе.
Значение государственных инвестиций состоит также в том, что они являются катализатором инвестиционной активности в частном секторе, что достигается за счет предоставления на конкурсной основе государственных гарантий для реализации коммерческих инвестиционных проектов. Эта роль централизованных инвестиционных ресурсов в экономике республики будет усиливаться по мере приватизации и разгосударствления.
В свою очередь использование лизинга, как одной из форм инвестирования в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов имеет широкую перспективу в решении проблем технического перевооружения производства.
В целях развития, регулирования и поддержки лизинговой деятельности в Республике Беларусь в последнее пятилетие были приняты Указ Президента Республики Беларусь № 587 (1997 год) "О лизинге", Положение "О лизинге на территории Республики Беларусь", утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.1997 г. № 1769. Палатой представителей Национального Собрания Республики Беларусь ратифицированы Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге (1998 г.) и Конвенция о межгосударственном лизинге (1999 г.). Министерством финансов, Государственным таможенным комитетом и Национальным банком республики принят ряд соответствующих решений по бухгалтерскому учету, таможенному и валютному регулированию лизинговых операций.
Принимая во внимание, что по своей природе и действующему в Республике Беларусь законодательству лизинговая деятельность не может нанести ущерб государству, а финансовые и имущественные потоки при осуществлении лизинговых операций в силу простоты и прозрачности договора лизинга не только легко отслеживаются, но и находятся под постоянным контролем банков-кредиторов и страховых организаций, Правительство республики отказалось от лицензирования этого вида деятельности и ограничения размера уставного фонда.
За последние 3 года нормативная база лизинга не подвергалась существенным изменениям, что свидетельствует о достаточности достигнутого баланса интересов государства и коммерческих образований.
В большинстве промышленно развитых стран мира получение в долгосрочное пользование по лизингу оборудования и других производственных активов является крупным источником финансирования капитальных вложений и составляет примерно 25-30 процентов их общего объема. В нашей стране этот показатель по итогам 1997 года достиг лишь 1 процента от общего объема капитальных вложений, в 1998 году - 2%, в 1999 году - 2,1%. Данные приведены по информации Белорусского союза лизингодателей. На рынке лизинговых услуг Беларуси работают около 60 лизинговых компаний.
В республике имеется положительный опыт использования международного лизинга для обновления и увеличения основных средств. Белорусские транспортники, не привлекая государственных средств и правительственных гарантий, полностью обновили по лизингу подвижной состав для международных перевозок. Это позволило дополнительно получить сотни миллионов долларов валютной выручки и иметь стране положительное сальдо внешнеторгового баланса по услугам.
Механизм лизинга не предусматривает участия государства в субсидировании лизинговых услуг. Однако, в связи с отсутствием необходимых средств, в настоящее время государство участвует в закупке сельскохозяйственной техники с целью ее передачи в долгосрочную аренду и, в значительно меньшей степени, - в лизинг.
В настоящее время наиболее активно осуществляется международный лизинг с юридическими лицами Российской Федерации. Действующая законодательная база Беларуси, России, Украины, Молдовы и других стран СНГ не препятствует осуществлению лизинговых договоров между юридическими лицами.
Учрежденная в 1997 году Лизинговая конфедерация (союз) Содружества независимых государств (СНГЛИЗИНГ) предусматривает открытие в ряде регионов государств-участников территориальных агентств СНГЛИЗИНГ и организацию их деятельности по разработке и осуществлению межрегиональных лизинговых проектов и программ. Открытие такого агентства в Минске предусматривается в 1 полугодии 2002 года.
Вместе с тем, несмотря на положительную тенденцию развития лизинговой деятельности, рынок лизинговых услуг в Беларуси развит слабо.
Успешному развитию лизинга в республике препятствует ряд обстоятельств, основные из которых сводятся к следующему:
· недостаточность финансового, в том числе валютного потенциала;
· нехватка стартового капитала для организации лизинговых компаний;
· слабая диверсификация предоставляемых услуг;
· неразвитость связей с другими страховыми компаниями (практическое отсутствие рынка перестраховочных услуг);
· отсутствие системы информационного обеспечения лизинга, которая предоставляла бы постоянно восполняемую и доступную информацию о предложениях лизинговых услуг, и, связанное с этим, недостаточное понимание сущности лизинга, его достоинств, как у потенциальных лизингодателей, так и предпринимателей - потенциальных лизингополучателей.
В перспективе лизинг, как одна из рыночных и высокорентабельных форм, может дать рост общих объемов инвестиций в республике и реально расширить выбор методов и способов хозяйствования для организаций материальной сферы.
За счет развертывания лизинговых операций представляется реальным осуществить продвижение производимой отечественной промышленностью продукции на внутренний и международный рынок, обновление парка оборудования, не прибегая к крупным капиталовложениям, и в условиях низкой покупательной способности.
В связи с необходимостью формирования при участии государства эффективной системы привлечения иностранных инвестиций, продвижения на зарубежных рынках капитала белорусских инвестиционных возможностей и формирования привлекательного образа страны, принимающей инвестиции, была создана информационная система «Инвестиции в Республике Беларусь».
Информационная система «Инвестиции в Республике Беларусь» создана компанией ЗАО "ИПМ - Консалт" при поддержке Департамента по делам инвестиций Министерства экономики Республики Беларусь.
Проект представляет собой, функционирующую в Интернете, систему, основой которой является электронная база данных инвестиционных проектов (http://www.ib.by)/. В базе бесплатно размещается подробная информация по инвестиционным проектам (на русском и английском языках) в формате, соответствующем международным стандартам.
Целью проекта «Инвестиции в Республике Беларусь» является оказание помощи белорусским предприятиям в привлечении финансовых средств под разработанные инвестиционные проекты, обеспечение "прозрачности" инвестиционного рынка для отечественных и иностранных инвесторов. А также, обеспечение открытого доступа российских и иностранных инвесторов к наиболее полной информации об инвестиционных возможностях в Республике Беларусь путем публикации в сети Интернет базы данных инвестиционных проектов белорусских предприятий.
На мировом финансовом рынке идет жесткая конкурентная борьба за инвестиционные ресурсы, и в этой борьбе побеждают те страны и регионы, которые в максимально выгодном свете представляют свой инвестиционный климат и инвестиционные возможности, предлагают потенциальным инвесторам полный и удобный информационный сервис. Наиболее предпочтительным вариантом является ситуация, при которой вся необходимая информация доставляется прямо на рабочий стол инвестору, избавляя его от необходимости тратить время и усилия на поиск приемлемых инвестиционных предложений. Информационная открытость является, таким образом, одной из важных составляющих привлекательного инвестиционного климата страны или региона. Очевидно, что использование Интернет технологий является наиболее оптимальным средством доставки информации, позволяя с минимальными затратами для соискателя инвестиций оповещать о своих инвестиционных предложениях мировое финансовое сообщество.
Таким образом, в Республике Беларусь создаются все условия для успешной и безопасной инвестиционной деятельности, однако уровень инвестиций в настоящее время не достигает запланированного уровня. Следовательно, государственная политика в этой области еще не достаточно эффективна.
- Введение
- Глава 1. Сущность, цели, субъекты и направления инвестиционной деятельности в переходной экономике
- 1.1. Сущность и цели инвестиционной деятельности
- 1.2. Субъекты и направления инвестиционной деятельности
- Глава 2. Инвестиционная политика в республике беларусь
- 2.1. Инвестиционная политика в переходной экономике Республики Беларусь: направление, проблемы государственного регулирования, особенности реализации, тенденции
- 2.2. Проблемы привлечения иностранных инвестиций
- Заключение
- Список использованных источников
- Оглавление
- Глава 1. Сущность, цели, субъекты и направления инвестиционной деятельности в переходной экономике………………………………………………………………
- Глава 2. Инвестиционная политика в республике беларусь……………………………………………………………………..