5. Доходы и расходы региональных и местных бюджетов
Региональные бюджеты
Доходы региональных бюджетов - это определенные нормами права финансовые отношения по поводу поступления денежных средств в бюджет Российской Федерации, субъекта Федерации или муниципального образования с целью создания финансовой базы для удовлетворения публичных потребностей. Доходы региональных бюджетов выражают финансовые отношения, возникающие у органов власти субъектов РФ с предприятиями, организациями и гражданами по поводу поступления денежных средств в бюджет соответствующего региона с целью создания его финансовой базы для удовлетворения публичных потребностей. Формой проявления этих финансовых отношений служат различные виды платежей и поступлений в региональный бюджет с их материально-вещественным воплощением - денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд субъекта РФ. В основу построения системы бюджетных доходов регионов положены принципы, позволяющие субъекту РФ иметь достаточные для его деятельности финансовые ресурсы и одновременно использовать платежи юридических и физических лиц для регулирования их финансового состояния.
Все доходы региональных бюджетов по социально-экономическому знаку можно разделить на несколько групп: доходы от государственного или муниципального хозяйства, образующиеся главным образом в результате производственной деятельности государственных или муниципальных предприятий, а также от использования имущества и природных ресурсов территориальных образований (например, леса, водоемов и т.д.); доходы от предприятий и организаций различных форм собственности (кроме государственной (налоги, сборы, другие платежи)); доходы от совместных предприятий, иностранных предприятий и организаций, действующих на конкретной территории; поступления от личных доходов граждан.
Согласно Бюджетному кодексу следующие функциональные виды расходов финансируются исключительно из бюджетов субъектов Федерации
-
обеспечение функционирования органов представительной и исполнительной власти субъектов Федерации;
-
обслуживание и погашение государственного долга субъектов Федерации;
-
проведение выборов и референдумов в субъектах Федерации;
-
обеспечение реализации региональных целевых программ;
-
формирование государственной собственности субъектов Федерации;
-
осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации;
-
содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Федерации;
-
обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов Федерации;
-
оказание финансовой помощи местным бюджетам;
-
обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;
-
компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов Федерации, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов;
-
прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий субъектов Федерации.
Совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:
-
государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, газификации и водоснабжения, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;
-
обеспечение правоохранительной деятельности;
-
обеспечение противопожарной безопасности;
-
научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;
-
обеспечение социальной защиты населения;
-
обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;
-
обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;
-
развитие рыночной инфраструктуры;
-
обеспечение развития федеративных и национальных отношений;
-
обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
-
обеспечение деятельности средств массовой информации;
-
прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований.
Распределение и закрепление между бюджетами разных уровней вышеуказанных расходов производятся по согласованию федеральных органов власти и органов власти субъектов Федерации и утверждаются соответствующими законами о бюджетах либо по согласованию органа государственной власти субъекта Федерации и органов местного самоуправления, расположенных на территории данного субъекта Федерации.
Местные бюджеты
В доходы местных бюджетов зачисляются местные налоги, сборы и
штрафы, отчисления от федеральных налогов и налогов субъектов
Российской Федерации в соответствии с нормативами, установленными
федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации,
закрепленными на долговременной основе, финансовые средства,
переданные органами государственной власти органам местного
самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий,
поступления от приватизации имущества, от сдачи муниципального
имущества в аренду, от местных займов и лотерей, часть прибыли
муниципальных предприятий, учреждений и организаций, дотации,
субвенции, трансфертные платежи и иные поступления в соответствии с
законом и решениями органов местного самоуправления, а также другие
средства, образующиеся в результате деятельности органов местного
самоуправления.
Органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются
средствами местных бюджетов. Сумма превышения доходов над расходами
местных бюджетов по результатам отчетного года н подлежит изъятию
федеральными органами государственной власти, органами государственной
власти субъектов Российской Федерации.
В доходной и расходной частях местных бюджетов раздельно
предусматривается финансирование решения вопросов местного значения и
осуществления органами местного самоуправления отдельных федеральных
полномочий, полномочий субъектов Российской Федерации.
Расходы местных бюджетов во многом зависят от бюджетной политики, проводимой в государстве, от степени децентрализации управления социальной сферой. Все это является решающим фактором, влияющим на объем финансовых ресурсов, проходящих по каналам местных бюджетов, на их удельный вес в общегосударственных бюджетных расходах.
Соотношение объемов расходов, проходящих через различные виды бюджетов, в разных странах неодинаково. Различия в размерах средств, проходящих через разные виды бюджетов, объясняются определенными уровнями финансовой ответственности центральных и региональных органов власти за осуществление главным образом социальных программ, финансирование которых является наиболее крупной частью бюджетных расходов.
Из местных бюджетов осуществляются затраты на экономическую и социальную инфраструктуру, увеличивается доля, приходящаяся на местные органы власти в финансировании реконструкции городов, благоустройства промышленных зон, в ассигнованиях на коммунальное и жилищное строительство. К затратам из местных бюджетов относятся также расходы на содержание местных административных органов, полиции и суда, на транспортное и дорожное строительство. За счет местных бюджетов финансируется и здравоохранение.