logo
Контрольные работы / 0-12_Финансы и кредит

5. Доходы и расходы региональных и местных бюджетов

Региональные бюджеты

Доходы региональных бюджетов - это определенные нормами права финансовые отношения по поводу поступления денежных средств в бюджет Российской Федерации, субъекта Федерации или муниципального образования с целью создания финансовой базы для удовлетворения публичных потребностей. Доходы региональных бюджетов выражают финансовые отношения, возникающие у органов власти субъектов РФ с предприятиями, организациями и гражданами по поводу поступления денежных средств в бюджет соответствующего региона с целью создания его финансовой базы для удовлетворения публичных потребностей. Формой проявления этих финансовых отношений служат различные виды платежей и поступлений в региональный бюджет с их материально-вещественным воплощением - денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд субъекта РФ. В основу построения системы бюджетных доходов регионов положены принципы, позволяющие субъекту РФ иметь достаточные для его деятельности финансовые ресурсы и одновременно использовать платежи юридических и физических лиц для регулирования их финансового состояния.

Все доходы региональных бюджетов по социально-экономическому знаку можно разделить на несколько групп: доходы от государственного или муниципального хозяйства, образующиеся главным образом в результате производственной деятельности государственных или муниципальных предприятий, а также от использования имущества и природных ресурсов территориальных образований (например, леса, водоемов и т.д.); доходы от предприятий и организаций различных форм собственности (кроме государственной (налоги, сборы, другие платежи)); доходы от совместных предприятий, иностранных предприятий и организаций, действующих на конкретной территории; поступления от личных доходов граждан.

Согласно Бюджетному кодексу следующие функциональные виды расходов финансируются исключительно из бюджетов субъектов Федерации

Совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:

Распределение и закрепление между бюджетами разных уровней вышеуказанных расходов производятся по согласованию федеральных органов власти и органов власти субъектов Федерации и утверждаются соответствующими законами о бюджетах либо по согласованию органа государственной власти субъекта Федерации и органов местного самоуправления, расположенных на территории данного субъекта Федерации.

Местные бюджеты

В доходы местных бюджетов зачисляются местные налоги, сборы и

штрафы, отчисления от федеральных налогов и налогов субъектов

Российской Федерации в соответствии с нормативами, установленными

федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации,

закрепленными на долговременной основе, финансовые средства,

переданные органами государственной власти органам местного

самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий,

поступления от приватизации имущества, от сдачи муниципального

имущества в аренду, от местных займов и лотерей, часть прибыли

муниципальных предприятий, учреждений и организаций, дотации,

субвенции, трансфертные платежи и иные поступления в соответствии с

законом и решениями органов местного самоуправления, а также другие

средства, образующиеся в результате деятельности органов местного

самоуправления.

Органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются

средствами местных бюджетов. Сумма превышения доходов над расходами

местных бюджетов по результатам отчетного года н подлежит изъятию

федеральными органами государственной власти, органами государственной

власти субъектов Российской Федерации.

В доходной и расходной частях местных бюджетов раздельно

предусматривается финансирование решения вопросов местного значения и

осуществления органами местного самоуправления отдельных федеральных

полномочий, полномочий субъектов Российской Федерации.

Расходы местных бюджетов во многом зависят от бюджетной политики, проводимой в государстве, от степени децентрализации управления социальной сферой. Все это является решающим фактором, влияющим на объем финансовых ресурсов, проходящих по каналам местных бюджетов, на их удельный вес в общегосударственных бюджетных расходах.

Соотношение объемов расходов, проходящих через различные виды бюджетов, в разных странах неодинаково. Различия в размерах средств, проходящих через разные виды бюджетов, объясняются определенными уровнями финансовой ответственности центральных и региональных органов власти за осуществление главным образом социальных программ, финансирование которых является наиболее крупной частью бюджетных расходов.

Из местных бюджетов осуществляются затраты на экономическую и социальную инфраструктуру, увеличивается доля, приходящаяся на местные органы власти в финансировании реконструкции городов, благоустройства промышленных зон, в ассигнованиях на коммунальное и жилищное строительство. К затратам из местных бюджетов относятся также расходы на содержание местных административных органов, полиции и суда, на транспортное и дорожное строительство. За счет местных бюджетов финансируется и здравоохранение.