9.5 Социальное обслуживание престарелых граждан и инвалидов
В социальной защите лиц нетрудоспособного возраста и инвалидов наряду с совершенствованием систем пенсионного обеспечения важное место отводится мерам по социальному обслуживанию этой категории населения. Речь идет о развитии форм обслуживания пожилых людей на дому работниками отделений социальной помощи, организованных при отделах социальной защиты населения, центрах социального обслуживания, домах-интернатах для престарелых и инвалидов. Для малообеспеченных пенсионеров, проживающих отдельно от родственников, актуальное значение приобретают различные виды натуральной помощи, прежде всего предоставление бесплатного питания в общественных и благотворительных столовых и домах дневного пребывания. Первоочередной задачей в этой области является обеспечение учреждений социального обслуживания необходимой материально-технической базой – специально оборудованными помещениями, транспортом и т.п.
В нынешних условиях резко обострилась проблема инвалидов, которые оказались одной из наименее социально защищенных категорий населения. В сложившейся ситуации возрастает необходимость осуществления мер по организации профессиональной и социально-трудовой реабилитации инвалидов и укреплению материально-технической базы учреждений, оказывающих им социальную поддержку.
Необходимое правовое поле для решения многих жизненно важных проблем пожилых людей и инвалидов создано Федеральным законом от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». Закон юридически закрепляет сложившуюся систему помощи пожилым и инвалидам, определяет структуру, минимальный объем и порядок оказания им социальных услуг.
В Законе четко сформулировано положение о том, что все граждане (как россияне, так и лица без гражданства) пользуются правом на социальное обслуживание и получение социальных услуг. Среди них: социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание); полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания; стационарное социальное обслуживание (в домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от наименования); срочное социальное обслуживание; социально-консультативная помощь. Социальное обслуживание по желанию клиентов осуществляется на постоянной или временной основе.
Услуги, входящие в перечень гарантированных государством социальных услуг, оказываются гражданам бесплатно, а также на условиях частичной и полной оплаты. В случае оказания по просьбе клиента дополнительных услуг, не входящих в перечень (федеральный или территориальный), производится взимание платы.
Для финансирования системы стационарного обслуживания пожилых людей и инвалидов помимо бюджетного финансирования предусмотрено использование на эти цели: средств, поступающих из целевых социальных фондов; кредитов банков и средств других кредиторов; доходов от хозяйственной и иной деятельности предприятий, учреждений и организаций системы социальной защиты населения; доходов от ценных бумаг; средств, поступающих от граждан пожилого возраста; благотворительных взносов и пожертвований; других источников, не запрещенных законом.
Социальные учреждения могут быть представлены и негосударственным сектором обслуживания, т.е. право оказывать услуги по социальному обслуживанию предоставлено не только государственным и муниципальным учреждениям, но и лицам, осуществляющим частную деятельность в этой сфере.
- Экономические основы социальной работы Курс лекций
- Введение
- Лекция 1. Теоретико-методологические основы экономики социальной работы
- 1.1. Предмет и задачи курса “Экономические основы социальной работы”
- 1.2. Принципы и методы экономики социальной работы
- 1.3. Экономическое пространство социальной работы
- 1.1 Предмет и задачи курса “Экономические основы социальной работы”.
- 1.2 Принципы и методы экономики социальной работы.
- 1.3 Экономическое пространство социальной работы.
- Контрольные вопросы
- Лекция 2. Рыночная экономика и социальная справедливость
- 2.1 Основные концепции справедливого распределения доходов
- 2.2 Проблема бедности и методы измерения неравенства в распределении доходов
- 2.3 Провалы рынка и меры государственного вмешательства
- 2.4 Дилемма справедливости и эффективности в экономике
- 2.5 Критерий компенсации (критерий Калдора–Хикса)
- Контрольные вопросы
- Лекция 3. Социальная рыночная экономика и проблемы её становления в России
- 3.1. Социальная рыночная экономика и роль государства в её развитии
- 3.2 Трудовой договор как основа расширения социальных гарантий
- 3.3 Государственный минимальный социальный стандарт и порядок его формирования
- 3.1. Социальная рыночная экономика и роль государства в её развитии
- 3.2 Трудовой договор как основа расширения социальных гарантий.
- 3.3 Государственный минимальный социальный стандарт и порядок его формирования
- Контрольные вопросы
- Лекция 4. Формы экономического взаимодействия государства и организаций третьего сектора в области социальной работы
- 4.1 Характеристика третьего сектора и социальной сферы как экономических категорий
- 4.2 Экономические условия предоставления социальных услуг государством
- 4.3 Роль некоммерческих организаций в реализации государственных и муниципальных социальных программ
- 4.1 Характеристика третьего сектора и социальной сферы как экономических категорий
- 4.2 Экономические условия предоставления социальных услуг государством
- 4.3 Роль некоммерческих организаций в реализации государственных и муниципальных социальных программ.
- Контрольные вопросы
- Лекция 5. Особенности экономических отношений в социальном обслуживании
- 5.1 Система социального обслуживания в России
- 5.2 Особенности отношений обмена в социальном обслуживании
- 5.3 Участие государства в социальном обслуживании
- 5.4 Формы организации социального обслуживания
- Контрольные вопросы
- Лекция 6. Социальная организация как экономический субъект
- 6.1 Особенности экономической деятельности некоммерческих организаций
- 6.2 Экономика общепрофильных и специализированных социальных служб
- 6.1 Особенности экономической деятельности некоммерческих организаций
- 6.2 Экономика общепрофильных и специализированных социальных служб
- Контрольные вопросы
- Лекция 7. Кадровое обеспечение и оплата труда работников социальных служб. Заработная плата бюджетных работников.
- 7.1 Оплата труда работников социальных служб и требования к их квалификации
- 7.2 Система оценки и оплаты труда «полевых» социальных работников
- 7.1 Оплата труда работников социальных служб и требования к их квалификации
- 7.2 Система оценки и оплаты труда «полевых» социальных работников
- Контрольные вопросы
- Лекция 8. Особенности налогового и бухгалтерского учёта в социальных организациях, учреждениях и службах
- 8.1 Общегосударственный финансовый контроль
- 8.2 Бухгалтерский учет в учреждениях непроизводственной сферы в условиях рыночной экономики
- 8.1 Общегосударственный финансовый контроль
- 8.2 Бухгалтерский учет в учреждениях непроизводственной сферы в условиях рыночной экономики
- Контрольные вопросы
- Лекция 9. Пенсионное обеспечение и социальное обслуживание в социальной защите граждан
- 9.1 Сущность и формы социального страхования
- 9.2 Основные направления и задачи совершенствования системы социального страхования
- 9.3 Экономическая природа пенсий и их место в поддержании и формировании семейных доходов
- 9.4. Основные направления реформирования пенсионного обеспечения
- 9.5 Социальное обслуживание престарелых граждан и инвалидов
- Контрольные вопросы
- Лекция 10. Эффективность социальной работы и социального обслуживания
- 10.1 Понятие эффекта и эффективности. Виды эффективности
- 10.2 Критерии оценки экономической эффективности социальной работы
- 10.3 Пути повышения эффективности социального обслуживания
- 10.1 Понятие эффекта и эффективности. Виды эффективности.
- 10.2 Критерии оценки экономической эффективности социальной работы
- 10.3 Пути повышения эффективности социального обслуживания
- Контрольные вопросы
- Заключение
- Библиографический список
- Приложение а (обязательное). Перечень ключевых слов